А.В. Дружинин. Вступление к рукописи «А.В. Дружинин в Гдовском уезде»

Aug 28, 2023 20:07





А.В. Дружинин сам положил первое основание в создание гдовской своей биографии. Великий провидец не ленился писать журнал, который впоследствии дружиноведы зачем-то назвали Дневником.

Книга хотя бы и популяризаторская, в свете истории всегда коллективный труд. Люди, разделенные между собой неумолимым временем, оказываются как бы связаны предметом исторического исследования. Многоступенчатость формирования конечного продукта включает в себя исследовательскую часть, которую проводят в литературных архивах специалисты высокого класса. По результатам их изысканий рождаются записи и печатные труды, в той или иной степени доступные массовому читателю. На их основе, а так же по прочтении прижизненных, посмертных и последующих изданий происходит первичное осмысление массой того или иного автора как личности, внесшей вклад в дело формирования отчей словесности. Изучение массива прирастающей информации требует сосредоточения и компетентности, а в случае с А.В. Дружининым - аналитических способностей.



Не секрет, что Дневник А.В. Дружинина неподготовленному читателю - не прочесть. Для обывателя чтение его - скучнейшеее действо. - Это разгадка многостраничного кроссворда с бесчисленными сносками и множеством неизвестных. Не всякий осилит мощный пласт дружининской информации. В свете этого возникает необходимость создания популярного труда, связанного с историко-литературной деятельностью писателя, - сложнейшей личности, во многом не понятой современниками. Проблема усугубляется и тем, что со временем уходят в историческую даль корифеи прошлого, их мысли и чаяния, которыми мы в XXI в. мыслить не можем. Бесконечно далека от нас и человеческая летопись пореформенного времени, эта книга жизни литераторов, друзей и знакомых А.В. Дружинина.

Нам не ясны его пристрастия к малой родине, Гдовщине, пустыне Марьинско[1], где он размышлял о Шекспире, Байроне и Краббе. На излете жизни писатель в виде ряда газетных очерков неожиданно приводит свое осмысление крестьянского вопроса. - Очерки эти, напечатанные в разных изданиях, называются условно «Из дальнего угла Петербургской губернии».

С волнением прочитывает патриот Гдовщины строки, данные Александром Васильевичем. Предвидя насмешки литературных деятелей, он вовсе не обозначает статьи родовым именем, но ставит под ними малозначащие значки в виде звездочек, - род псевдонима. Ценность газетной его информации прирастает теперь с каждым годом и сегодня уже приобретает значение исторического документа, хотя историком А.В. Дружинин никогда не был. Историком, неугодным власти стал его племянник - В.Г. Дружинин.

Писатель, безвременно покинувший мир, страстно любивший жизнь во всех ее проявлениях, никогда не был женат. Продолжение творчества его проявилось в деяниях детей брата Григория. По крайней мере, двое из них стали учеными, а один - известным священником в России уже нового времени. Преемственность поколений подтверждает мысль о неизбывности таланта и о божественном предназначении его.

А.В. Дружинин с детства мыслил на уровне книжных проектов, неоднократно предпринимая попытки заняться писательским трудом. Он вел при этом читательские дневники с элементами критики. Стихи писал он с детства, равно с детства грешил элементами сатиры.

А.В. всю жизнь читал, причем, читал - много, что отмечали еще его родители. - Они, по мнению дружиноведа Н.Б. Алдониной, сами благоволили и к книге, и к русской культуре.

Его товарищи и преподаватели в Пажеском корпусе, а так же сослуживцы по Лейб-Гвардии Финляндскому полку, безоговорочно отдали Александру Васильевичу пальму первенства в литературном деле. - В полку ему вообще доверили вести и формировать библиотеку, которую этот книгочей активно пополнял новинками. - Одно время ему даже было поручено дело воспитания кантонистов, но это, видимо, не очень увлекло автора Дневника. - «Непрофильные» дела вообще мало занимали его, ибо он был человеком одной цели, одной идеи - литературы. Именно ей он посвятил всего себя без остатка, и именно ею он занимался всю жизнь.

О первых литературных опытах А.В. Дружинина подробно пишет Н.Б. Алдонина. - В его незрелых еще трудах поражает обилие в иностранных имен (Монтефразидон, Нуарвиль, Туард) и чуждых русскому духу сюжетов. Впоследствии современники эту особенность творчества истолковали как англоманию. И.С. Тургенев однажды высмеял Дружинина в отдельной эпиграмме, а рассказывая о заслугах А.В. Дружинина в деле создания Литературного фонда, в речи на его смерть ни словом не помянул о литературном его творчестве. - И это было далеко неслучайно.

«Действие романа [А.В. Дружинина] происходит во Франции. Как сказано выше, «Amour platonique» - роман эпистолярного типа, построенный в форме писем главного героя лейтенанта морского флота Анри Кларанса (Henri Clarеnce) к другу - Жану Туарду (Thоuard), капитану фрегата господина Лондина (L’Ondine)[2].



Сюжет романа не сложен. В Мон­Доре (Mont d’Or, т.е. Золотая гора, возможно, скалистая местность на юге­западе от Лиона), где Анри с Жаном проводили отпуск, он встречается с графом Монтефразидоном …Живя в непосредственной близости от Полин, Анри испытывает и муку, и счастье. Не в силах справиться со страстью, он признается ей в любви. Но Полин, любя Анри, готова скорее умереть, нежели обесчестить мужа. Сообщением другу о счастье («…радуйся, пляши, плачь, смейся - я безумец, я счастлив, я - Бог: Полин меня любит!»[3]

«В период пребывания в корпусе Дружинин попытался проявить себя и как драматург. До нашего времени дошел фрагмент пьесы на французском языке, представляющий собой часть диалога двух персонажей на берегу моря (герой чертит на песке буквы футляром шпаги). Судя по имени героини - Блянш (Blanche), действие происходит во Франции, относится к началу ХIХ века, ко времени войны между Англией и Америкой. Опровергая утверждение мадам Блянш («вы имеете все, чтобы … быть счастливым»), ее собеседник - капитан морского флота Дагжерсдаль (Дaggersdale), англичанин по рождению, но человек страстный («я родился в стране … холодной и туманной, природа наделила меня пылкими страстями») - рассказывает эпизод из собственного детства, оказавший влияние на его жизнь»[4].

