Наши предки из поколения в поколения передавали строгий наказ учиться в школах идеально, на одни пятерки. Если ребенок приносит из школы в дневнике оценку ниже 4 и 5, родители часто его ругают, запрещают гулять, пользоваться техникой, заставляют безупречно вызубривать материал, по которому ученик получил «плохую оценку». Однако многолетняя практика показывает, что идеальные оценки по школьным предметам - переоцененное и ненужное явление.
Нередко встречаются случаи, когда выпускники школ, завершившие обучение с золотой медалью, поступали в вузы и старались учиться так же безупречно, чтобы получить красный диплом. И вот после учебы отличник устраивается на работу… и видит, что пробуется в компанию, которой руководит его одноклассник-троечник или двоечник.
Такое явление удивляет и людей, старающихся получать высокие оценки и идеально знать материалы в учебниках, и их родителей. Существует множество причин, по которым «слабые» ученики устраиваются в жизни лучше, чем их одноклассники-отличники.
Нет погони за идеальными оценками
Отличники не воспринимают оценку ниже пятерки, ведь отличные отметки они считают истинным показателем успешности в деле. Если учитель ставит школьнику высший балл, ребенок считает, что это значимое достижение и явный признак успеха.
Отличники и их родители не осознают, что отметка в журнале - субъективная оценка преподавателя, зависящая от многих факторов: у учителя может быть предвзятое отношение к обучающемуся, он просто может прийти на работу не в духе и решить отыграться на детях, поставив им незаслуженную оценку. Давайте честно, такое встречается не то чтобы и редко.
Те, кто учится на тройки, чаще всего понимают, что уровень их знаний и качеств нельзя оценивать по негибкой системе. Они не нуждаются в одобрении со стороны, а делают то, что им подсказывают внутренние чувства и мысли. К своей цели они идут, не оборачиваясь на негативные мнения других, и потому легче достигают успеха.
Нет стремления угодить и заслужить расположение учителя
Школьники, которые учатся отлично, стараются произвести на преподавателя хорошее впечатление и зарекомендовать себя в качестве хорошего ученика. Чтобы сложить о себе положительное мнение, они стараются отвечать на все вопросы, вести себя образцово, поднимать руку даже на трудных уроках и не перечить учителям.
Троечники же не стремятся к тому, чтобы кого-либо впечатлить своей успеваемостью или стать «хорошими» в глазах педагогов. Они могут уважительно относиться к старшим, не срывать уроки, однако выслуживаться и угождать не хотят, что вырабатывает в них самобытность и умение не зависеть от чужого мнения.
Модель обоих учеников переносится и на взрослую жизнь, где отличник постарается угодить начальству, а троечник откажется работать на кого-то, кроме себя.
Если вам интересен контент, то поддержите автора и его работу по ссылке:
https://fantalks.io/r/nvorotny Делегирование задач
Отличники с детства убеждены в том, что должны сами идеально выучить материал, чтобы успешно написать контрольную без шпаргалок и получить признание учителя. Все задачи они выполняют сами, не допуская к их никого другого. После школы этот принцип сохраняется, и все множество сложных задач студент или работник, учившийся в школе на пятерке, старается выполнить сам. От этого они быстро выдыхаются, устают и выгорают, теряя способность продуктивно работать.
Троечники, которых учителя и одноклассниками считали лентяями и лодырями, со школьных лет привыкли делегировать выполнение почти всей работы. Если ребенок понимает, что не может или не хочет выполнить нужную задачу, он постарается найти способного человека, который сделает работу за него (вспомните Тома Сойера!).
Проверочную работу по химии он спишет у одного друга, математику подсмотрит у отличника, а историю сделает сам, ведь разбирается в ней хорошо. Такая методика позволяет экономить силы и эффективно распределять ресурсы - модель успешно переносится на взрослую жизнь, и бывший троечник может стать сильным лидером и руководителем.
Нет гонки за идеальным результатом
В психологии есть интересный термин - синдром отличника. Это убеждение человека, что он должен безукоризненно выполнить работу, если взялся за нее. Если же он понимает, что не сможет решить вопрос идеально, он не станет браться за него.
Эта психологическая установка мешает жить отличникам, ведь в жизни невозможно успевать делать все идеально, без ошибок. Бывший отличник устроится на работу и будет бесконечно трудиться, чтобы добиться идеального результата в текущей задаче, забывая о перспективах. Также он и вовсе может не решиться на новое дело, ведь не уверен, справится он с ним идеально или нет.
Троечникам проще: они не гонятся за стопроцентным результатом и понимают, что совершать ошибки - это нормально. Они будут пробовать себя в новых областях без страха ошибиться и обязательно найдут отрасль, в которой покажут себя прекрасно.
Экономия сил на ненужных задачах
Если троечник не считает нужным выполнить определенную работу, он за нее не возьмется, чтобы сэкономить драгоценные силы. Не заметив в задаче перспектив, он отвернется от нее и сосредоточит внимание на интересных вещах. Отличнику же приходится зубрить даже те предметы, к которым он не расположен, чтобы учитель его не отругал и не поставил плохую отметку в журнал.
Во взрослой жизни разница между отличником и троечником становится заметнее, когда пятерочник тратит время на нелюбимую работу и боится ее потерять, ведь лишится дохода, а троечник не страшится уволиться, если должность ему не пришлась по душе.
Сосредоточенность на внешкольной жизни
Троечники могут получать «неудовлетворительные» отметки, не обращая на это внимание, ведь знают, что занимаются полезными задачами. Пока его одноклассники-отличники часами учат домашнее задание и готовится ко всем контрольным, троечник тратит свое время на интересные занятия: ходит в секции, изучает компьютер, читают внешкольную литературу, сочиняют музыку, гуляют с друзьями или просто отдыхают.
Психологи заявляют, что отличники испытывают сложности с отдыхом, ведь они находятся под постоянным напряжением. Они не выделяют времени на физический отдых и психологическую разгрузку, отчего их ментальное здоровье страдает.
Во взрослой жизни отличники часто обращаются к психологам с жалобами на повышенную тревожность, бессонницы и страх не оправдать ожидания руководителя, родственников и друзей. Троечники с детства берегут моральный ресурс и во взрослой жизни реже подвергаются психическим заболеваниям, вызванным нагрузками и стрессовыми ситуациями.
Согласны ли вы с таким мнением?