Вступление
Лучший ценитель каждому писателю
есть его соотечественник; первый наставник каждого читателя есть писатель,
ему родной по крови,
языку, привычкам, характеру, даже народным
недостаткам.
А.В. Дружинин
Александр Васильевич Дружинин был человеком сложным, и во много не понятым современниками. И сегодня, читая исследования о нем, поражаешься его кругозору и разнообразным знаниями в области литературы русской и зарубежной.
Он участвовал в нескольких журнальных проектах, но с переменным успехом. Был на короткой ноге с лидерами литературного мира того времени, среди которых были - Тургенев, Толстой, Некрасов, Писемский и Григорович. - Об этом пишет сегодня сетевая энциклопедия:
«В редакционном кружке «Современника» с конца 1840-х по конец 1850-х годов Дружинин был близок с Д.В. Григоровичем, И.С. Тургеневым и в особенности с П.В. Анненковым и В.П. Боткиным, с которыми его сближали не только литературно-эстетические предпочтения, но и житейские развлечения. Под заметным влиянием Дружинина и его теории «чистого искусства» в 1856 - 1858 находился Л.Н. Толстой»
С начала 1850-х годов Дружинин, помимо «Современника», был близок к кругу журнала О.И. Сенковского «Библиотека для чтения». В 1856 Дружинин по приглашению издателя «Библиотеки для чтения» В.П. Печаткина возглавил журнал.
В 1860 Дружинин передал редактирование А.Ф. Писемскому, который уже был к тому времени его соредактором. Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Русский вестник» и газетах «Санкт-петербургские ведомости», «Северная пчела». В «Журнале садоводства» поместил статью «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии» (1856, т. 2). В журнале «Век» в 1861 был соредактором П.И. Вейнберга.
В ноябре 1856 на обеде у графа Г.А. Кушелева-Безбородко Дружинин предложил создать по образцу английского Literary fund Литературный фонд. На эту же тему он опубликовал статью «Несколько предположений по устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам учёного и литературного круга» («Библиотека для чтения», 1857, т. 146). Организованное благодаря настойчивости Дружинина в 1859 в Санкт-Петербурге Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным просуществовало около 60 лет.
Умер от чахотки. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью и отцом.
Смерть и похороны прошли почти не замеченными; заслуги Дружинина перед русской литературой отметили Н.А. Некрасов в некрологе («Современник», 1864, № 1
[1]) и И.С. Тургенев в поминальной речи («Русский инвалид», 1864, 18 февраля).
Могила потеряна»
[2].
***
Сегодня с полным правом можно говорить о зарождении отдельной отрасли отечественного литературного знания - «Дружиноведения». Отметим при этом, что в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве (РГАЛИ) сохранился архив А.В. Дружинина, по материалам которого после войны были изданы «Письма к А.В. Дружинину (1850 - 1863)» (1948)
[3] и книга «А.В. Дружинин. Повести. Дневник» (1986)
[4]. Племянник писателя так же описал в свое время семейные предания Дружининых, которые вошли в книгу 1986 года. - Две эти книги для гдовского краеведения являются бесценными и неустаревающими источниками
[5].
Исследователь творчества А.В. Дружинина Б.Ф. Егоров в очерке «Проза А. В. Дружинина» (1986) отметил, что:
«В русскую литературную жизнь конца сороковых годов Дружинин вошел как автор «Полиньки Сакс». В следующем десятилетии наиболее известными стали фельетоны Дружинина
[6] и его критические статьи. Меньшее впечатление произвели на критику и публику его переводы шекспировских трагедий («Король Лир», «Кориолан», «Король Ричард III», «Жизнь и смерть короля Джона»), хотя они сохраняют свое художественное значение и в наши дни.
Посмертно в литературном сознании многих поколений Дружинин остался как либеральный критик, «англоман», защитник «чистого искусства»
[7]. Правда, исследованиями и публикациями последних десятилетий
[8] репутация эта несколько поколеблена. Дружинин оказался значительно более сложным и иногда более демократичным. К тому же, смеем надеяться, публикация многолетнего Дневника писателя, впервые осуществленная в настоящем издании, достаточно основательно раскроет читателю идейные и художественные интересы автора. Дневник позволяет понять противоречивую натуру Дружинина и не менее противоречивое его мировоззрение, вводит в творческую лабораторию писателя, в новом свете обрисовывает известные художественные произведения Дружинина, а главное, является своеобразной летописью русской литературной и журналистской жизни пятидесятых годов, «справочником» не менее важным, чем другие произведения этого рода (скажем, чем Дневник А. В. Никитенко)»
[9].
