Детство и юность отца
Отец Софьи Александровны Шишковой, Александр Ардалионович Шишков, он же - «Шишков 2-й», известен в литературном мире России больше своим «экстравагантным» поведением, о чем можно прочитать во множестве источников, начиная с сети инернет, и кончая солидными книгами по литературе.
Известна архивная справка о крещении А.А. Шишкова:
«Шишков Александр Ардальонович. Родился 14 и крещен 16 февраля 1799 г. в церкви Владимирской Пресвятой Богородицы, что в Придворных слободах (А.з. № 5). Отец: отставной премьер-майор Ардальон Семенович Шишков. Восприемники: морского флота генерал-майор Александр [Семенович] Шишков; генерал-[ан]шефа и кавалера Михайлы Ларионова Кутузова жена Катерина Ильина. [Ч. - 500: 1799]»
[1].
Александр Ардалионович Шишков, видимо, был старшим среди 4-х сыновей Ардалиона Семеновича Шишкова, поскольку родился в год бракосочетания родителей в 1799 г.
[2] Вопрос числа племянников, которые непосредственно воспитывались в семье адмирала, до сих для некоторых исследователей является проблемой. - Большинство авторов при этом пользуются недостоверными сведениями Аксакова и непроверенными данными некоторых дореволюционных статей.
Всего этих племянников, детей Ардалиона Шишкова, было не 2, как утверждает Аксаков, а 4, и в этом есть разница литературы и истории.
В книге Вано Шадури «Друг Пушкина А.А. Шишков и его роман о Грузии», которая вышла на Кавказе в 1951 г., и которая является основным источником для биографии А.А. Шишкова, говорится о 4-х племянниках адмирала: Александре, Дмитрии, Владимире и Семене
[3].
Старшие мальчики брата адмирала, Саша и Дмитрий, с детства, видимо, жили в столице, что и отметил Аксаков.
Известно, что небогатому брату адмирала Ардалиону Семеновичу снимать жилье в столице было накладно, а потому он жил скромно, и, видимо, больше в своем Кашинском имении Тверской губернии, где занимался хозяйством. Когда же он заболел, то, видимо, перебрался с женой и двумя меньшими мальчиками в дом к адмиралу.
Тетка Дарья баловала маленького Сашу, как могла, не обременяя особо моралью, до которой особо охочь был муж ее, который, впрочем, как педагог, не замечал иногда проделок молодого Шишкова, да и со временем просто махнул на них рукой.
С.Т. Аксаков, зная Александра Ардалионовича с детства, пишет о нем немного. - В зрелые годы он находился с ним одно время в деловых отношениях, но это почему-то не прибавило ему желания писать о Шишкове пространные вещи, и, видимо, к тому были свои причины:
«С молодыми племянниками Шишкова, или, лучше сказать, со старшим, с Сашей (иначе называть его не позволяли), брат мой скоро подружился; меньшой же, Митя, был слишком молод, да и как-то странен. Саша, известный впоследствии в русской литературе под именем «Шишкова 2-го», был тогда блистательным и очаровательным мальчиком. Много возбуждал он великих надежд своим рановременным умом и яркими признаками литературного таланта. Тетка обожала его, как говорится, и, несмотря на свою практическую рассудительность, совершенно испортила своего любимца. Исключительно женское воспитание редко удается. Через несколько лет не могла она сладить с Сашей, и он поступил в военную службу, прямо в офицеры молодой гвардии и прямо в адъютанты, кажется, к генералу Каблукову. Саша немедленно сделался отчаянным повесой, был сослан на Кавказ, ушел из-под караула и, будучи арестантом, увез молодую девушку и женился на ней, жил в крайней бедности, погубил свой замечательный талант, работая для денег, и, наконец, погиб трагическою, всем известною смертью»
[4].
После деда
Скандалезная биография отца Софьи Александровны в источниках и в сети представлена достаточно пóлно. - Видимо, на его неуемный и взрывной характер большой отпечаток наложило воспитание в доме благовоспитанного дядьки-«славянофила». - В нем, видимо, до поры существовали какие-то ограничения в морально-нравственном плане, которые накладывали на детство Александра Ардалионовича воздействие, которое вызывало его ответную реакцию. Племянник, как известно, не стал продолжать «творческую» линию патрона, а избрал совершенно иной путь и поэта, и человека.
На его мировоззрение оказала глубокое воздействие военная среда, в которую он с головой окунулся по выходе из под опеки двоюродного деда, который активно занимался литературой и общественной деятельностью. Среди военных в большом ходу были тогда понятия о чести офицера и человека вообще. Люди того времени много читали, а потому - пиитическое творчество племянника было сразу востребовано в его окружении и стало по сути «визитной карточкой» в той среде, в которой он находился всю жизнь.
Александр Ардалионович перенял у адмирала страсть к пиитизму, но в его случае, то была много иная страсть, которая вполне соответствовала новым канонам русской поэзии, с которыми тщетно боролся адмирал. - Известное дело: «У порядочных родителей - сын всегда шалопай», а в данном конкретно случае «шалопаем» оказался балованный племянник.
Отец владелицы Щепца собственноручно сгубил карьеру свою и пустил жизнь под уклон. - Не случайно, адмирал, жалея дочь его, пишет в детской книге, которая специально была посвящена «малышке Сонюшке»:
«…ты осталась бы в прежнем своем безприютном состоянии, и к тому же, без всякого имущества»
[5].
Будь Шишков 2-й в жизни более серьезным человеком, дядька без проблем вывел бы его в люди, и был бы у него и дом, и место, и доход. Вместо этого, Софья в детстве видела только армейские гарнизоны, безденежье, карты и дикое отцово пьянство, и это все довело его до трагического конца.
С точки зрения литературы, отец худо-бедно писал, и так или иначе был связан с литературным бомондом того времени. Когда он служил в Царском Селе, то познакомился с Пушкиным, который в чем-то был такой же сорванец, но много превосходил Шишкова талантом.
В сферу «влияния» Шишкова попал и Кюхельбекер. Впосдедствии судьба сведет их при веесьма «странных» обстоятельствах на Кавказе и в прибалтийском Динабурге, в котором оба оказались не по своей воле.
Шишков так или иначе страдал не только за свои поступки и сомнительные знакомства. Он еще умудрялся писать стихи, которые круто ломали ему жизнь. - Минута пиитической славы была ему дороже семьи. - Такой то был человек.
Он сидел в замке по подозрению в связях с бунтовщиками, и когда в Твери, наконец, ему взбрело в голову заняться общественно-полезным трудом, ему не позволили это сделать. - Он намеревался развернуть в этом городе театральный проект, но все решило письмо чиновника и нож убийцы.
[1] Шишков А.А. ЦГИА СПБ. Д. 125. 1799. Л. 489. Опубл.: МѢРА. 1996. № 1. С. 275.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v04/v04-1522.htm [2] Даты жизни его братьев фактически отсутствуют, или даются с большой осторожностью. Доподлинно известна сегодня лишь дата смерти Дмитрия - 1840 г. Она приводится в книге Вано Шадури.
[3] Вано Шадури. Друг Пушкина А.А. Шишков и его роман о Грузии. Тбилиси. 1951.
В некоторых энциклопедических словарях говорится так же о 3-х племянниках, которые иногда ссылаются на известный словарь А.А. Половцева.
[4] Аксаков С.Т. Указ соч. Сс. 158 - 394.
[5] Беседа мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах. М. 2008.