"Я в таком же положении, что человек на Луне..."

Oct 14, 2018 00:24

Внимание! При нажатии кнопки T|O Config перед прочтением этой статьи речевой информатор Aural Warning Unit выдаст сообщение: "SPOILERS"!




Когда я увидел постер фильма, то первая ассоциацией возникшей у меня был мотив одноимённой песни группы "Nautilus Pompilius" (где-то громко хохочет маленький Контрабас). Надо заметить, что ассоциация весьма устойчивая - песню я напевал после окончания просмотра ещё долгое время (Что как-бы намекает на абсолютно не ассоциируемый саундтрек). Но сам фильм, как оказалось, отнюдь не об обжигающем лунном джине и блюзе, а покорении космоса, а конкретно - об одном из его покорителей - Ниле Армстронге, первом человек ступившем на поверхность другого небесного тела.

Первой мыслью, посетившей меня (на самом деле, именно о этом, а не о музыкальной композиции) была мысль о том, что фильм обречён на сравнение с "Аполлоном-13". Но я бы этого делать не хотел (хотя невольно получается). Более того, сейчас я не готов сравнивать его с ни недавно вышедшими "Салютом-7", ни с даже "Время Первых". И, кстати, не готов искать правду и вымысел.
Хотя высадка на Луну является кульминацией фильма, но поскольку фильм всё же не о ней, а об одном из её участников - Ниле Армстронге, то несколько большее внимание уделено событиям, предшествующим высадке, а сам сюжет растянут на несколько лет.




в кабине ракетоплана X-15

Традиционно для фильмов этого жанра, главгерой в открывающей фильм сцене, должен совершает какой-нибудь подвиг. Во "Время первых", Леонов сажал истребитель с отказавшим на пилотаже в зоне двигателем, в "Человек на Луне" Нил выполняет один из испытательных полётов NASA по программе X-15, в ходе которого у него возникают определённые сложности - из-за ошибки техники пилотирования (далее - ТП) он "отскакивает от атмосферы" (честно сказать меня это несколько смутило, поскольку атмосфера присутствует даже на высоте 400 км, другое дело, что она там очень разряжена) снова начинает набирать высоту (высотомер показал 147300 футов, прикинув в кинотеатре делением на 3,28, получается, что высота полёта составила почти 45 километров). Он, конечно, с нештатной ситуацией справляется, но как водится, из отряда испытателей NASA его исключают. Параллельно с этим умирает от рака младшая дочь Нила, и он, решив начать жизнь с чистого листа, подаёт документы в отряд астронавтов.

Потом сценарий со стремительной (надо понимать, советской) скоростью проносит нас через некоторые события, в том числе рождение ещё одного сына Нила, некоторые вехи завоевания космического пространства, ну и неудачи. Из процесса обучения нам показывают только центрифугу, способную вращаться в 3-х плоскостях, которую астронавт должен будет остановить при помощи органов управления, ну и то, как сидится на занятиях сразу после такого испытания. Эта (на занятиях) сцена выглядит забавно. Но наличие сцены с центрифугой имеет своё назначение. В полёте "Джемини-8", в котором, экипаж, состоящий из Нила Армстронга и Дэвида Скотта должен был осуществить стыковку с выработавшей топливо ступенью ракеты "Аджена". В полёте возникло угловое вращение, и астронавты приняли решение отстыковываться. Однако, это привело лишь к увеличению угловой скорости вращения. Мне, например, в кинотеатре же и пришла в голову мысль, что нельзя отстыковывать "Джемини" от "Аджена", т.к. при сохранении момента инерции уменьшение массы, приведёт к увеличению угловой скорости вращения. Хотя, скажу честно, я не знаю, как ещё можно было выправить ситуацию, а метод применённый экипажем оказался эффективным.

Показаны и неудачи, например, гибель экипажа Эдварда Уайта, Гаса Гриссома и Роджера Чаффи при пожаре во время автономных испытаниях модуля "Аполлона", упоминается авиакатастрофа учебного T-38 Talon (в которой погибли Эллиот Си и Чарльз Бассет), а также авария аппарата ВВП, служащего для отработки посадки, который пилотировал сам Нил.

Что касается самого полёта "Орла" (позывной "Аполлона-11"), то в отличие от "Аполлона-13", показан он не слишком подробно - в основном спуск и посадка лунного модуля и собственно сам "маленький шажок для человека". Знаменитая фраза Нила брошена как-то очень буднично, мимоходом - между "грунт рыхлый, как порошок и очень мелкий" и "платформа утоплена в грунт примерно на 1-2 дюйма". И это, наверное, правильно - чем меньше пафоса будет в таких фильмах, тем меньше будет возникать желание передрамматизировать.

Очень хорошо передана атмосфера той эпохи. Ну почти. Например, параллельно мы узнаём, что СССР осуществил первый выход человека в открытый космос (а также, что США столкнулись ровно с теми же задачами, что и СССР, а именно: как вернуть космонавта на корабль?) Фоном идут выступления хиппи против войны во Вьетнаме, а также - против самой программы "Аполлон". По зомбоящику вещает Курт Воннегут, ставящий под сомнение целесообразность полётов в космос, в первую очередь из-за стоимости программы (Интересно, а ему не приходило в голову, что расходы на войну во Вьетнаме могут превосходить расходы на лунную программу?). В целом, это ассоциируется у меня с переживаниями нашей современной "либеральной" интеллигенции. Что же, гумманитариям никогда не будет дано понять зачем необходимо покорять космос, зачем устраивать чёрную дыру посреди Швейцарии. Меня смутило отсутствие упоминания об убийстве Дж.Ф.Кеннеди, хотя в конце фильма всё же показан фрагмент его речи, в которой он пообещал вырвать первенство в космической гонке.