Ю. Д. Левин в статье «А. В. Дружинин - переводчик Шекспира» писал:
«В многоразличном литературном наследии А. В. Дружинина - прозаика, критика, публициста, историка литературы и переводчика - переводы четырех пьес Шекспира оказались наиболее долговечными. Давно уже были забыты его романы и повести, даже знаменитая «Полинька Сакс»; имя Чернокнижникова, забавлявшего своими похождениями читателей 50-х годов, уже ничего не говорило новым поколениям; посмертное собрание сочинений Дружинина, заботливо изданное Н. В. Гербелем, пылилось на полках букинистов, не находя охотников его приобрести. «Забытый талант», - писал А. И. Кирпичников всего лишь через 20 лет после смерти писателя, и только переводы его из Шекспира, особенно «Король Лир», многократно переиздавались, ставились на сцене и читались вплоть до советского времени»
[10].
В настоящий момент «Пальму первенства» в области «Дружиноведения» можно соотнести с трудами исследователя из Самары - Надежды Борисовны Алдониной, доктора филологических наук, профессора кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета. Она автор бесценной для нас книги «А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества» (2015)
[11]. Я был знаком с ней по переписке, и получил в дар от нее ее книгу:
«Я не единожды общался с Надеждой Борисовной по телефону и по электронной почте, и она мне поведала, что ей пришлось в течение 20-ти лет все отпуска проводить в Москве, в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства), и там копировать вручную огромный архив писателя. И видит Бог, - то был тяжелый труд. - Снимать же на фотоаппарат документы возможности у исследовательницы тогда не было.
Надежда Борисовна постоянно выказывала желание посетить дружининские места в Плюсском районе Псковской области, но, видимо, ей это не удалось. - Она намеревалась при этом договориться о ночлеге с персоналом Заянской школы, которая сегодня за ненадобностью закрыта и даже предполагается к продаже.
Никто при этом не говорит в Плюсском районе, что здание бывшей школы в Заянье - это бывший дом Обольяниновых, друзей писателя, которые присматривали за хозяйством его в меру своих возможностей»
[12].
В этом повествовании я привожу полностью главу Н.Б. Алдониной «Мариинское: А.В. Дружинин и его окружение»
[13]. В ней подробно рассказывается о соседях писателя, конкретно - о Е.Н. Вревской, Д.Ф. Харламовой и Ф.Л. Трефорте.
Я в свою очередь привожу здесь свою уже главу о Я.И. Мейере из рукописи «А.В. Дружинин в Гдовском уезде», которую я начал писать еще в 2013 г.
В двух этих главах, основанных на данных Дневника, книг и архивов, нет практически ничего о хозяйственной жизни соседей, исключая разве что материалов о Мейере, который составил проект об использовании войск в сельском хозяйстве. - Этот проект писатель использовал в своих суждениях о хозяйственной жизни России.
В моей рукописи, кстати, даются отдельные главы о гдовских помещиках: Вревских, Блоках, Смевских, Харламовых, Трефуртах, Бландовых и Мусиных-Пушкиных. Есть в ней главы о Крымской войне, о приезде Тургенева, Некрасова и Григоровича в Марьинское. Есть так же главы о Федотове, о Гдовской Швейцарии и о Васильевском острове.
Так же я привожу здесь полностью знаковую главу Н.Б. Алдониной о А.В. Дружинине, которая дана ею в той же книге. - Эта очень объемная и нужная для этого повествования глава называется «Серия очерков «Из дальнего угла Петербургской губернии»
[14].
Писать дубль ее для меня пока нет смысла, поскольку «Исходники» писателя пестрят «Туманными фактами» в строго «Дружининской интерпретации». - Это традиционные для него факты без реальных фамилий гдовских помещиков и названий населенных пунктов Гдовщины.
Основой главы Алдониной стали 12 очерков Дружинина, которые он писал, подводя первые итоги сельского быта в деревне после 1861 года.
Н.Б. Алдонина большой разбор посвящает так же книге А.В. Дружинина «Прошлое лето в деревне», которую она лично переиздала в 2017 году
[15].
