Бандероль и письмо из Самары
(Получены 6.03.2010. Мо-Го)
Уважаемый Владимир Иванович! Только что отправила Вам 1 главу монографии, где есть раздел о Мариинском, и очерки «Из дальнего угла Пб губернии», в том числе 1 незавершенный и неопубликованный.
Вполне одобряю Вашу мысль написать книгу на тему «Дружинин в Гдовском уезде». Еще когда писала монографию, надеялась, что она оживит деятельность местных краеведов, и туристы будут ездить не только в Пушкинские горы. Гдовской уезд связан с именами многих литераторов. Можно было бы разработать туристический маршрут: Осьмино (Некрасов, Тургенев) - Преображенское (Блоки) - Мариинское (Дружинин, Тургенев, Некрасов, Писемский, Григорович, Ливенцов, Писемский). Да и по сторонам этого «треугольника» есть много интересного. Статья Изюмова в местной газете и Л.В. Грековой в сб. «Псковский край в литературе» (Псков, 2003) очень поверхностны. Так что благославляю и надеюсь быть среди первых читателей книги.
Отвечаю на Ваши вопросы. Переписка Г.В. с женой Ольгой Петровной Вам мало что даст с точки зрения краеведческого материала. О Семевских (Вас. Ив. и его детях) упоминается в письмах Вас. Фед. к жене 1829 г. В Щепце сохранились могильные плиты Обольяниновых и Семевских? Щепец принадлежал Семевским, значит, члены их семьи могли быть похоронены там. Обольяниновы? Если только породнились. Гдовская интеллигенция из окружения Дружинина - это Вревские, Харламовы, Обольяниновы, Рейц, Томсоны, Максимов, Мейер, Трефорт, Блоки, Семевские, Маслов. Они общались, могли и породниться. В одном из писем к Ливенцову Др. сообщает, что Д.Ф.Харламова в хлопотах - выдает замуж племянницу Шишкову за хорошего человека. Мусиной-Пушкиной пока не занималась. Об аресте Вас. Григ, знаю, см. об этом во Введении. В рукописном отделе Ленинки - переписка его (и сына - Александра Васильевича) с Бонч-Бруевичем по поводу освобождения из ссылки из Ростова Великого и передачи архива Др. в Лит. музей. В рук. отделе библиотеки Салтыкова-Щедрина - переписка Вас. Гр. с историком С.Ф.Платоновым, в РГАЛИ - еще кое-какие документы (воспоминания в 4 тетрадях, описание сельца Мариинского). Вообще в последнее время историки серьезно занимаются Вас. Григорьевичем, узнали дату его смерти, что его сын (Александр Вас.) был репрессирован и сгинул в Сибири; что в Пб еще в 93 г. жила дочь Ал-дра Вас-ча -Марианна Александровна Коростылева. Но жива ли она сейчас? Обнаружили в Америке несколько книг из библиотеки Вас. Гр. (она была захвачена в связи с его арестом). В воспоминаниях А. фон Энден упоминается об Ольге Ив. Семевской - подруге Ольги Петр. Дружининой - и ее дочери. Михаил Григ, долго был управляющим Кыштымским заводом, потом вышел в отставку, поселился с семьей в Гатчине. Там и умер. Похоронен ли Николай Григорьевич в Заянье? В воспоминаниях Энден говорится только, что он вышел в кирасирский полк, был глупый, пустой, и его не любили.
Я дам Вам координаты С.М.Дунина и Г.Заварова, но прежде сообщу им о Вас и спрошу разрешения. Заваров прислал мне мемуары А.фон Энден, я должна была написа.■•. о ней вступительную статью и прокомментировать воспоминания. Оба они, т.е. Дунин и Заваров, составили (хотя и с ошибками) свою родословную. Я тоже собрала обширный материал, но все руки не доходят привести в систему. Кстати, в монографии я говорю, что у Вас. Григ, было 6 детей, из мемуаров Энден выяснилось, что их было 8: 4 сына и 4 дочери.
Мои вопросы к Вам. Известно, что имение Блоков - Преображенское. Я сначала думала, что это то Преображенское, которое возле станции Толмачево. Но потом в этом разуверилась. Дружинин заезжал в Преображенское по дороге к Трефорту и Мейеру, то есть имение Блоков должно быть где-то недалеко от Леонтьевского и Гверездны. А заехать в Преображенское (возле Толмачево) - это сделать большой крюк в сторону.
