Командир печально известной 18-й стрелковой дивизии, разгромленной финнами под Питкяратной в феврале 1940-го, расстрелянный в августе 1940-го комбриг Г.Ф. Кондрашов, оказывается, обладал неплохим чувством юмора. Незадолго до «зимней войны» у 18-й СД куда-то делся Начальник Штаба. Я не знаю пока куда, на повышение пошел, скорее всего. Не было его, короче говоря. И исполняющим обязанности НШ назначили майора Егорова Сергея Николаевича, начальника 1-й части штаба. Егоров был достаточно молод (1904 г.р.), в гражданской не воевал, но бы неплохо образован, имея за плечами военное училище ВЦИК и Академию им. Фрунзе. В общем говоря, «в военное время может быть использован на должности НШ дивизии».
Однако с Кондрашовым отношения у Егорова не заладились. дело в том, что Егоров на тот момент был... как бы это помягче... ну вот натуральная такая «штабная крыса». Он заваливал штаб бумажной работой по поводу и без, формализм разводил невиданного масштаба, стараясь любые, даже самые мелкие мероприятия оформить планом и прочей волокитой. В общем Кондрашов, а затем и командир 56-го корпуса Черепанов уже в ноябре просили снять Егорова и назначить вместо него начальника оперативного отдела штаба 56-го корпуса майора З.Н. Алексеева. В начале декабря к этой просьбе присоединился уже и Военный Совет 8-й армии, а находившийся там заместитель Наркома Обороны Г.И. Кулик это ходатайство поддержал. В общем в декабре Начальником Штаба 18-й СД становится Алексеев. Правда сам Алексеев пишет, что стал НШ вместо погибшего предшественника, но в Книге Памяти СФВ майор Егоров С.Н. среди погибших не числится. Так что скорее всего Алексеева подвела память.
Так вот, 17 ноября Кондрашов подписывает аттестацию Егорову и поначалу говорит о нем весьма комплиментарно, а затем начинает откровенно стебать. В общем смотрите сами:
«...теоретически военное дело знает и в нем разбирается.
Тем не менее, практических навыков в применении этих знаний в полевых условиях т. Егоров имеет весьма мало и по натуре своей малоприспособлен к полевой работе, особенно по должности н-ка штаба дивизии, даже в полевых условиях, условиях боевого порядка, способен найти себе кабинет и пытаться руководить частями из него».
А Зиновий Алексеев 29 февраля вывел колонну раненных из южного Леметти к своим, спас около 1200 человек. А потом провоевал на севере всю войну, командовал дивизиями и корпусами, защищал Ленинград, воевал на Карельском фронте и под Печенгой.