Очевидно, юношеское увлечение западом наложило отпечаток на зрелое творчество А.В. Дружинина, и, видимо, исказило его и сделало малопонятным читателю. Не случайны прохладные отношения, которые сложились у А.В. Дружинина с другими критиками «Современника», - Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским, по мнению писателя - «разрушителями».

Современники А.В. Дружинина давно и успешно писали реальные сюжеты о жизни деревни, а друг писателя Д.В. Григорович и вовсе потчевал публику драмами о крестьянах. Он дважды бывал у писателя в Марьинском. И.С. Тургенев, создавший гениальные «Записки охотника», в пореформенные годы был уже непререкаемым лидером нации, каждое слово которого ждали, как откровения. Он так же однажды приезжал к писателю в его лабораторию, в его деревенский Парнас, но больше отдавал времени охоте с Н.А. Некрасовым.

Стихи Н.А. Некрасова, у которого А.В. Дружинин трудился в журнале «Современник», в России учили наизусть, и с ними шли в народ. Дружинин же в это время публиковал «Увеселительно-философские очерки Петербургского туриста» и «Альбом И.А. Чернокнижникова»[5]. В его творчестве бесконечно повторялись англосаксонские мотивы: «Английский наблюдатель в Северной Америке», «Лондонские новости и курьезы за последнее время». - В пореформенное время русскому человеку до них уже не было дела. - В стране явилась актуальная литература, которая оперировала понятиями, которые А.В. Дружинин, как автор, просто не видел.

В 1860-е гг. активно работали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов. - Всем был свойственен реализм с элементом анализа, все писали о народе, в хорошем понимании слова. - А.В. Дружинин же стремился развлечь публику сюжетом, который давно вышел из моды[6]. По факту он просто не успевал за новациями, не видел их и не умел их претворить в творчество.

В конце жизни, будучи безнадежно больным, он как бы спохватывается. - На свет появляются очерки «Из дальнего угла Петербургской губернии»[7]. - Очень сложная в многоплановости своей, разбросанная по разным газетам, работа, была суммирована в литературной части лишь в наше время. Это сделала Н.Б. Алдонина, опытный дружиновед из Самары, которая много лет отдала проблематике А.В. Дружинина[8].

Список созданных им литературных трудов велик, однако, посмертное собрание сочинений его успеха не имело[9]. В 1865 - 1867 гг., когда оно вышло в свет, его творчество в условиях нового времени было неактуально. - Россия читающая, равно Россия безграмотная - бурлила.

Дружинин при всех титанических усилиях на ниве литературы не смог уйти от очерковой красивости и стилистики витиеватого языка.

Сегодня настала пора на основе научных изысканий коллег сделать начальный хотя бы обзор о пребывании А.В. Дружинина в Гдовском уезде, тем более, что он был большим патриотом Гдовщины, о чем надо сегодня говорить во весь голос.

Тем, что писатель был помещиком Гдовского уезда, гордились уже его друзья и соседи, впрочем, были тут у него и недоброжелатели…[10]

[1] Имение Дружининых первоначально носило именное название Чортово и даже Чертово. Впоследствии оно почти всегда официально называлось Марьинско, но на сегодняшний момент в этом исследовании я предпочитаю использовать строго литературную форму названия - Марьинское. Именно оно бытовало в семье писателя. Об этом свидетельствует Дневник.

[2] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 101.

[3] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005.

[4] Там же. С. 103.

[5] «Природной веселости в нем не было на маковую росинку. Он этому не верил; доказательством служат некоторые его рассказы и похождения Чернокнижникова, писанные в том убеждении, что читатель не усидит на месте от хохота».

Григорович Д.В. Поездка в Гдовский уезд // Литературные воспоминания. М. 1961.

[6] Об этом первым написал М.Н. Лонгинов, друг А.В. Дружинина.

Михаил Лонгинов. Вместо предисловия (Листок из воспоминаний) // Собрание сочинений А.В. Дружинина. Т. VIII. СПб. 1867.

[7] Дружинин А.В. Как облегчить переход к вольному труду для нашего края. Северная пчела. СПб. 1862. № 129, Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Северная пчела. СПб. 1862. №№ 181, 206, 231, 253, 286, Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии. Московские ведомости. М. 1863. №№ 134, 143, 158, 169, 199, 220.

[8] Не случайно, А.В. Дружинин дельные очерки «Из дальнего угла Петербургской губернии» толком не подписывал. - Он как бы стеснялся имиджевой метаморфозы творчества своего, которую кто-то мог не воспринять. Нам кажется, он - ошибался.

[9] Дружинин А.В. Собрание сочинений. СПб. 1865 - 1867. Т. 1 - 8.

[10] Будько В.И. А.В. Дружинин в Гдовском уезде. Рукопись. Горки Ленинские. 2013.

Марьинское, литература, Н.А. Некрасов, В.И. Будько, Плюсский район, А.В. Дружинин, Гдовщина, Гдовский уезд, И.С. Тургенев, Россия

Previous post Next post
Up