кадр из фильма "Салют-7"
На прошедшей неделе я посетил "Салют-7". Нет, я про фильм, а не про ДОС) Сравнивать его, конечно, рациональнее всего с вышедшим в этом же году "Время Первых", который я, конечно же, тоже не мог пропустить, но впечатлениями своевременно не поделился, но наверное, лучше написать отдельную рецензию) Этот фильм я ждал, в отличие от "Время Первых", который оказался совершенно неожиданным, даже внезапным.
Я не буду старательно выискивать несоответствия с сигаретами, водкой и тому подобным, и уж тем более банальные киноляпы, потому как считаю, что события лежащие в основе фильма, независимо от того, каким образом отображены в нём, требовали проявления мужества и, несомненно, являются одной из самой сложных и ярких страниц отечественной космонавтики.
В основе сюжета, как вы уже догадались, лежит миссия по спасению орбитальной станции "Салют-7". На том этапе освоения космоса экспедиции находились на станциях не постоянно, а с перерывами. В одном из таких перерывов между экспедициями пропадает телеметрия и станция становится неуправляемой. Естественно, в западных СМИ возникает соответствующий информационный шум, из которого следует, что станция в любой момент может должна всенепременно рухнуть прямо на Капитолий упасть в любой точке Земного шара, пардон гейода. Всё это обильно сдобрено конспирологическим соусом "мирного" сосуществования - американцы готовятся запустить шаттл, грузовой отсек которого, по случайному совпадению совпадает с габаритами станции, да ещё и французским космонавтом в качестве "специалиста по полезной нагрузке", уже летавшим на станцию в программе совместных полётов с СССР. И всё это на фоне программы СОИ Рейгана. Военные предлагают сбить станцию, но космонавтика находит аргументы попытаться спасти станцию. Так что, как вы понимаете, действовать необходимо немедленно.)
Открывается фильм со сцены работы космонавтов на орбите: проводится эксперимент по сварке в космосе. Мало кому известно, что такие эксперименты действительно проводились, и кому-нибудь вообще это может показаться несущественным, но я считаю, что сам факт, что такая сцена работы космонавтов присутствует, я считаю только плюсом, потому что на орбите очень много незаметной, но необходимой работы. В современном кино не обойтись без напряжённых эпизодов, и "Салют-7" не является иключением. После того, как сварка закончена, Лазарева протыкает палец скафандра, и начинает терять воздух. Действовать надо немедленно, но в последний момент Федоров замешкался, из-за видения, настигшего его перед входом в шлюз станции. После возвращения на Землю медицина его отстраняет от полётов, и он пытается как-то привыкнуть жить обычной жизнью советского человека. После того, как комиссия установила, что станция довольно быстро вращается (помним, что она неуправляема), и после многократных неудачных попыток экипажей пристыковаться к ней на тренажере, пришла к выводу, что единственный, кто может справится - Федоров. Ну кто бы сомневался) Дальнейший сюжет я пересказывать не буду, но замечу, что по сценарию периодически возникают ситуации, создающие угрозу жизни экипажа, но ни в какой момент не возникает сомнения, что они найдут решение в очередной такой ситуации.
Фамилии персонажей изменены, но легко можно догадаться (благо имена персонажей соответствуют), что прототипом для Федорова послужил Владимир Джанибеков, а для Алёхина - Виктор Савиных. Второстепенные персонажи также имеют свои прототипы - Светлана Савицкая, например, стала прототипом Лазаревой, Валерий Рюмин - прототипом руководителя полётами. А теперь о персонажах. Ни в коем разе НЕ ОТНОСИТСЯ к реальным людям, ставшим их прототипами! Персонаж Вдовиченкова - Федоров - довольно своенравен и инициативен, иногда склонный, если не к нарушению инструкций, то хотя бы к их своевольному толкованию. При этом, он подчёркнуто считает себя лучшим в отряде и держится несколько высокомерно по отношению к коллегам (Ведь в космосе, как и в авиации, высокомерие убивает - экипаж, на то и экипаж, чтобы действовать сообща). Во всяком случае, у меня именно такое ощущение сложилось в "земных" сценах. Первый раз не чёткое следование инструкциям, а точнее полное не следование, проявляется в его решении пристыковать "Союз" к станции в перерывах между сеансами связи, в дальнейшем это его качество проявляется несколько раз, но уже в существенно менее важных моментах. Алёхин, же, наоборот, склонен придерживаться инструкций и не рефлексирует из-за отношения напарника, хотя и сам является высококлассным инженером. Но, надо заметить, что самое сложное решение, которое принимает ЦУП, Федоров принимает стойко (особенно если учесть, что само решение принимает не он), в то время как именно Алёхин считает его абсолютно неприемлемым и настаивает на ином варианте решения задачи.
