Эпоха Ольги и ее хождения на Нарову

Oct 18, 2019 01:56





Эпоха Ольги и ее хождения на Нарову

«Предания об Ольге весьма ветхи». Хождение или хождения ее на север не датированы. Пребывание на Нарове источниками не отмечено. Однако, зачем она туда ходила?

Ольга жила во время, когда наиболее активные представители «Балтийской цивилизации» настойчиво двинулись на восток. Экспансионеры были мобильны, но хотели относительного покоя. В Европе его не было. В условиях распада Франкского государства, отъезд некоего конунга Рёрика Фризского в неведомое новообразование Русь остался незамечен. Удачливый воитель и дальновидный политик Рёрик (основатель династии Рюриковичей) оставил за собой во Фризии земельные владения, т.н. «лен», который защищала едва ли не половина воинов русов. До поры Рёрик пытался образовать балтийскую ось «запад-восток», ведя одновременно подготовку к решительному броску на Киев. Но в 882 году владения Рёрика отошли некоему Готфриду. После этого Рёрик занялся исключительно востоком.



Между тем на востоке существовала невообразимая этническая мозаика, современному читателю во многом не понятная. - Никому не ведомые племена привольно расселялись, где им заблагорассудится. Было множество ничейных земель. «Веселые компании» балтийцев, включавшие кого угодно, могли контролировать на свой страх и риск существующие стратегические пути. Тут же прокладывались новые пути - дороги, которые опять же требовали контроля и известного сервиса. Со временем балтийцы, которые зачастую были обычными бандитами, поняли, что прибыль от торговли может значительно превышать доходы от грабежей. Стал вопрос об организации подобия государственной системы. Выбор пал на поселение Ладога. Тут начинали Русь. Этноним появился мгновенно и утвердился на тысячелетие. Русы из Фризии окончательно перетекли на Волхов, а затем на Днепр. Следующие поколения малым числом растеклись на тысячи и тысячи верст, ассимилировавшись в волнах могучих этносов востока. На западе о фризских руссах попросту забыли. Между тем, известно, что замечательный Рёрик / Рюрик умер у себя дома и что в один из приездов на Запад он, якобы, принял христианство западного толка. «Предпочтительное крещение» было вполне в духе балтийцев. Они крестились, когда им это было надо и выгодно. Тем более, что в условиях двоеверия реально было креститься два раза. Между крещениями существовал своеобразный адаптационный период. - Человек сложно освобождался от мира язычества. Переход к единобожию во многом был революционен. Участь правителя - христианина в языческой стране была незавидна.

В числе русов Рёрика были родители будущей княгини. Они отошли под вассалитет его брата Трувора, вокняжившегося в изборской земле. В 30 км от Изборска существовали стратегические броды в местечке Выбуты. От этих бродов по воде в короткий срок можно было достигнуть Пейпус озера, а из него выйти в Балтийское море. Этот значительный с точки стратегии перекресток в Выбутах и могли взять в кормление родители Ольги. Они были настолько состоятельны, что со временем составили партию Великому князю Игорю. Не случайно Ольга была «возчицей» или «перевозчицей», очевидно, потомственной. Вопрос только в том, что и куда она возила.

Кий, основатель Киева, тоже был возчик. Он взял важный «перевоз», денег от эксплуатации которого хватало на строительство города.

Кормление с основных перевозов, дорог и порогов давало в год тысячи гривен. Между тем, ольгины топонимы тянутся от Выбут до Наровы, маркируя, очевидно, не пути ее прогулок, а наследственные интересы возчиков, - держателей пути. В свете этого заезд Великого князя Игоря в Выбуты представляется не случайным. - Богатый едет к богатым. Богатый женится на богатой.

Старинные источники глухо упоминают, что у Игоря были иные жены, обычные для язычников. Ольга и тут была первая по уму, красоте и предприимчивости. Не случайно, по смерти мужа она стала управительницей Руси и даже воительницей. И опять она была первой: первая строительница храмов, первая великая христианка Руси, первая Великая княгиня, ставшая таковой не только по праву родства, но и в прямом смысле.

Казалось бы - не женское дело ходить в походы, - она ходила. Сегодня спорят, сколько раз она была в Константинополе, в этом центре учености и книжности, единственном в средневековье. Летописи отметили: «Ходила Ольга по Мсте и Лузе», а это хождение за тысячи верст от Киева со скоростью 30  км в день. Больше дружина не ходила. На местах лично приходилось решать все вопросы, вплоть до военных. Сегодняшние археологи из Санкт-Петербурга считают, что это княгиня сожгла непокорный Которск в верховьях Плюссы. Это какое - никакое, но столкновение (вспомним древлян).

Послам императора ромеев она не боялась дерзить. Такова была Ольга из Выбут, генетика которой выдает не лапотное ее происхождение. Эта же генетика ярчайшим образом стала явна в лице сына - воителя - Святослава. - Его геополитические замашки были впору владетелю империи. Центр Руси своей он хотел иметь на Дунае.