Визуально, всё выглядит замечательно: и "Сатурн", и "Аполлон", и "Джемини", и даже аппарат ВВП для тренировки. Что, касается технических подробностей, то мне судить сложно, т.к. я мало знаком с американской космической программой того периода, но в целом, возникает ощущение достоверности, да и, наверное, проблем с этим не должно было возникнуть, т.к. я думаю в запасниках NASA должно было остаться немало оригинальных музейных экспонатов (да и как выяснилось, Голливуд не первый раз снимает фильм на тему полёта к спутнику Земли). Интерьер самих кораблей ассоциируется с выражением "консервная банка", что я думаю недалеко от истины. Мелочам уделено большое внимание, а к несостыковкам вроде того, моргали ли лампочки на приборных панелях на съёмочной площадке в том же порядке, что и в настоящем корабле или нет я бы не стал придираться. Посмотрим, как этому отнесутся наши российские "патриотичные" кинокритики. Сам, кстати, запуск, как и полёт экспериментального ракетоплана X-15 выглядит не так красиво (выплывающая из слоя облаков ракета, хотя да - сам старт "Аполлона-11" смотрится неплохо), как в том же "Салют-7", а скорее опасным. Реально, показана такая болтанка, что непонятно как они там считывали показания приборов. По своему опыту скажу, что когда летишь (на самолёте) поблизости от грозовой деятельности и начинает "болтать", то показания вполне считываемы (сам до сих пор не понимаю, зачем выполнять заход, когда гроза над точкой). Возникает вопрос: а полез бы я в консервную, по-сути банку, если бы знал, что в ней всё будет происходит именно таким образом. Действительно - отважные парни. Позабавило, что шлем у астронавтов - полностью стеклянный, на который сверху надевается уже более привычный.

Однако, в отличие от "Апполона-13" в фильме почти не показана работа ЦУПа, кроме пары моментов, когда ЦУП решает вопрос коррекции орбиты для сближения "Джемини-8" с "Аджена", но Нил решает быстрее Хьюстона какие необходимо провести манёвры. Плюс пара моментов ликования. Когда возникает нештатная ситуация на "Джемини-8", ЦУП не может понять что происходит, а к тому моменту, когда осознаёт, Нил интуитивно находит грамотное решение.

В фильме совершенно невнятный саундтрек (то самое "почти"), который при умелом использовании, также является неотъемлемой частью атмосферы. В 60-е написано огромное количество композиций, под мелодии которых прошла война во Вьетнаме, но при этом я не заметил, чтобы персонажи слушали хоть какую-нибудь из них. Хотя, может, Нил был абсолютным конформистом? При этом упоминается, что в колледже он писал какие-то песни. Тем удивительнее, что практически отсутствуя, он не портит впечатление от просмотра. И да, один раз режиссёр не удержался и позволил грянуть симфоническому оркестру пафосную партию, но тут же взял себя в руки - уж больно она короткая. Видимо, чтобы не отвлекала от сюжета.




пресс-конференция перед полётом "Аполлона-11"

Про характеры я писать никогда не умел, но попробую. Жанр требует наличия двух антагонистичных характеров - рассудительного нордического и импульсивного. Но поскольку в фильме описываются реальные события, то всё несколько сложнее. Нил показан скромным, очень рассудительным и строгим, хотя было бы странно, будь оно иначе. Хотя, мне кажется, что решение об отстыковке с "Аджена" было весьма импульсивным, как и решение продолжать спуск при минимуме остатка топлива в посадочном модуле. Но во-втором случае, действительно надо было идти до конца. (Хотя, как выяснилось, никаких оснований для спешки не было - советская Н-1 никак не хотела летать). И мне (импонирует) его фраза о суждениях о катастрофе учебного T-38 до ознакомления с материалами расследования, но надо заметить, что такая реакция вообще-то является нормальной для любого пилота.
Но при этом, мне абсолютно не понравилось то, как изображён Эдвин Баз Олдрин. Он несколько импульсивен и тщеславен. Он бывает скор на суждения и выводы, не забывает о собственных интересах, когда кто-то из коллег погибает, он вычисляет свои шансы отправиться на Луну первым. Не чуждается интрижек и Гас Гриссом, который тоже стремится оказаться первым, но трагически погибает.
Супруга Нила, Дженнет , хотя и поддерживает его, особенно после смерти дочери но иногда устраивает ему сцены. При этом я не заметил, чтобы она сильно переживала из-за смерти дочери, хотя мне кажется, что должна и намного сильнее самого Нила. Хотя, возможно, при этом, жанр фильма стал бы совершенно иным.

В принципе, вот такие впечатления у меня возникли при просмотре фильма "Человек на Луне".

P.S.> Вот ведь время было! Только подумать: президенты США в своих предвыборных речах обещали вырвать первенство в космической гонке, одновременно с которой США и СССР находили средства на противостояние друг другу в десятках конфликтов одновременно. При этом, сама космическая гонка являлась продуктом противостояния систем, и большинство идей - в том числе и ракеты-носители и научные орбитальные станции, являются продуктами этого противостояния и разрабатывались отнюдь не в мирных целях.

кино, "Аполлон", кино про космос, космическая гонка, лунная гонка

Previous post Next post
Up