Что сейчас на месте Чертова Пустого, принадлежавшего Евфимии Никитичне Вревской?
Меня интересует и Вейно, через которое обычно Дружинины ехали в свое имение. Оно принадлежало когда-то Семевским, в начале 50-х (см. Дневник) хозяйкой стала
Екатерина фон Бландова. Сохранился ли там помещичий дом, который так занимал Др-на?
Знаете ли что-нибудь об А.Г. и Н.Г.(муже Д.Ф.Харламовой) Харламовых? Как называлось их имение? Самые ранние сведения о них - в письмах Вас. Фед. к жене 1829 г.
Если что-то узнаете о докторе М.С.Персине - сообщите, пожалуйста. Когда он появился в Осьмине? Был ли там в 1852 г.? Куда делся после 1854?
Не знаете ли Вы, какова девичья фамилия жены Вас. Григ. Дружинина - Евдокии Александровны? Его снохи Галины Марковны?
Галина Марковна должна была Бонч-Бруевичу отправить фотографию Мариинского. Сохранилась ли она? А в рук. отделе Пушкинского Дома в фонде Е.В.Дружининой-Георгиевской (до сих пор не знаю, кем она приходилась Ал-дру Вас-чу Дружинину, может быть, - первая жена, до Галины Марковны?) - есть фотографии Дружининых. Надо ехать в Пб выяснять.
А вообще по большому счету меня интересует вопрос: какие реалии отразились в «Прошлом лете в деревне» и очерках о деревне. У меня аспирантка пишет диссертацию об этих произведениях, и важно понять, где Др. идет от действительности, а где домысливает.
Чем больше соберем информации об окружении Дружинина, тем лучше. Но главное - не слишком полагаться на слухи. Это как раз самое уязвимое место у краеведов. Всю информацию надо проверять. И четко указывать - это достоверно, а это - возможно, вероятно и т.п.
Несколько слов о себе. Я - доктор филологических наук, профессор Поволжской гос. социально-гуманитарной академии (бывший педуниверситет). Хорошо знакома с зав. каф. Псковского пединститута Н.Л.Вершининой (научного рук. Терновской). Автор 2 монографий и более 70 статей по истории русской литературы и критики.
И это пока все. Удачи Вам в разысканиях.
С уважением Надежда Борисовна
Мои координаты. 443034, Самара, ул. Енисейская...
***
Уважаемая Надежда Борисовна.
Интересный момент прозвучал в нашем тлф собеседовании в том плане, что Эндены породнились через Ольгу Григорьевну с Дружиниными. Мой компаньон по части краеведческих изысканий, водитель по совместительству, - Андрей Дмитриевич Лукашов (СПБ-Гусева Гора) написал на основании семейных преданий и воспоминаний Энденых, которые разыскал в каком-то журнале в СПБ Публичной библиотеке, небольшую статейку «Эндина мыза». В ней, к сожалению, нигде не упоминается о родстве Энденых и Дружининых.
Посылаю Вам статью Лукашова, которая была недавно опубликована в сланцевской газете «Знамя труда». Дат пока у меня нет.
Лукашов, который при посредстве сына своего создал сайт Northgdov.my1, выложил некоторые рабочие материалы мои, причем, основной материал об авторстве одной из книг по Доложску имеет принципиальную ошибку. С тех пор серьезного пополнения материалов на сайте, к сожалению, не было.
Посылаю Вам 2 главки мои из книги «Север Гдовщины», которая вышла в 2005 г. в издательстве «Псковское возрождение». В них косвенно упоминаются владельцы некоторых усадеб нашего края.
В Пскове есть исследователь Розов, который, касаясь усадеб, пишет компиляции открытых источников. К сожалению, он практически не работает в архивах. Научная библиотека Пскова тоже небогата по нашему краю. Гдовщина остается как бы за кадром исследовательской работы псковичей, не знаю почему.
