Некоторые условия плавания по реке Нарове
Как известно, письменных источников о путешествиях княгини Ольги по р. Нарове нет. Между тем, народные предания сообщают иногда, что княгиня пережила тут весьма неприятные минуты кораблекрушения. По спасении своем она повелела поставить на сем месте крест или церковь. Опасное место с тех пор называют Ольгин Крест. За тысячу лет условия плавания по Нарове изменились немного, ибо человек внес весьма мало корректив в течение реки. Старожилы утверждают, например, что когда - то Ольгин остров был полуостровом и что по реке ходил какой - то земснаряд, по народному «багорка». Камни, доставаемые со дна реки, якобы, использовались на пострйку скамейского храма, который сооружался во второй половине XIX в. Вот и все.
Хождение на судах от Пскова в Нарову имеет свои особенности. Перед устьем р. Великой в озере имеется т.н. «бар» - отмель наносного песка. По пути озером Ольга могла осуществлять отстой в Залахтовье, единственной пригодной бухте на восточном берегу. Перед «устьем» Наровы (так называют исток) имеется отмель, опасная для прохождения судов.
Во времена княгини Ольги Наровский путь был давным - давно освоен. Оба берега реки держали лихие группы балтийцев. Об этом свидетельствуют курганы с варяжским обрядом погребения, т.е. балтийским. Руководить балтийцами мог какой - нибудь конунг или два конунга (левобережный и правобережный). Была ли между этими группами конфронтация, мы не знаем. Однако, Ольга с помощью членов левобережной или правобережной группы должна была заменить суда озерные на суда речные, плоскодонные. До самого начала ХХ века по Нарове ходили суда с осадкой 40-90 см. Это было обусловлено малым уровнем воды на порогах ,- до метра. Плоское дно наровских судов давало хорошую остойчивость на быстрине. Известно, что скорость реки в разных местах различна:
при д. Коколок более 2.6 м/сек,
при д. Ольгин Крест 3.3 м/сек,
при д. Омут 2.2 м/сек.
При Ольгином Кресте скорость течения наиболее значительна. Здесь самое опасное место р. Нарова, и здесь основная (в прошлом) поселенческая агломерация (очевидно, только по - этому).
Русская д. Скарятина Гора (при погосте Ольгин Крест) к середине ХХ в. расстроилась на расстояние 3 км.
Поразительно, но епархия сохраняла деление сел на приходы, существовавшие еще со времен погостов (погост Ольгин Крест существовал принципиально до 1917 года на обеих берегах Наровы, - по Великому завету Ольги и по исторической правде).
Погосты лично утверждала Ольга. Не исключено, что одна из целей ее вояжа на Нарову была в том, чтобы консолидировать левобережье и правобережье между собой, что очень существенно в условиях сложного судоходства (тут всегда нужны были мир, лад и твердая государственность).
Надо признать без обиняков, что вояж Ольги в Понаровье носил множественный аспект. Все проблемы Великой княгини нам не дано знать.
Согласно легендам Ольга посещала оба берега, где, очевидно, уже существовали какие - то приречные структуры.
Археология Кунингакюла (Князь Село, - левый берег, антипод правому) и Ольгина Креста удивительным образом вписывается во времена Ольги, - Х в. Причем она имеет приметный «воинский уклон», и это симптоматично. - Здесь найден боевой топор и ланцетовидные наконечники копий скандинавского типа. По северному обычаю копья (очевидно, надломанные) втыкали рядом с усопшим в землю.
Этническое определение оружия очень существенно. Оно дает возможность предположить - кому принадлежало Наровское судоходство. При Ольге это скандинавы, фактически - соплеменники княгини.
Об этнопринадлежности Ольги к скандинавам много пишет А.Александров в книге «Во времена княгини Ольги». Ей, как владелице принаровских земель, не составляло труда в присутствии силы изъясниться со своими соплеменниками.
Фактически Ольга в Принаровье учредила один из важных погостов северо - запада Руси. Функция его была многообразна: экономическая, военная, фискальная, религиозная (это вкратце).
Кроме всего, обитатели погоста, теперь уже под эгидой Великой княгини, занимались традиционным для себя организованным проводом судов по Наровским неудобьям, т.е. лоцманско-бурлацким делом. Интересно, что жители этого края, носившие этническое название «норовы», получили какие - то «льготы» от Ольги, т.н. привилегии. Спрашивается - за что?
