Книга Наталии Семеновой «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики»
13 июля 1873 года, 151 год назад, родился русский предприниматель и общественный деятель Владимир Павлович Рябушинский. Он был третьим по старшинству из известных
братьев Рябушинских - успешной купеческой династии, которой принадлежали текстильные фабрики, Московский банк, лесные и льняные производства.
По словам предпринимателя и мемуариста начала ХХ века Павла Афанасьевича Бурышкина, знаменитую семью отличала «неудержимая буйная жажда дела, толкающая от хлопка к лесу, от стекла к миткалю, от земли к наборным машинам, от банкирского дома к собственной газете». Ни одно из купеческих семейств не действовало с подобным размахом. И каждый из Рябушинских оставил заметный след в отечественной истории.
Владимир Павлович отвечал за банковское направление бизнеса Рябушинских - возглавлял Правление Московского банка, основанного в 1912 году. Он также известен тем, что был страстным книжником и основателем общества «Икона». Владимир Павлович имел широкий спектр интересов. В его домашней библиотеке было множество книг самой разнообразной тематики - история, философия, военное и морское дело, спорт, география, искусство и многие другие. Также он являлся автором ряда работ, посвященных иконописи и традициям русского предпринимательства.
В одном из своих трудов - «Купечество московское» - Владимир Павлович выделил основные качества предпринимателей XIX - начала XX века. Перечисленные им черты и советы не гарантируют безоговорочный успех в делах, но развитию личности точно поспособствуют. Предлагаем их вашему вниманию.
Владимир Павлович Рябушинский
1. Наличие ума и воли.
Воля выражалась в выдержке, в убийственном хладнокровии при удаче и неудаче. «Как будто все равно было, что наживать, что терять, а, конечно, было не все равно», - пишет Рябушинский. Основатели семейного дела внушали детям, что непростые времена стоит просто переждать, показывали своим примером, что гнуть свою линию следует упорно и тягуче, несмотря на неудачи.
2. Планирование.
«На практике попробуйте даже только после пяти лет процветания заставить себя готовиться к плохим годам, и после пяти лет плохих дел верить в хорошие года и готовиться к ним. Только очень большим людям это доступно».
3. Принципиальность.
«Соображения симпатий и антипатий играют в выборе дела иногда большую роль, чем купец сам сознает, а иногда влечение и отталкивание бывают переплетены с принципиальностью. Так, отец нам заповедовал: ни за что не заводить спиртовых заводов, так как это связано с народным пьянством».
4. Интуиция.
«Меня всегда поражала [в купцах] способность распознавать, часто вопреки видимости, каков корень учреждения, с которым им предлагали вступить в какие-либо деловые отношения».
5. Любовь к своему занятию.
«Свое фабричное дело мы любили и ценили. Родовые фабрики были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей».
6. Главное - дело.
«С детства нам внушали: “дело”; тут было нечто большее, чем нажива. Это говорилось так, как потом солдатом я слышал: “Служба Его Величества”. И на ней и чины, и ордена, и выгода, но не в них суть для человека с совестью и пониманием».
7. Правила для дела, а не дело для правил.
«Это есть одно из преимуществ “хозяина”. Он может смело ошибаться, никому не давая ни отчета, ни объяснений. Он смел, предприимчив, гибок, не должен оглядываться».
8. Высокое качество продукции.
«Вот это отличительная черта русского рынка: покупатель требует хорошего качества, предпочитая, несмотря на свою бедность, платить за него дороже. “Дорого, но мило, - дешево да гнило”. Этим Россия отличается от Востока, который часто уж очень беден и поэтому берет дрянную дешевку, и от Запада, который богат, но в некоторых своих частях до того мелочен и скуп, что тоже набрасывается на плохой товар, если цены его прельщают».
9. Каждый молодец на свой образец!
«У каждого молодца, кроме его дела, есть еще что-то, чем он занимается со страстью. Назовем это что-то “любительством”. Иногда оно превращается в центр жизни и делает человека таким известным, что забывают о его деловитости. Наверное, редко кто теперь знает, что основатель Третьяковской картинной галереи Павел Михайлович Третьяков был известным фабрикантом и что Третьяковы - одна из знаменитейших льняных династий в России».
10. Богатство обязывает!
Великие купцы становились великими благотворителями и меценатами. Дару «любви и милостыни служили богадельни, больницы, даровые столовые».
Узнать всю историю знаменитого семейства можно вместе с книгой
«Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики». В этом документальном романе историк искусств Наталия Семенова сосредотачивает внимание на вкладе в отечественную культуру своих героев. Благодаря воспоминаниям и дневникам Михаила Павловича, младшего брата Владимира Павловича, которые он завещал Нью-Йоркской публичной библиотеке, автору удалось восстановить картину насыщенной, счастливой на рубеже эпох, но в конце концов трагической судьбы семьи Рябушинских.
Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики - купить книгу в интернет-магазине с доставкой | Искусство | Альбомы по искусству | СЛОВО/ SLOVO
Купить книгу «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики» в издательстве СЛОВО/SLOVO, оплата онлайн или наличными при получении, доставка по Москве и городам России.
slovobooks.ru