Сам Гдов - инертен. Директор музея озабочена обустройством нового музея, под который ей отдают старинное здание в 2 этажа. Волынка длится около 10 лет. Она пишет популяризаторские статьи, не более, и занята в основном проектами, касающимися создания т.н. «Поля Славы» (что-то в этом роде). Проект имеет основой деятельность князя А. Невского. Другой приоритет - «Гдов - столица снетка». - Дружининым тут и не пахнет. Сомневаюсь, что в городскойй библиотеке Гдова есть хотя бы экземпляр Дневника. Кстати, читать его неподготовленному читателю сложно. Времена сейчас не те, «подготовленных» читателей еще поискать надо. Мы живем в то время, когда интеллект и знания не в почете.
«Феномен Дружинина», мне представляется, существовал и существует. Есть и отрасль литературного знания, которая занимается творчеством Александра Васильевича. К ней ненароком примыкает в свете Дневника, рассказов и повестей история Гдовщины. Упомянутая «отрасль» - Дружиноведение с большой буквы.
Судя по рассказам Вашим, специалистов по А.В. в России набирается приличная группа. Ей необходимо однажды собраться на Гдовщине, - малой, в хорошем смысле слова родине писателя. Пора бы издавать на базе хотя бы и Вашего института полновесный дружининский сборник, собрать конференцию.
Административно Марьинско принадлежит, если не ошибаюсь, Плюсскому району Псковской области. Плюсса - небольшой поселок, в финансовом плане небогатый. Расположен от Марьинско далеко.
Один из патриотов Плюссы держит частный сайт, куда, целесообразно размещать опусы дружиноведов. Со своей стороны, планирую этим заняться, но только тогда, когда обрисуются в общих чертах размышления по поводу упомянутого феномена.
Дружинин - самый известный человек Гдовщины прошлого. Пора нам, давно пора «реабилитировать» «забытого» писателя, непонятого современниками, оболганного некоторыми авторами советской эпохи.
Совсем не занимается его Дневником историческая наука. Госпожа Старицына из СПБ писала заказной очерк «Село Щепец» и не знала, что есть такой мощный источник, как Дневник. Не знают о нем и исследователи Блоков в Ямбургском уезде. Исследователи творчества Блока в СПБ совсем не упоминают Блоков дружининского Дневника, добропорядочных помещиков, милую Ариадну и ее странноватого мужа.
Дружинин в предыдущих моих письменах фигурирует лишь опосредованно. Я, как говорится, «пишу все» и «широким фронтом». В связи с появлением ПК, который в большинстве своем жалует и понимает молодое поколение, книга с тиражом 500-1000 экземпляров среди определенной части молодежи стала неактуальна и значение ее катастрофически мало. У заинтересованного читателя хорошая книга по многим причинам стала редкостью.
Подача любого материала, рассчитанного на широкую аудиторию в той же сети и СМИ, сегодня уже много иная, чем 20-30 лет назад, не говоря уже о XIX столетии, когда в моде были энциклопедисты, к которым с полным правом можно отнести и Дружинина. Надо учитывать, что компетентность его как редактора и писателя была односторонней, ориентированной лишь на некоторые историко-литературные веянья времени. Односторонними, кажется, были Белинский и Чернышевский, Добролюбов и Тургенев, - 100 лет боготворимые литераторы, сотрудничавшие в журнале «Современник». Не следует забывать, что именно вокруг Дружинина, который в полной мере отвечал слову и букве фамилии, хотя бы отчасти и недолго концентрировалась известная и сегодня плеяда писателей и обитателей столицы.
Идея простой краеведческой книги о нем родилась у меня едва в новогодние каникулы 2010 г, когда под влиянием статьи Лукашова я сел писать нечто о Трефорте и Мейере. Как всегда в архиве моем оказалось достаточно сырого материала, который требовал «шпионской» вполне аналитики, доморощенного изучения вспомогательных дисциплин, к краеведению вовсе не относящихся. - На кой ляд, казалось мне, гг. Крабб, Тургенев и Ко? В действительности все вышло иначе. - Пришлось наскоро просматривать скопленную загодя ПК-информацию по всем персоналиям, естественно, не на том уровне, на котором работают маститые литературоведы. Мне и моему читателю необходимы сведения простого порядка: - Дружинин поехал туда-то, ехал так-то, думал о том-то, встретился с теми-то. И легкий комментарий.