Очевидно, привилегии - это какая - то часть выручки или даже вся выручка от проводки. - Не могла же княгиня контролировать сидя в Киеве «горячих норовских парней»? - Генетику этих северных парней, отнюдь не говоривших по - русски, мы хорошо знаем через тысячу лет - она не поменялась. - Норовские парни вполне могли отмахнуться от ворога, могли протащить барку, могли пушнинки добыть, а могли и в сеже посидеть, - «угря наловить - к пивку накоптить». При всем при этом и местных жителей в узде надо было держать, и землю пахать, и судить, и оброк собрать, и культы языческие отправлять, а со временем выступать в деле Христианизации. - Все это стоило безусловных денег и не подлежало оспориванию Киева. - Важно было получать стабильный от Наровы и всего перевоза доход. - В постоянном пополнении казны состоит мудрость рачительного правителя. При этом воевать надо поменьше.
На Ольгином перевозе, а в Понаровье в частности, мог существовать известный политический компромисс мудрой (а говорили и хитрой) Ольги. - Выручка со всего угла Ольгина домена (скажем, личного удела - княжества в псковских пределах Киевской Руси) могла быть очень значительна. Зимняя выручка могла поступать от проезжающих на санях. Какие - то деньги в погост давали Большой и Малый Зверинцы, известные здесь. Явно Ольга налагала дань на ловцов наровских деликатесов и рыбы вообще, поскольку, существует версия, что сотни лет лов на Озере осуществлялся лишь пришлыми артелями рыбаков, которые прибывали сюда из Пскова и только после уплаты за лов каких - то денег.
Обо всех этих откупщиках, целовальниках и управителях лова прекрасно живописуют псковские писцовые книги. Во всяком случае, Царев Берег на Нарове существовал еще в XVI в., начиная со Скамьи. Тамошние обитатели, коренные и сезонные, занимались тем, что в основном масштабно «ловят рыбу угри». - Так прямо и написано.
Тут же засады, исады, насады, заводы, наконец, две скамьи, - вся лингвистическая риторика Великого Пскова. А если вспомнить, что и у Нарвы есть Олгино (опять в левобережье), а Иван Город построен на месте псковского исада, то псковский аспект на Нарове приобретает большее значение, нежели аспект только Ольгина Креста и погоста. Удалась ли Ольге глобальная стратегия в Озере и Понаровье, сказать сложно, но сказать нужно, ибо мы наследники великой политики великих князей.
Дача льгот норовам, о чем трактуют легенды, могла быть связана с особым статусом места, фактически одного из форпостов Руси. Согласно географии сюда органично вписывается и чудесное спасение княгини во время крушения судна на самом коварном месте Наровы. За этим последовала постановка креста и дача денег на храм.
Фактически, легенды Понаровья имеют легендарные аналоги во Пскове. Там Ольга тоже ставила крест и давала деньги, но уже на градостроительство. Псков по замыслу княгини должен был стать сердцем северо - западного пограничья Руси. Он таковым и был.
Поразительно, что деятельная княгиня лично обходила пути - дороги своей земли. Для этого надо было иметь незаурядное здоровье и незаурядные планы. Удел княжеских жен на Руси, - терем, и, не дай Бог, показать свое лицо гостям. В скандинавской же традиции женщина осуществляла в отсутствие мужа полное ведение хозяйства и даже в отдельных случаях осуществляла управление малым контингентом войска. Еще большие права права приобретала скандинавская женщина в связи со смертью мужа. Именно так было в случае с Ольгой и никто ей не смел перечить, ибо окружение ее было варяжское.
Опасное для судоходства место Ольгин Крест обусловлено природными факторами. Пороги - ни что иное, как выходы силурийских известняков. Специалисты различают верхний и нижний ярусы т.н. «силурийской системы». Она полностью обнажается около г. Нарва. Известняки среднего и верхнего Понаровья видны лишь при низкой воде.