Много претерпеть от него пришлось ромеям. И погиб он в бою, и враги пили за него из особой чаши с надписью : «Чужого не по силе желая, своих погубил премногой жадностью». Сделана чаша эта была по тюркскому обычаю из черепа побежденного Святослава. Вот такое семя произвела Ольга. Она произвела врага Византии, Византии, которая крестила ее.

Эпоха Ольги не принадлежала ей одной. В это время на исторической арене Руси известны многие ярчайшие личности первого и второго плана. Все знают Рюрика, Трувора, Синеуса, Игоря, Олега. Меньше знают Свенельда, Икмора, Сфенкеля, Искусеви и Каницара. А между тем, многие из них были в окружении Ольги. Перечень ее посольства в Царьград пестрит именами балтийцев. Да и сама Ольга была Helga. - Так написано на фреске XI в., из Киевской Софии, где княгиня изображена в компании с императором Константином Багрянородным. Это он оставил руководство по управлению империей, где поминает и жену хакона русов - Хельгу.

Сегодня уже можно «встать к варягам лицом». О славянском происхождении русов и рюриковичей может рассуждать человек, не уважающий историю и Россию. Летописи пишут прямо, что Ольга была «из рода варяжска», из «вэрингов», из воинов дружины, принесших клятву Конунгу. Не случайно д. Князь Село, что напротив Ольгина Креста, зовется исконно Кунингакюла. Там, в часовне, находился Ольгин Камень. Там княгиня отдыхала в особом шалаше. А была Ольга женой не князя, а «хакона». Хаконами были Рюрик, Игорь, Святослав и Владимир. Это потом их сделали князьями. Греки и Европа знали хаконов. Рёрик и во Фризии был хаконом, и на Руси. Иной хакон сидел на Волге. Тут они имели общий интерес - торговлю.

Сегодняшние исследователи со ссылкой на скандинавские источники активно обсуждают существование т.н. «домена Великих княгинь», особой области на северо - западе Руси. Центром домена являлась Ладога. Княгини до Ольги и после нее вольны были делать в этой области все, что им заблагорассудится. Ольга не в пример Алогии, жене Владимира, активно курировала свои земли. Усиление внимания к северным территориям отмечают после посещения Ольгой Константинополя. По приезде оттуда Ольга пыталась проводить какую - то реформаторскую деятельность на основе имперских собеседований и особых инструкций по рациональному управлению государством вообще и доменом в частности. В рамках реформ были осуществлены поездки по Мсте и Луге.

Луга - стратегический путь к морю (дорога вдоль нее). Кроме того, это места сбора дани. Ольга решила упорядочить систему платежей налогов - дани. Ее взимали за разные статьи деятельности.

Вопрос Ольгиных даней требует особой главки. Сегодня мы знаем, что Ольга установила некие погосты, дани, охоты, ловли и еще Бог знает что, -очевидное ее современникам. Нам тут остается гадать.

При вокняжении Ольги Пскова еще не было. Его построение она могла лишь планировать. Так впоследствии и случилось. Она отпустила на строительство «многие злата и серебро» и повелела населять город людьми отовсюду. Гипотетически подсчитывают, что программы капитального обустройства Пскова и Новгорода были практически единовременны. Псков строила владетельница домена, а Новгород муж и его последователи в правительстве. Надо учесть, что балтийцы принесли свою систему равноправия в семье, где жена имела равный вес мужу. Балтийским женщинам, происходившим из Скандинавии, приходилось годами вести хозяйство, торговлю и даже войны, пока их мужья - авантюристы пребывали в далеких странах. Мужья часто не возвращались. Поэтому, женщина -управитель была не в диковинку.

Существование домена пришлось по душе деятельной и умной Ольге. С одной стороны она развила семейный промысел родителей - возчиков, бывших по определению новых авторов «варяжскими генералами». С другой стороны - упорядочила и увеличила доходы до такой степени, что это дало возможность заниматься градостроительством. От градостроительства пошло устроение поселений, дорог, отчасти храмов, ловль и охот. Последние давали прямые валютные поступления. Погосты обеспечивали проведение политики центра на местах и были экономическими структурами своего времени.

Если по Великому (Чудскому) озеру Ольга ходила на судах, по Нарове на барках, то в прочих местах известны «Ольгины сани». Их несколько. Факты говорят о зимних и летних вояжах Ольги с дружиной. Можно представить архаичный ажиотаж местников по прибытии княжего поезда или каравана. Тут молва бежала впереди Ольги. По аналогии с властными объездами в других местах и в другое время можно предположить о множественной функции Ольгиных миссий. Это: дача законов, судопроизводство, репрессии, милости, раздача аренд, земель, ловль, охот, неселенных пунктов, назначение администраторов, хозяйственников, фискалов, отправление культов, празднования, пиры, приискивание невест и женщин дружинникам, воинский набор, работорговля и многое другое.

