Андрей Иванов: «Старые здания - очень важная часть нашего мира»

Jul 11, 2024 09:46





Книга Андрея Иванова «Архитектура без архитектора»

Книга «Архитектура без архитектора» вошла в лонг-лист премии «Просветитель». Руководитель проектов издательства СЛОВО/SLOVO Карина Ерицян поговорила с ее автором Андреем Ивановым об интересе к теме вернакулярной архитектуры, о будущем городов и о сохранении исторических зданий.

- Андрей, Ваша книга «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы мира» стала событием как в книжном, так и архитектурном сообществе. Она - лауреат книжной премии «АРХМОСКВА-2024» в номинации «Лучшее исследовательское издание по архитектуре». Буквально на днях стало известно, что книга попала в лонг-лист грядущей премии «Просветитель». Как Вы думаете, с чем связан такой успех и интерес к книге?

- Я пока не стал бы говорить о каком-то особенном успехе в архитектурном мире, во всяком случае я не очень его ощущаю. Штука в том, что эта книга - действительно первая оригинальная книга на русском языке, прямо посвященная вернакуляру. Причем не только как «архитектуре без архитектора», но и как явлению культуры. Это новый для нас термин и новая тема. И если какой-то успех и есть, то он скорее от удивления, что об этом можно сочинить целый том, чем от понимания сути явления. И еще - профессиональному архитектору трудно признать, что «архитектуру», которые многие все еще понимают как «высокое», чуть ли не сакральное искусство, могут создавать простые мастера и у них это неплохо получается.



Тут я хотел бы поблагодарить издательство «Слово», не побоявшееся за эту тему взяться. Если б не ваша инициатива, я, может быть, и не решился бы интегрировать в книгу свои на тот момент довольно разрозненные исследования и размышления о вернакуляре.

Ну а читателям, возможно, интересно увидеть, что довольно разные, не связанные между собой места и среды в разных концах планеты имеют что-то общее - непреднамеренную красоту, обаяние рукодельности, глубину истории местного мастерства.

- Как Вы увлеклись этой темой, с чего все началось?

С Каракола - города на восточной оконечности озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Я попал туда по работе в 2002 году - и обалдел. Я увидел хорошо сохранившийся - как нигде в России - русский исторический город, состоявший из одно- и двухэтажных оштукатуренных срубов, украшенных прорезными деревянными наличниками и подзорами, крылечками и светелками, но главное - искусно исполненными алебастровыми полуколоннами, которые прикрывали выступавшие из стен «хвосты» бревен. И эти полуколонны были выполнены по канонам Палладио! Разгадке этого чуда я посвятил пару последующих лет. И в моей газетной публикации 2003 года, а потом в книге о Караколе, изданной в Бишкеке в 2004 году, у меня впервые появляется это слово в составе понятия «каракольский вернакуляр». Архитекторов не было - были русские мастера-строители, приехавшие туда в ходе российско-имперской колонизации Туркестана во второй половине XIX века, привезшие с собой «родные» паттерны и технологии, но добавившие к ним почерпнутые из книг образцы «высокого» архитектурного декора. Это хрестоматийная вернакулярная практика, которую я и изучаю с тех пор в самых разных местах.



Андрей Иванов и его книга «Архитектура без архитектора»

- Как Вам кажется, будущее городов - это сохранение исторических зданий, даже если они выглядят непрезентабельно, или все снести и построить новый мир?

Никому еще за всю историю человечества не удавалось построить «новый мир». Все такие попытки заканчивались крахом. И слава богу! Органичный мир вырастает сам, в длительности многопоколенческого человеческого труда. Старые здания - очень важная часть этого мира, и, не сохраняя их, мы лишаем себя и своих потомков принадлежности к своей истории - то есть возможности жить органично. А будущее у городов - разное. У тех, где понимают ценность своей исторической среды и сохраняют ее, - одно. У тех, где ее уничтожают, - другое.

- Приведите, пожалуйста, три наиболее удачных современных примера работы с исторической застройкой, памятниками архитектуры или вернакулярными районами.

С отдельными зданиями легче. Например, Новый музей в Берлине архитектора Дэвида Чипперфильда. При реконструкции руинированного в войну здания он сохранил все приметы его подлинной истории (старая кладка, слои штукатурки, солдатские граффити и т. д.) и добавил смелые контрастные нововведения там, где подлинные фрагменты не сохранились. Получился увлекательнейший архитектурный театр, где само здание рассматривать интереснее, чем экспонаты.

Подобным образом в России сделаны флигель Музея архитектуры «Руина» в Москве, архитектор Наринэ Тютчева, и «Арсенал» в Нижегородском кремле, архитектор Евгений Асс (они, естественно, работали со своими командами).

С вернакулярными районами намного сложнее.

Вы говорите «работа». Чья? Тут я вижу два вектора.

Бывает осознанная, направленная на сохранение долговременная работа города, активистов, профессионального сообщества (урбанисты, архитекторы, реставраторы) и подключаемых жителей. Тогда получается, например, «исторический район Челси» (Chelsea Historic District) - охраняемая государством и городом часть вернакулярного района Челси в Нью-Йорке - возможный кейс моей будущей книги.