На этом опрощенном пути, как всегда, меня ждали неожиданные открытия, знакомства, сведения, о которых я даже не подозревал. В процессе углубления в ту или иную тему, а их у меня, как и у Вас много, всегда совершаешь открытия, даже на собственном компьютере, и, главное, - благодатная тема неожиданно получает общественный резонанс. - Меня поддержали на родине, а это связующая пуповина, которую я не намереваюсь порывать. Остатние дни свои я желал бы провести не в духовной эмиграции, не в одиночестве, а дома, там, где уже поумирали многие. На чужбине, в этой забытой Богом Москве, где у меня нет дружининско-дружеских привязанностей, где народ обнищал душей и сердцем, где дальше МКАДа уже не мыслят, я не хочу жить в мемориальном тупике Горки Ленинские. Он мне противен.
Меня поразила цепь трагических судеб сотрудников журнала «Современик» - бедность и нищета в старости замечательной Авдотьи Панаевой, преждевременные смерти Белинского и Добролюбова, Дружинина и Панаева. А чего стоят жизненные драмы Тургенева, Толстого, Фета, Чернышевского? - Их судьбы воистину созвучны судьбам прогрессивно-мыслящей интеллигенции современной России. Немногие вписались в месиво постсталинизма, который мы вдохновенно строим сегодня.
Краеведение - ликбез в той или иной области истории. Свою миссию я вижу в заполнении исторических лакун, оставленных краеведами советской поры. Они, к сожалению, не фиксировали воспоминаний живых свидетелей дореволюционной эпохи, в частности, касающихся усадебной жизни. Приоритетами их являлись деятели войн, революций, рабоче-крестьянский элемент. Элементарная фиксация надписей на погостах не была доступна их пониманию. Не было произведено фото-фиксаций состояния памятников. Все краеведы прошлого имели смутное представление об истории края до 1917 г. и пользовались только данными открытых источников, проверенных-перепроверенных «специалистами». То, чем можно заниматься сегодня, было невозможно до времен т.н. перестройки. - Мы в лучших условиях, нежели наши предшественники.
Областной архив наш вывезен в Выборг, где сланцевчане, не говоря о гдовичах, никогда не бывали. СПБ архив на ул. Псковской 18, говорят, имеет 10 столов для посадки. Андрюша Лукашов, не архивист вовсе, небольшой любитель питерских библиотек, простоял в архиве в очереди 3 часа, да так ничего стоящего и не выкопал. - Таланта, настойчивости, да и времени у него нет. Бывает, надо катиться по району, когда я изредка прибываю в Сланцы, он вдруг бросается рыть колодец, идет за ягодами или на рыбалку. Сланцевские щуки составляют существенную часть дачного рациона его семьи, которая отдыхает всем составом в д. Гусева Гора бл. пог. Рудно. Слава Богу, хоть иногда мы катаемся по округе, фиксируя все, что под руку попадется. В поездках для меня реализуется «щемящее чувство «Родины». Андрей более заземленно смотрит на исторические символы, вроде Доложской Пещеры и проезжает мимо нее, как ни в чем не бывало.
Материалы поездок составляют сегодня огромное число электронных гигобайтов. Многое отдаю в ОРБ (Объединенную районную библиотеку) г. Сланцы, где имеется специализированный отдел краеведения (заведующая отделом - Павлова Тамара Арнольдовна). Отдел краеведения, как умеет, проводит популяризаторскую работу, накопление и систематизацию материалов, составление библиографий. Как всегда, на главное нет времени, средств, а иногда и творческого задора. Краеведение совершенно не стыкуется с глобалистскими веяниями времени, а потому Павлову, бывшую директрису ОРБ, перевели в этот сектор, где она параллельно ведет Литературное объединение, семинары, встречи и еще многое другое, что тоже оказывается нужно.
Местный исследователь А.Ю. Дорошенко ознакомился с ситуацией на Свято-Успенской Доложской Пещере, где в свое время Дружинин пытался устраивать пикники. С его помощью, с помощью его подопечных, а он работает в специальной школе для малолетних преступников, была в течение двух лет произведена росчисть взорванного в годы хрущевских гонений Пещерского храма.
Бесцеремонное ерничанье писателя в месте проведения праздничных молебнов, естественно, не прошло незамеченным. Я думаю, окрестное священство, да и верующие, прибывшие на традиционный Крестный ход, к его «общественной» деятельности ввиду Пещеры отнеслось отрицательно. Сегодня при широком ознакомлении с материалами Дневника, если таковое произойдет, негатив к Дружинину в православной среде Доложска усилится. - Такова живая связь времен, против которой нельзя восставать.