«Поперечный разрез реки» (терминология ХIX в.) имеет различное значение в разных местах. Наименьший разрез (сечение) в местах выхода камня, по - нашему «плиты». Замеры на порогах от Ольгина Креста до Омута дали цифры от 1400 до 4000 квадратных футов (англ. фут = 0,305 м). Участок у Сыренца равнялся в XIX в. 9000 кв. футов в сечении. У Омута, после порогов, река разливается по сведениям К.Н. Вихровой - Раттик до 1 км. Глубина омута до 9 м. В XIX в. сечение реки у Омута исчисляли в 11.600 кв. футов.
Сообразно сечению и уклону реки меняется и скорость течения. Сегодня она наибольшая у Ольгина Креста , - 11.1 ф/сек, около 3,33 м/сек. Глубина реки на порогах в XIX в. была 0,6 м. У Ольгина Острова глубина была 1,2 м, после него - 0.6 м. - Это наименьшие глубины Наровы. Знать фарватер здесь исключительно важно, тем более что в районе острова существует лука (изгиб реки) почти на 900, из - за чего встречные лодки и суда из - за острова не видят друг друга. Бывали здесь и столкновения.
Если Ольгин Остров действительно был полуостровом, то левобережный рукав был основным руслом и обладал сложнейшими условиями судоходства. Вся масса чудской воды проходила там (ее просто было больше, чем теперь). Остается только гадать, что происходило на стремнине при скорости воды в 4 или даже больше м/сек.
В то же время, при полуострове могло существовать удобное место стоянки - «пристанище». Именно им и совокупностью всех факторов от навигационных до военных вызвано обустройство куста поселений Ольгин Крест- Кунингакюла.
По всей логике - правый и левый берег Озера и Понаровья должны были быть связаны между собой. Исторически так и случилось. Уже через 83 года, в 1030 г. князь Ярослав предпринимал вояж к северу от Пскова. Его экспансия простиралась на западное побережье Чудского озера, вплоть до середины Эстонии. После похода Ярослава (или его войск) город Тарту стали звать Юрьевым.
Считается, что Ярослав простер свое влияние и на западное Понаровье. Косвенным свидетельством экспансии Ярослава является т.н. Георгиевский Крест в с. Ложголово.
Ярослав, по свидетельству летописи, упек псковского правителя за какие - то провинности на 25 лет в тюрьму. Этим правителем был… его брат. Княжество брата (настоящую языческую вотчину) Ярослав приводил в покорность. Археологи отыскали следы псковского пожара, единовременного приходу Ярослава. Такой же пожар известен и в Тарту. Он датируется временем около 1030 г.
Синхронный времени прихода Ольги пожар (т.е. военная стычка) известен в верховьях Плюссы, в Которске. Есть версия, что она побывала и там, проходя, возможно с боями, от реки Луги к Пскову, - на родину .
Организовывать погост в другом месте Наровы не имело смысла, если учесть условия речного плавания. Экстремальные глубины, течение и уклон реки наблюдаются именно здесь.
Глубины р. Наровы в XIX в.
(по Ольденбургу) в метрах
Кукин Берег - ок.1,5
Переволок - ок.1,5
Ямы - 1,8-5,4
Скарятина Гора - 1,8-3,9
Ольгин Остров - 1,2
после него - 0,6
пороги - 0,6
Степановщина - 2,7
пороги у д. Омут - 0,6
после порогов - до 3,0
д. Уснова - до 5,4
после нее - 1,2
до водопада - не менее 1,2
устье р. Плюсса и ниже его - 7,2
По рассказу Е.Н. Зубкова (д. Загривье) Ольга свершала вояж на шести парусных барках, причем, выделила средства на постройку храма. Он стал впоследствии центром Наровы, т.н. Наровской церковью.
Посвящение храма было традиционным для ходящих по водам - Николе. Именно Николе должна была молиться Ольга о своем спасении на р. Нарове. Никому другому этот храм традиционно и не мог быть посвящен.
Литература.
А.А. Александров. Во времена Княгини Ольги. Псков, 2001.
К.Н. Вихрова - Раттик. По обоим берегам Наровы // Рукопись Сланцевской ОРБ. Степановщина - Таллин, 1997.
П.Е. Сорокин. Водный путь по Псковско - Чудскому озеру и реке Нарове // Древности Пскова. Псков, 2001.
Г.П. Гельмерсен. Чудское озеро и верховье реки Наровы. СПБ, 1880.
В.И. Будько. Е.Н. Зубков - знаток отчего края. Загривье. // Рукопись Сланцевской ОРБ, 2001.