Книга была издана очень добротно и была подарена мне Надеждой Борисовной без всякой на то подписи
[16].
Рассмотрению книги «Прошлое лето в деревне» отдали дань многие авторы в России и за границей, но она так же ничего в принципе не дает гдовскому краеведению. - В ней бесполезно, как и в его очерках «Из дальнего угла Петербургской губернии», искать фамилии местных помещиков, названия гдовских сел и деревень. В этом был весь Дружинин.
Поскольку соседи Дружинина братья Обольяниновы были причастны к хозяйственному механизму в Марьинском, приведем несколько цитат из писем А.Н. Обольянинова на эту тему. - Он пишет об откровенном вредительстве Семена, старосты имения Марьинское, которого за что-то наказала Мария Павловна, мать писателя:
«[25.04.1861] Теперь перехожу к не очень веселой повести. Вчера часов я 9-ть, вечером, приходит Татьяна с Аннушкой (дочерью Никиты) и объявляют, что два дня как коровы [на мызе в Марьинском] не кормлены, нет пелы
[17], и как перед тем скот был заморен, то уже пало семь коров.
…
Приехав в Вашу усадьбу, я нашел, что стадо пошло отыскивать себе скудное пропитание в виде осоки, кой-где показавшейся, бору и брусничника. Четырех же коров нельзя было выгнать с двора, и пара из них стоит в сообществе третьей подруги, вчера павшей, которую некому было вытащить с двора по случаю праздничного пьянства. Семен
[18] и не показывался. Распорядившись, чтобы скорее убрали палую корову, и не найдя ничего, кроме нескольких клочков совсем гнилого сена, я позвал Осипа и приказал ему давать те два куля овсяного жита (запроданного в Заянье) и по пуду соли в день, чтобы делать пойло для коров. Когда же Осип мне объявил, что у него есть еще телег 25 сена, то я отправился посмотреть его, нашел очень хорошим и велел сейчас свезти две телеги на скотный двор и дать поесть коровам, а потом перевезти и остальное семо.
…
А о Семене предоставляю Вам судить самим. Не допуская основательности толков, что всё это сделано им умышленно, на зло Map[ии] Пав[ловне], что отстранила его жену от скота, или чтобы подвести Татьяну под ответ, спрошу Вас, разве такой человек не вреден? Три раза в зиму спрашивал у него, достаточно ли корму, и он говорил, что если прикупать соломы, так хватит до травы, а сена останется пудов 50 для лошадей, когда приедет барыня.
…
[02.05.1861] В эту неделю я был два раза в Вашем имении и при всем желании сделать что-нибудь путное никак не мог добиться этого. Главная причина всего зла в Семене. Вы можете подумать, что я все вины сваливаю на Семена по нерасположению к нему, но мне кажется, что я разбираю вещи довольно беспристрастно. Действительно, я не могу переносить в старом лгуне того, что он не скажет ни слова правды; чтобы избавить его и себя от неприятностей, я просил, чтобы он не показывался ко мне, когда я его не зову, а он считает своею обязанностью явиться и вступить в объяснения.
…
Господь не без милости, послал теплые дни с дождем, от чего показалась трава, хоть она очень мала еще и коровы не насытятся в поле, но всё-таки не будут умирать с голоду. Тяжело видеть мучение, бедных животных от голоду, мычание их растрогает самые крепкие нервы. С другой стороны, досадно видеть, что по глупости (или по злости, как говорят Осип, Василий и Татьяна) Семена в настоящее время»
[19].
Александр Николаевич Обольянинов знакомил крестьян Дружининых с Манифестом об отмене крепостного права (Манифест от 19 февраля). Эта его деятельность отображена в соответствующем письме от 18.03.1861 г.
«19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом»
[20].
[18.03.1861] «Многоуважаемый Александр Васильевич, могу Вам сообщить, что манифест
[21] [19 февраля 1861 г.] произвел не очень приятное впечатление на крестьян деревень Лотохова
[22]; Чертово
[23] и Васильевское
[24]. Во-первых, два года прежних отношений и, во-вторых, оброк за землю или выкуп ее не входили в их расчеты, по сведениям, заимствованным в Заянье. Толковал я с православными часа четыре, горло пересохло, а результат, кажется, самый ничтожный.