Само село давно заражено атеизмом, но небольшая группа паломников на Крестный ход прибывает. Новые веяния в Доложске связаны с появлением в 2008 г. первого со времен ВОВ священника. Я заезжал к нему, и он поил меня чаем.
Приход нищ. Расчет - на редких спонсоров. Есть реставрационная структура В.Д. Капиноса, которая ведет много храмов, Доложский же - в забытьи, поскольку предыдущий староста, в ту пору, когда еще не было священника, умудрился разругаться со всеми.
Официально Доложск с 1949 г. именуется Заручье. Советские власти весь ХХ в. старались изжить православную составляющую места, которая была чрезвычайно сильна. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы авторов писавших о Доложске в XIX веке. Среди них - знаменитый писатель из крестьян Ефим Андреев, волостной старшина и храмоздатель Доложска Сергей Лебедев, корреспондент газеты «Гдовско-Ямбургский листок» Ругодивцев и др.
Последние свидетельства о Пещере относятся к началу 1900-х гг., когда был освящен замечательный храм на реке Долгой, построенный по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова. Возможно, что на Пещере бывал о. Иоанн Кронштадский. В Доложск он однозначно заезжал. О. Иоанн был женат на уроженке с. Кярово Елизавете Несвицкой, где пребывали незабвенные Коновницыны. Последнего из графов прямо в Гдовской крепости, ввиду собора расстреляли большевики.
***
Высылаю Вам некоторые материалы по нашему краю. Надеюсь, что они в известной степени будут полезны Вам в деле описании жизненных коллизий г. Дружинина, нерадивого помещика Марьинско, несчастного человека, который не дотянул до зрелых лет жизни…
Электронные версии статей и книг, - ценная составляющая современных собраний, удобных для работы, незаменимых по своей сути. Сегодня, с помощью ПК, только неумный не пишет книг.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество двух отраслей - дружиноведения и краеведения, которое уместно называть региональной историей.
История края, какой бы она ни была, не есть нечто малое, некий собрат профессиональной науки. Взгляд на краеведение, как на вспомогательный аспект чего-то большого, в корне неверен. К нам, краеведам, постоянно обращаются те, кому нужны материалы местного характера, свидетельства очевидцев, исчерпывающая аналитика исторического вопроса, народные архивы, фотографии музейного уровня. Вклад краеведения в дело возрождения исторической памяти народа, противостояния разлагающему воздействию СМИ, - неизбывен.
Для удобства распространения ИНФО в современном сетевом обществе, считаю целесообразным писать на компьютере, а не как Пушкин гусиным пером. - Современный человек просто обязан владеть компьютерной грамотой.
Надеюсь на Ваше понимание моих целей и задач, которые с некоторых пор могут стать общими целями и задачами. С нетерпением жду от Вас материалы, весточки, SMS.
Исследовательская работа, - это коллективный труд. Приоритеты, конечно, есть, однако, дублировать работу друг друга нет смысла. Что стало доступно одному, желает знать другой. Иначе, зачем мы пишем?
Писать надо грамотно свои дневники, аккуратно, понятно, не откладывая на потом. Кто знает, каких исследователей пошлет судьба на наши листы, кто будет копаться в каракулях? Надо всегда думать, что мы скажем людям.
Горки. 14-15.02.2010.
***
Уважаемая Надежда Борисовна.
Горки. 18.02.2010.
Высылаю Вам «на поглядеть» свой опус о поездках г. Дружинина в Гдовскую Швейцарию, куда в виде дополнения включаю известные записки Ефима Андреева.
Мне кажется, Швейцарию надо расширить по теме «отношения семьи Дружининых к религии». - Тема нелегкая, но разрешимая. - Что Вы думаете по этому поводу?
Надо глянуть подробнее, что есть в дневнике «фестень104 по случаю крестного хода и убиения поросенка - двух событий, случившихся одновременно» и т.д…
Кстати, структура текста у меня несколько иная, нежели у Вас. - После каждой цитаты я тут же даю комментарий, который порой простирается широко. Мне кажется, это имеет право быть.
Спасибо за присланные материалы. Судя по всему, у меня есть не все письма из издания 1848 г. Перспективной, на мой взгляд, является вся переписка, но особенно, - письма отца и самого автора Дневника.
В.И.