Визуальная часть на высоте. За время просмотра у меня не разу не возникло ощущения, что большая часть происходящего на экране, является отрендеренной компьютерной графикой. Оттаявшая вода в невесомости выглядит довольно интересно. Сама невесомость в этом воспринимается вполне естественно, и не вызывает таких эмоций, как скажем в "Гравитации". Может быть от того, что "Гравитация" обратилась к теме современной космонавтики и после огромного количества ненаучной фантастики, авторы которой не особо и задумывались об отсутствии этой самой гравитации, это смотрелось достаточно свежо. Сейчас, каждый год выходит какое-то количество фильмов про космос на его относительно современном этапе развития, и это воспринимается абсолютно естественно. Есть один автотрюк выполненный на Земле, хотя честно не знаю, зачем он нужен: может это из воспоминаний Джанибекова, а может, просто чтобы показать, что ГАЗ-24 был ого-го!
Для передачи атмосферы середины 80-х на Земле используются аттрибуты того времени: в первую очередь - ГАЗ-24, на котором разъезжает Федоров. Сам он носит кожанный плащ (видимо, тогда это было очень модно), в машине у него можно услышать, конечно же, Высоцкого. Да и АЗС выглядит соответствующе. Кроме Высоцкого в фильме присутствует нетленка "Землян", а в моменте, когда космонавтам пришлось применять грубую физеческую силу - включается питание станции и магнитофон с песней "Арлекино" со слов "Выходят на арену силачи". В станции на стене прикреплён потрет Гагарина, на "Союзе" олимпийский мишка, опять же шапочки "петушок", которые в 90-е годы зачем-то развернули на 90 градусов) Не обошлось без сатиры - упоминание об антиалкогольной кампании Горбачева. Космонавты вынуждены пить, сидя в лодке на рыбалке!) К сожалению в панорамные виды Москвы иногда попадает современная застройка, хотя на окраине ещё полно хрущевских 9 и 12 этажных панельных домов).
Насчёт каста, я если честно, сомневался. Вдовинчеков, играющий Федорова, не представлялся мне больше ни в какой роли, кроме как уголовного авторитета. УЖ больно хорошо у него бандитов играть получается.) А с творчеством Деревянко я особо и не знаком, но вспоминается он мне в последнее время по своим ролям в сериалах, что я не могу записать в положительный актив. И вычитал в сети, что, оказывается он снимался в "Гитлер, капут!", к чему я отношусь отрицательно, хотя и не знаю, как он там играл. Но, надо признать, что в целом, сыграно неплохо, во всяком случае, явного отторжения не возникает.
P.S.> Долго думал, куда деть таракана во всей этой истории... С одной стороны - визуальный эффект, а с другой - второстепенный персонаж.
P.P.S> Огорчает то, что в процессе поиска хорошей картинку (разрешением повыше и т.д.) для статьи о фильме про космос, внезапно натыкаешься на картинки из фильма "Бумер". Нееет, братцы, с такой ментальностью мы в космосе первыми не будем...
P.P.P.S.> для тех, кому, действительно интересно, как происходило спасение космической станции "Салют-7" на самом деле - достаточно полная и очень интересная полная
статья P.P.P.P.S.> Ну и напоследок:
ролик "Кинопоиска" о том, как проходили съёмки фильма.
Click to view
мнение о фильме одного из непосредственных участников событий, лежащих в основе сюжета
Click to view