Кризис Возрождения: основы маньеризма

Jul 16, 2024 15:18





Якопо Понтормо. Вертумн и Помона. Фрагмент. 1519-1521

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари использует слово «манера» для обозначения стиля великих мастеров начала XVI в., которые достигли высочайших вершин в искусстве и тем самым создали образцы для всех художников последующего поколения. Этих последних теоретики классицизма XVII в. назвали «маньеристами», поскольку их упрекали в искусственном воспроизведении приемов, заимствованных у великих мастеров. Считалось, что такое заимствование вело к излишне замысловатому, рассудочному академическому стилю. Сегодня термин «маньеризм» употребляется также для обозначения того беспокойного поколения художников, которое в 1520-е гг. в Сиене и во Флоренции открыто порывало с классическими канонами искусства Возрождения. В их творчестве благодаря утрированным формальным приемам и рискованным экспериментам всецело выразился тот кризис, ростки которого появились уже в произведениях великих мастеров, воспетых Вазари.



Флоренция и Сиена оказались первыми городами, где стали проявляться признаки противодействия классическому, уравновешенному стилю Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Так, во Флоренции молодые художники воспитывались непосредственно на изучении батальных картонов Леонардо и Микеланджело - эти работы стали первыми учебниками маньеризма. Мастерская Андреа дель Сарто была важной вехой в творческом становлении Понтормо и Россо Фьорентино, которые, заостряя приемы великих мастеров, приспосабливали их к собственному оригинальному, визионерскому художественному мышлению. Художественные новшества, исходившие из Флоренции и Рима, были знакомы и Доменико Беккафуми, работавшему в Сиене. В живописи он шел своим путем, независимо от первых флорентийских маньеристов, с которыми, впрочем, его сближала склонность к странному, фантастическому переосмысливанию образцов искусства Возрождения.



Якопо Понторпо. Встреча Марии и Елизаветы, 1528-1529

Как подчеркивают исследователи, первые маньеристы были странными меланхоликами, почти патологически замкнутыми. Их причуды описаны у Вазари и Челлини и засвидетельствованы в Моей книге Понтормо - дневнике, куда в 1554-1556 гг. он заносил лаконичные заметки о своей работе, повседневных трапезах и даже о своих физических отправлениях.

Обстоятельства жизни маньеристов, как о них рассказывает Вазари, вызывают удивление и беспокойство и вскрывают глубокий разлад этих людей с тем суровым и напряженным временем, в котором они жили. Вазари рассказывает, что Россо в Сансеполькро по ночам раскапывал могилы, чтобы изучать разлагающиеся трупы; он умер во Франции, покончив с собой. Никодемо Ферруччи всегда носил жилет, сшитый из кожи повешенного, аретинец Лапполи бегал по Риму голым, спасаясь от ландскнехтов, а Бартоломео Торри «из слишком большой любви к анатомии держал в комнатах и даже под кроватью человеческие члены и куски тел, наполнявшие его дом зловонием». Не говоря уж о Рустичи, который жил с орлом, вороном и дикобразом и устроил замурованную комнату, где бились между собой разные змеи, чтобы «наблюдать, в особенности летом, их дикие прыжки и жестокие игры». Тот же Вазари рассказывает, что Понтормо «построил себе дом, больше походивший на убежище человека странного и нелюдимого, чем на жилище рассудительного человека». В этом доме он в конце концов затворился и не пускал туда никого.



Россо Фьорентино. Аллегория Смерти

Определение того, что такое маньеризм, и по сей день служит предметом споров и раздоров между искусствоведами, но все сходятся в том, что истоки его можно найти в творчестве великих мастеров Возрождения - Леонардо, Рафаэля, Микеланджело - и что маньеризм положил начало новому искусству, в котором стало преобладать личностное начало художника, стиль, порой утрированно характеризующий отношение художника к предмету изображения.

Интерес к «прекрасной манере», этому сложному и захватывающему этапному явлению в истории искусства, не ослабевает в академических кругах, а крупнейшим творцам эпохи посвящаются громкие выставки. Однако в тени прославленных произведений эпохи - загадочных и чувственных композиций Пармиджанино, тревожных алтарных образов Россо Фьорентино и Понтормо, отстраненных портретов Бронзино, поражающих воображение фресок Джулио Романо - остаются столь же необычные работы мастеров, чьи имена известны менее широко.



Альбом издательства СЛОВО/SLOVO серии «Великие музеи мира»

С альбомом «Шедевры маньеризма. Музеи Италии» читателю предоставляется возможность отправиться в путешествие во времени и посетить Рим в год его разграбления ландскнехтами Карла V, Флоренцию Козимо I Медичи, Неаполь периода испанского владычества и Венецию эпохи Тициана, Веронезе и Тинторетто и увидеть произведения таких художников, как Себастьяно дель Пьомбо, Доменико Беккафуми, Перино дель Вага, Пеллегрино Тибальди, Джироламо Мирола, Франческо Сальвиати и многих других.


Шедевры маньеризма. Музеи Италии - купить книгу в интернет-магазине с доставкой | Искусство | Альбомы по искусству | СЛОВО/ SLOVO

Купить книгу «Шедевры маньеризма. Музеи Италии» в издательстве СЛОВО/SLOVO, оплата онлайн или наличными при получении, доставка по Москве и городам России.

slovobooks.ru

неаполь, мировое искусство, возрождение, тициан, ренессанс, медичи, музеи, художники, путешествие, искусство, книги, вазари, альбомы по искусству, италия, история искусства, страны, издательство слово, история, маньеризм, флоренция, культура, картины, великие музеи мира

Previous post Next post
Up