Ольга - своеобразный запал в экономике и политике домена. Именно ей Русь обязана созданием специализированных погостов, само название которых говорит об основной функции структуры - «гостьбе» - торговле. Именно торговля (а не война или охота с ловлей) давала наибольшие дивиденды. Не удивительно, что Ольга понимала это и умела считать. Можно предположить, что она и языки знала, минимум, родной скандинавский и славянский. В то время славянский язык мало - помалу становился русским, вбирая в себя все и вся, языки запада и востока, севера и юга. Сегодняшние «мы» говорим на русском языке, на смеси языков той этнической промозаики времен Ольги и иже с нею. Поскольку на землях Руси исконными языками являлись языки финнов, балтов и неизвестных нам племенных образований, можно допустить, что «мудрая», а по легендам и «хитрая» княгиня разумела что - то и на них. - Дело обычное до сих пор. В ее окружении был финн Искусеви и другие Чудины, с которыми надо было коротко изъясняться.

Поскольку у Ольги был свой домен, который она всячески пестовала, обустраивала и развивала в экономическом, стратегическом и во всяком ином отношении, реально предположить, что для проведения ее политики на местах была сила, полностью подвластная ей. Это дружина - тривиальное собрание вояк, объединенных жесткой дисциплиной, владеющее навыками битвы, похода и стратегии. Власть княгини и власть вообще в языческой среде была сакрализована, - обожествлена. Боготворили и дружинников. Они в народе получили прозвание богатырей. Эти богатыри возвели известные краеведам богатырские курганы в Рожках и Переборе. Рог по - русски - сила; бор - брать что - либо, в т.ч. силой. Богатыри - богатые, чуть не боги, стояли заставами в Нагинщине и Ложголово, где нашли клады монет XI века. Образование дорожно - фискальных структур везде, где только возможно, было реальным следствием экономической политики Ольги на север от Изборских (Псковских) земель. При ней у нас реально существовали лишь Ольгин Крест, Кунингакюла и Залахтовье. После Ольги, очевидно, с ее подачи, строятся поселения военизированного типа по берегу Чудского озера - Мда, Старожинец, Городище. К XII веку отмечается массовый приток новых поселян. Возникает около сотни деревень, известных до сих пор в Сланцевском районе. Поселяне продвинулись от средней Плюссы и от средней Луги. Смелые люди пришли жить в Пограничье. Многие за это поплатились.

Итак, согласно летописям, деяния Ольги хрестоматийны. Нестор прямо пишет о погостах (гостьбе), данях, уроках, охотах и ловищах. Все касается денег - экономики. На первом месте гостьба - торговля как наивыгоднейшее занятие. Все остальное вторично. Дани - налоги, уроки - законы, охоты и ловли - валютные промыслы. Работорговлю, к примеру, христолюбивые летописцы не упоминают. Житийная литература активно подчеркивает христианский аспект Ольги. Естественна сакрализация Ольги, естественна сакрализация власти вообще.

Мир Ольги, домен Ольги, пути Ольги - все это существенные для нас понятия. Ходила она «по Мсте и Лузе», т.е. она ходила по торговым путям, то бишь - по стратегическим. Путь из Выбут в Нарову не был исключением. Это тоже торговля, это тоже стратегия, только сюда добавляется гипотетическая личная монополия «возчицы» - Великой княгини, владелицы домена. Учитывая постоянную военную активность мужа и сына (учитывая их частое отсутствие), Ольга должна была как истинная скандинавка иметь «свое дело», здесь домен. Пестование Ольгой других регионов Руси нам не известно.

Торгово - стратегическая ось Выбуты - Нарова кончается знаковым местом наровской агломерации - Ольгиным Крестом (если кончается им, а не местечком Олгино близ Нарвы). Местом у водопада Йоала Ольга, скорее всего, не владела. Там сила балтийцев была основательней, и они не собирались уступать свои позиции. Не случайно Нарву зачинали датчане. Память о них живет в сердцах иноэтничных эстов. Ольгиных топонимов в Эстонии нет, но есть русскоязычные анклавы в Понаровье, которые еще в XIX в. указал знаменитый Кеппен. Это Сиринец и Кунингакюла. Очевидно, моноструктура среднего Понаровья, заложенная лично Ольгой (легенды не врут), дошла до времен атеизма в виде прихода Ольгин Крест, часть которого располагалась в левобережье.

Изолированность Наровского погоста обусловлена природными факторами. На запад от Князь Села болота. Местность с точки зрения географии относится к Эстонии, но столетия была привязана к Ольгину Кресту. На север от поселения опять болота. Единственный благоприятный путь к храму - через реку. От Храма пути - дороги ведут к Пскову и Новгороду, - и это символично.

Литература.

ПВЛ.

А.А. Александров. Во времена княгини Ольги. Псков, 2001

Север Гдовщины, В.И. Будько, княгиня Ольга

Previous post Next post
Up