Для успокоения совести отдал им положение, чтобы они читали, разбирали и потом собрались (уведомив меня заблаговременно) для разъяснения темных мест и недоразумений. Впрочем, всё тихо, спокойно, и они говорят, что не им одним, а и всем также объявлено»
[25].
А.В. Дружинин в одном из писем к В. Боткину дал краткое описание ситуации, сложившейся в имении при отмене Крепостного права в 1861 г.:
«…дворовые [наши] умоляли оставить их в прежнем положении, не требуя ни паспортов, ни прибавления содержания. Зато вольный полевой труд просто невозможен в нашем крае (разве в очень малом виде), потому что цены на рабочих ужасные. Пришлось уменьшить запашку и продать часть скота. Но кто [из помещиков] изворотлив, деятелен и любит хозяйство, тот как-нибудь выпутается, да и вообще Петербургская губерния ранее других придет в порядок. Серьезных замешательств у нас [в районе Марьинского] не было - учреждение посредников совершенно убило земскую полицию и чиновников, которые делали больше вреда, чем пользы. Крайняя занимательность положения состоит в тысяче опекунов, смешных столкновений, неожиданностей и замысловатых обстоятельств. Если б я вел дневник и мог его напечатать, разные деяния помещиц, толки соседей, разговоры крестьян, случаи при работах и совещаниях, рассказы посредников, - все это составило бы материал истинно драгоценный. Как мало знали мы наш край, как далеки от жизни были все наши понятия о крестьянине и даже помещике! Истинно говорю Вам, что мы о жителях Таити имели сведения более точные. Теперь сама жизнь и реформа выбили нас из праздности и мира пустых умозрений, нельзя без смеха припоминать о том, что говорилось и писалось так недавно»
[26].
А. В. Дружинин - Н. А. Некрасову
С. Мариинское, 19 августа [1855 г.]
…
Что касается до меня, то я ликую очень мало, а работаю [в деревне] как каторжник, наверстывая потерянное время. Вокруг меня полное одиночество - соседи на половину в ополчении, соседки последовали за мужьями и даже Маслова я почти не вижу. Черт его знает что он делает в своем захолустьи - кажется, читает старые журналы и тоскует до исступления.
Жаль мне что здоровье ваше не поправилось за лето, впрочем подобные запутанные болезни исцеляются не разом и потерянный голос возвращается не иначе как невзначай, после долгого лечения. Это я говорю со знанием дела. Около меня живет один почтенный и здоровейший старец, некто Рейц, человек знаменитый в ученом мире, только не в нашем, а в Дерптском. Этот господин страдал болью горла и потерей голоса, но был в положении далеко худшем вашего, ибо не мог ходить, и не говорил, а писал, как глухонемые. О его лечении я расспрашивал с особенным любопытством. Оно было упорно и длинно. Летом он пил воды в Эмсе, потом зимовал в Венеции, потом жил в Искии и кажется купался в море. Не получив облегчения он поехал в Далмацию и там, немного окрепнув, вознамерился ехать в Черногорию, для ученых целей. Около Цетиние, в горах, он вдруг заговорил и вдобавок весьма громким голосом. Теперь он процветает вполне, после болезни приобрел хорошенькую дочь которая почти невеста и во сто раз прекраснее той Марьи Николаевны, о которой столько говорил нам зимою Тургенев
[27].
Сланцы.
19.06.2023.
[1] Некролог А.В. Дружинина приведен в Приложении.
[2] Дружинин, Александр Васильевич. Википедия.
[3] Письма к А.В. Дружинину (1850 - 1863). М. 1948.
[4] А.В. Дружинин. Повести. Дневник. М. 1986.
[5] Дружинин В.Г. А.В. Дружинин (1824 - 1864) и его дневник. (По семейным воспоминаниям) // А.В. Дружинин. Повести. Дневник. М. 1986.
[6] Серии фельетонов: «Заметки Петербургского туриста», «Заметки и увеселительные очерки Петербургского туриста», «Новые заметки Петербургского туриста», «Альбом И.А. Чернокнижникова. Письмо к редактору» «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» и проч.
[7] См.: Чуковский К. И. Люди и книги шестидесятых годов. Л. 1934.
[8] Герштейн Э. Новый источник для биографии Лермонтова: Неизвестная рукопись А. В. Дружинина. Лит. Наследство. 1959. Т. 67.
