Выбуты - Нарова - торгово - стратегическая ось времен Ольги
А.А. Александров в своей новой книге отмечает на стр. 34 некую легенду, по которой отец Ольги был человеком Рюрика. Согласно его передаче «новый рус» Рюрик широким жестом раздавал вновь приобретенные владения родным и близким, благо, давать было что. Содержать земли лично Рюрику было не под силу.Да и основной задачей было все же отладить торгово - стратегические «пути в арабы и греки».
Если учесть, что в бытность Ольгина отца Пскова еще не было, то реальные дивиденды могла давать только фискальная служба на путях - дорогах. Крупные поселения предстояло еще создать, а существующие были уже поделены. Их в Северной Руси насчитывалось немного, всего только Изборск и Ладога (негусто).
С захватом Киева северянами Север отходил «в вено» (во владение) Великой княгини, с представительным анклавом Великого князя - Новгородом. Великий город был тогда юн и нов.
При столь щедрой раздаче, а фактически при назначении на посты достойных и активных вассалов, не стоит удивляться, что кто-то мог держать в руках всю торгово - стратегическую структуру Выбуты - Нарова (это очень заманчиво было моноползировать).
Средний участок ее был известным исстари «обидным местом», - малокоммерческим. Тут напирали от эстов такие же активные экспансионеры - балтийцы, по большей части не связанные с Северной Русью.
По берегам Великого Пейпуса (Чудского озера, проще - Озера) формируются со времен Рюрика разноэтничные структуры с пришлыми управителями. Рюрик на Пейпусе никогда не был. О Труворе воспоминаний почти нет, но есть россыпь ольгиных топонимов. - Она была достойной продолжательницей дела своего отца. Делом, очевидно, был «перевоз», - в широком понимании этого слова. Сегодня это понимание утеряно и во многом трансформировано. Интересно, что на Гдовщине (по р. Плюсе) сохранились два именных перевоза - Демешкин и Губин. Последний мог быть губным перевозом (губа - псковская административная единица, эквивалентная волости). Здесь посуху ездили в Самро и Ям, особые окраинные (и иноэтничные) земли Пограничья. Сказывают, что у Губина людей понагублено, но «это как обычно».
Поскольку на Волхове провод по порогам был единой структурой, структурами были различные волоки, почему бы не предположить единую структуру Выбуты - Нарова?
Пройти ее реально в недельный срок, если идти под парусами и при благоприятном ветре. Пеший поход 1000 лет назад был сложнее (почти сплошное бездорожье). Путь в неполных 300 км преодолевали тогда (кто - то подсчитал) по 30 км в день. Зимой задача облегчалась. Вспомним знаменитые «Ольгины сани», которые по логике должны были находиться в Выбутах. В Изборске топонимика, касательно княгини Ольги - незначительна, что свидетельствует о малой принадлежности ее поселению.
Сбор дани тогда производился в виде полюдья, начиная с осени, когда становились санные пути. Все составляющие дани, в том числе валютная часть (меха и прочее), должны были поспеть к формированию караванов на Днепре и Волге, - к июню - июлю. Ольга ставила эту систему сама, никому не доверяя важное дело (таланты и смелость у нее были, и в избытке).
Поставленная Ольгой система впоследствии действовала бесперебойно на протяжении сотен лет, приобретя вид уроков - законов. Специфика дани обуславливалась княгиней лично. - Один платил бобром, другой льном, третий металлом.
Ольгины Зверинцы на Нарове давали какой - то мех и шкуры. Есть глухие сведения об Ольгиных Ловлях. Очевидно, они связаны с промыслом деликатесного угря, к которому так привыкли у себя в Европе балтийцы. Племена местников, финны и балты частью угря не потребляли. Обычай выбрасывания угря сохранился до XIX века на Онежском озере. Возможно, угорь, похожий на змею, был сакрализован. Финны наших мест носили в виде оберегов и украшений т.н. «гажьи (змеиные) головки», фактически, - раковины каури. Обычай дожил до ХХ в. К добрым рыбам относился и особый сорт наровской семги (лосося), а так же деликатес Нарвы - минога (в XIX веке здесь известен целый миножный промысел - обслуживавший нужды гурманов Европы; и миногу кое - где выбрасывали - по каким - то этическим соображениям).