А из упомянутой книги - фахверковый центр Кведлинбурга в Германии, Большой Бегинаж в бельгийском Лёвене, деревянные города Экфьё в Швеции и Порвоо в Финляндии.

А другой вектор, мной особенно любимый, - саморевитализация.

Это, прежде всего, армянский Гюмри. Там процесс сохранения складывается из множества «низовых» действий «простых» горожан, наследующих неписаный городской «кодекс» и традиционные для этого города вернакулярные практики. Так что не такие уж они «простые», раз им удается постепенно вылечивать израненный землетрясением городской центр и делать его все красивее и живее год от года.



Центр Гюмри, Армения

- Есть ли вернакуляр в Москве? Где, какой?

Москва - город-монстр, весь последний век рьяно исполняющий роль имперской столицы. Вернакуляр тут был, да сплыл. Я не устаю восхищаться фотографиями застройки Зарядья, снесенной ради восьмой сталинской высотки, района Собачьей площадки, погибшего под катком Нового Арбата… Таких мест, где от живого старого вернакулярного города не осталось ничего, в Москве слишком много. А из мест, где что-то осталось, я люблю Ивановскую горку (в последнее время ее ошибочно называют Китай-городом), переулки Остоженки - Пречистенки, где остатки вернакуляра пока выживают среди новаций «Золотой мили».

Московский контраст вернакуляра и империи хорошо передан в последней киноверсии «Мастера и Маргариты». Тем, кому интересно, советую пересмотреть фильм под этим углом.

- Ваш любимый пример вернакуляра в Армении?

Гюмри, о котором я уже говорил. Этот живой вернакулярный город абсолютно уникален в масштабе всего Южного Кавказа. А в Ереване - Старый Норк, еще один пример успешной низовой саморевитализации исторического вернакулярного района.

- Как, на Ваш взгляд, объяснять людям, в том числе тем градоначальникам, которые любят все старое сносить ради временной выгоды, что на самом-то деле старину выгоднее, дальновиднее и мудрее сохранять и бережно реставрировать (при необходимости)?

Градоначальникам что-либо объяснять бесполезно. До тех пор пока у них не потребуют сохранения старины их избиратели, начальники будут делать то, что приносит им и их друзьям-девелоперам большие и, главное, быстрые деньги. То есть сносить то, что, на их взгляд, плохо лежит, и строить на этих местах то, что в данный момент хорошо продается. В Ереване это Северный проспект, а прямо сейчас - Фирдус.

Северный проспект я увидел постфактум, а вот уничтожение Фирдуса идет на моих глазах. Сколько же подобного рода городских неформальных рынков спасено и прославлено в мире! Челси-маркет в упомянутом районе Манхеттена, Фаней-Холл в Бостоне, Ковент-Гарден в Лондоне… Все они стали не только крутыми туристическими достопримечательностями, но и триггерами ревитализации окружающих территорий.

И какой замечательный живой рынок можно было обустроить в Фирдусе, сохранив его старую застройку и низовую торговую активность и дополнив ее современными практиками! Горько…

Объяснять же надо прежде всего людям. И ничего, что от них сохранение вроде бы напрямую не зависит. Это пока. Именно это я и пытаюсь делать своими книгами.



Площадь Санта-Ана, Мадрид

- Есть ли у Вас любимый город? Какой, почему?

Любимый город - тот, где есть любимые люди. Это мой родной Мелитополь - там любимые люди были, но для меня они в нем есть и сейчас. Мне больно, что я не могу больше туда поехать, окунуться в места своего детства, сходить на кладбища… Но он живет в моем сердце, и, может быть, я напишу о нем эссе-воспоминание - только немного страшно за это браться…

Это Ереван - несмотря на все его перманентное варварство по отношению к старой застройке. Это Гюмри, где еще жив чернотуфовый вернакулярный домик, построенный руками дедушки и бабушки близкого мне человека.

Это города совместных путешествий. Из последних - Нью-Йорк. Город-мир.

Из самых последних - Мадрид. По приезду оказалось, что мы будем жить на площади Санта-Ана - в сердце довольно необычного, придуманного городом вернакулярного района Barrio de las Letras (Литературный квартал). Надеюсь, это не случайно. Как и то, что с двумя из гениев этого места - Сервантесом и менее известным испанским писателем-модернистом Рамоном дельВалье-Инкланом - меня роднит одна довольно существенная особенность. Расскажу об этом в будущей книге.


Архитектура без архитектора (с автографом) - купить книгу в интернет-магазине с доставкой | Искусство | Архитектура | СЛОВО/ SLOVO

Купить книгу «Архитектура без архитектора (с автографом)» в издательстве СЛОВО/SLOVO, оплата онлайн или наличными при получении, доставка по Москве и городам России.

slovobooks.ru

андрей иванов, архитектура, москва, гений места, градостроительство, города, книги, здания, реставрация, культурология, испания, страны, издательство слово, история, вернакуляр, культура, путешествия, писатели, урбанизм, армения

Previous post Next post
Up