Демченко А. А. Из истории полемики Чернышевского с А. В. Дружининым. В кн.: Н. Г. Чернышевский: Статьи, исследования и материалы 4. Саратов. 1966.
Зельдович М.Г. Неопубликованная статья А. В. Дружинина о Некрасове. Некрасовский сб. 4. Л. 1967.
Штейнгольд А. М. Дружинин, а не Михайлов. Русская литература. 1970. № 4.
Ямпольский И. Г. Заметки о Чернышевском: (К полемике Н.Г. Чернышевского с А. В. Дружининым). В кн.: Н.Г. Чернышевский: Статьи, исследования и материалы, 8. Саратов. 1978.
Харламова Д.Ф. Еще несколько слов о Грибоедове // А.С. Грибоедов в воспоминаниях со-временников. М. 1980. С. 192.
Мещеряков В. П. Чернышевский, Дружинин и Григорович. В кн.: Н.Г. Чернышевский: Эстетика. Литература. Критика. Л. 1979.
Рябцева Т.Ф. А. В. Дружинин-писатель: Канд. дис. Л. 1980.
Она же. О «литературности» и «театральности» в прозе и критике А. В. Дружинина. Науч. тр. Курского пед. ин-та. 1981. Т. 216.
Зельдович М. Г. А. Дружинин или А. Рыжов? (Об авторе отклика «Библиотеки для чтения» на эстетическую концепцию Чернышевского). Русская литература. 1980. № 3.
Осповат А. Короткий день русского «эстетизма» (В. П. Боткин и А. В. Дружинин). Лит. Учеба. 1981. № 3.
Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л. 1982.
Скатов Н. Н. А. В. Дружинин - литературный критик. Русская литература. 1982. № 4.
Осповат А. А. В. Дружинин о молодом Достоевском. В кн.: Достоевский: Материалы и исследования, 5. Л.. 1983.
Дружинин А. В. Литературная критика / Вступ. ст. Н. Н. Скатова, примеч. В. А. Котельникова. М. 1983.
[9] Егоров Б.Ф. Проза А. В. Дружинина // Дружинин А.В. Повести. Дневник. М. 1986. С. 429 - 458.
[10] Левин Ю.Д. Русские переводчики XIX в. и развитие художественного перевода. Л. 1985.
[11] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2015.
[12] В.И. Будько. Дружинин и Лермонтов. Слово краеведа. Рукопись. Сланцы. 06.2023.
[13] Алдонина Н.Б. Мариинское: А.В. Дружинин и его окружение // А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2015. С. 127 - 142.
[14] Алдонина Н.Б. Серия очерков «Из дальнего угла Петербургской губернии» // А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 392 - 451.
[15] Дружинин А.В. Прошлое лето в деревне. Из дальнего угла Петербургской губернии. Самара. 2017.
[16][16] Надо сказать, что в наших заочных с Н.Б. отношениях не все и не всегда было гладко. Теперь эти трения двух авторов одной темы, к счастью, остались забыты.
[17] Пела - шелуха и все части колоса, измельченного молотьбой.
[18] Семен Григорьев - приказчик в имении Дружининых Марьинское.
[19] Письма к А.В. Дружинину (1850 - 1863). М. 1948. С. 225 - 241.
[20] История отмены крепостного права в России // Риа Новости. 03.03.2021.
https://ria.ru/20210303/krepostnye-1599424981.html [21] Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа - начатая в 1861 году. Википедия.
[22] Лотохово - деревня (выселок) Дружининых.
[23] Чертово (Чертово жилое) - сельцо Дружининых, которое со временем по имени хозяйки стало называться Марьинское (совр. д. Марьинско, Плюсского р-на Псковской обл. Входит в состав муниципального образования сельское поселение Лядская волость).
Расположена на Марьинском озере в 7 км к северо-западу от деревни Заянье и в 77 км (по дорогам) к северо-западу от райцентра посёлка Плюсса.
Численность населения деревни по оценке на 2000 год составляла 28 человек.
Марьинско. Википедия.
[24] Васильевское - деревня Дружининых.
[25] Письма к А.В. Дружинину (1850 - 1863). М. 1948. С. 223.
[26] Письма А.В. Дружинина к В.П. Боткину // Октябрь. № 9. 2000.
[27]Письма А.В. Дружинина к И.С. Тургеневу // Тургенев и круг «Современника». Л. 1930.