В Пскове угорь был известен мало, поскольку доходил до Чудского озера, редко появляясь в Псковском. У нас угорь мигрировал в Плюссу и малые реки Причудья. Немцы, французы и жители Балтики считали угря королевской рыбой, но кое - где в Скандинавии угорь до сих пор является «национальной пищей». Угорь как царская рыба фигурирует в чешской сказке «Златовласка».
Отсюда гипотетические «Ольгины Ловли». Этот валютный аспект надо учесть, говоря об Ольге на Нарове.
Сколько стоила проводка судна по Нарове в Х столетии - мы не знаем. В Регенсбурге же (на Дунае) проход телеги с товаром в ХI в. стоил 16 денариев (об этом есть свидетельства).
Из Наровы в Выбуты поодиночно вряд ли ходили. Ходили тут небольшими караванами, ибо «везде шалили». Согласно легенд шалили по Сороковому бору (иначе Страшному), и по принаровским гатям - лежневкам (об этом писал Г.Г. Трусман, касаясь Ложголово, где зачиналась большая и трудная дорога от Самро на Нарву; здесь даже крест Георгиевский в начале пути стоит, - воинский, и рядом т.н. Пустые Могилы - могильник без видимых следов). В центре Дубоемского мха цари Иваны сажали ивангородских вояк, дабы те охраняли лежневки.
Не секрет, что современный Сланцевский район наполовину - болото (Правобережье Наровы). В левобережье не меньшее болото. - Совокупно все - старое русло, водоем и даже залив какой - то.
В приречье постоянно сказывают о миграции русла реки и для убедительности показывают сухие и водные старицы (можно для убедительности смотреть карту). Название Сыренец в истоке говорит о существовании здесь когда - то острова (старица на карте читается хорошо, тем более, что и тут болота , на обеих берегах; Скамья вообще пахотной земли не имела, но жить здесь было выгодно).
Согласно наровской легенде княгиня прибыла на Нарову на шести парусных судах. Эти - то паруса по незнанию и могли подвести ее кормщиков (применение здесь парусов по мнению местников - глупость, и это мало сказать). - У Ольгина Креста течение реки сегодня более 3-х м/сек, при глубине порогов 0,6 м. - чрезвычайно опасное место, требовавшее лоцманской, матросской и проводной (буквально бурлацкой) службы (она здесь всегда и была; ею кормились в д. Омут, эстонское название Omеdu).
Интересен «феномен Скамьи», где до времен революций дожил особый дух вольных понаровцев, изведенный временщиками, которые сами не живут, и другим мешают.
Откуда здесь рудимент вольности, от каких пришлых военизированных ватаг рыбаков и судопроводчиков?
Когда правители России в 1861 году отпустили вожжи крепостничества, скамейские крестьяне - предприниматели (иначе не скажешь) не дали поднять голову в Понаровье ни одному дворянскому роду (если не считать экспансии нарвитян - иноверцев, где русские дворяне мануфактурами не владели).
Особый наровский дух вольности в селе Скамья отразился в самоназвании двух общественных организаций. Одна из них прозвалась «Товарищество купцов, мещан и крестьян села Скамья». Во времена Пушкина часть скамейцев именовалась вольными хлебопашцами, - очень знаковое самоназвание.
Ольгина древняя структура в транспортном отношении в совокупности своей могла быть «перевозом» или просто - «возом». До сих пор известны топонимы наровские: Переволок, Немецкий Переволок и Дюк Переволок. Дюк, возможно, именной или иной топоним (см. нашу статью о Переволоке). Скамья (камья), опять транспортный аспект, равно, Втроя (тройка).
Значение «волок» близко значению «воз - перевоз». Все касательно транспортировки чего - либо. Еще в XIX в. часть грузов наровских предпочитали разгружать на малые лодки или везти берегом. - Все знали крутой нрав реки.
В Скамье же можно было элементарно посидеть на скамье, пока люди на камьях разгрузят судно или караван для перевалки на речные или озерные суда. Именно так и было, - перевалка грузов и замена судов (глубоко сидящих на плоскодонные).