В прошлом месяце пришлось съездить на тренажер в Цюрих вне графика. Я много раз слышал, что в аэропорту Клотен находится кабачок Runway 34, да не просто в аэропорту, как можно было бы подумать, а в непосредственной близости к лётному полю - у торца ВПП-34. И, хотя я бывал в Цюрихе не раз, но вот побывать там и посмотреть заведение своими глазами руки ноги не доходили. Как вы понимаете, смотреть надо именно живьём, поскольку картинки "из этих ваших интернетов" не передают атмосферы абсолютно.
Изюминкой заведения является самолёт Ил-14, который, как утверждается, прилетел в Цюрих своим [s]пешком[/s] лётом то ли 1994г., то ли 2002г. 2005г., а до этого - находился на одном из подмосковных аэродромов (вернее, Мячково, а потом - в Раменском). Вокруг самолёта был построен ангар, в котором, собственно, и располагается основной зал заведения, хотя сам интерьер не производит впечатление ангара для хранения или, что встречается чаще - обслуживания ВС. В сам самолёт подняться можно (что характерно - по трапу!), кабина экипажа закрыта стеклом дабы не ломали, не выкручивали и т.п. (абсолютно правильное решение, даже несмотря на то, что находится он в Швейцарии), но, к сожалению, в салоне оборудована курилка.
Ил-14Т RA-01146 в кабаке
Ил-14Т RA-01146 в кабаке
На борт можно подняться по трапу.
Кабина защищена стеклом.
В салоне, к сожалению, организована курилка...
К ангару пристроены "крылья", в которые уходят полукрылья самолёта. В них расположены небольшие залы заведения - например, барная стойка "Mirage IIIs" Wingwalker bar, с кегами в форме ПТБ (я спрашивал: они не являются ПТБ, а изготовлены на заказ). Можно, кстати, отведать и брендового одноименного пива любуясь на взлетающие с RWY34 самолёты. Если, повезет с погодой, конечно.
Бар "Mirage IIIS"
Пиво "Mirage IIIS"
Стоит ли упоминать, что все прочие детали имеют соответствующее исполнение: кресла - пассажирские кресла магистрального авиалайнера, обязательно где-нибудь найдётся стойка буфетно-кухонного оборудования (удивительно, не правда ли?), которое, как я понял, на самом деле не функционирует, стюарды носят форму бортпроводников (не совсем корректно, ну да ладно), а попадаешь в ангар, пройдя через телескопический трап (на самом деле - нет, просто интерьер имеет такое исполнение).
Кухня из заднего вестибюля?
"Телескопический трап"
Возле входа установлен Mirage IIIs, подаривший своё имя местному пиву и барной стойке. Внешнее состояние самолёта довольно хорошее, что впрочем неудивительно - климат Швейцарии не сильно располагает к корозии. С обратной стороны находится подарок чартерной авиакомпании "Edelweiss" - эээ... ммм... детская площадка в форме фюзеляжа самолёта в соответствующей ливрее. Только не смейтесь, я долго гадал, лежал ли в основе Fokker-100, или это абстрактный типовой самолёт.
Mirage IIIS
Mirage IIIS
Детская площадка.
Но и это ещё не всё. Также имеется зал с симуляторами (тренажёрами у меня их язык назвать не повернется - в лучшем случае процедурными) нескольких типов ВС (
Super Constellation,
PC-7,
Boeing-777, и вертолёт
Bell-206 Jet Ranger). Надо отдать должное: кабины имеют достаточно высокий уровень достоверности, а в Pilatus PC-7 - имеет даже планер почти целиком. Ну а после "полёта" можно провести послеполётный разбор как полагается - не забывайте, мы же в кабаке.)
В общем, не знаю куда я торопился, и хотите верте, хотите нет - это "симулятор" Super Constellation.
Опять, похоже, куда-то бежал - "симулятор" Pilatus PC-7.
"симулятор" Boeing-777.
"симулятор" вертолёта Bell-206 Jet Ranger.
стол для debriefing'а (послеполётного разбора). Работа над ошибками принимается в жидкой форме!
Естественно, что заведение предлагает площадку для проведения различного рода околоавиационных событий - например, семинаров.
___________________________________________________________________________________________
Upd.: Погуглил историю борта и нашёл довольно большую
статью о его судьбе.
Самолёт с серийным номером 7343408 был построен на ТАПО им. Чкалова в 1957г. и поставлен в ВВС СССР. Базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский. Борт был покрашен в тёмно-зелёный цвет (или салатовый?) и обозначен "21 красный".
В тёмно-зелёной ливрее с номером "21 красный"
фото сделано Adrian Morgan в Мячково 13 апреля 1992г.
Самолёт состоял на активной службе до 30 марта 1991г., налетав к моменту её окончания 9148 часов. После списания из ВВС должен был быть распилен, но это были 90-е, благодаря чему (Ну хоть какой-то позитивный момент в 90-х!) он был продан частному лицу и перебазировался на подмосковный аэродром Мячково, перерегистрировавшись в Федерации Любителей Авиации и получив регистрационный номер ФЛА-01146. Также он был покрашен в актуальную в настоящий момент ливрею с надписью "Россия" на борту. В 1996г. он перебазировался в Жуковский, где в 2002г. и был обнаружен командой Reto Seipel'я - автора идеи будущего заведения. Летал он не много - к 1999г. налетал всего 1951 час (т.е. на 3 часа больше, чем в момент "демобилизации").
Герой статьи в Мячково (UUBM) в июне 1992г. Надо полагать, что фото сделано в скором времени после покраски.
фото сделано AlainDurand 3 июня 1992г.
Ещё одна фотография из Мячково (UUBM) в июне 1992г.
фото сделано AlainDurand 3 июня 1992г.
Владельцем воздушного судна на тот момент был Олег Парфентьев, купивший его у предыдущего владельца, он должен был обеспечить проведение технического обслуживания и сертифицировать его в соответствии с действующими на тот момент требованиями лётной годности. Среди прочего, было необходимо заменить руль направления, т.к. на полотняной обшивке появились повреждения, чем объясняется тот факт, что его цвет отличается от киля. Однако, в 2004г., пока шёл процесс, действующие правила регистрации экспериментальной авиации изменились. Решением было перерегистрировать самолёт в Киргизии, и он получил регистрацию EX-1146K и временный сертификат лётной годности в мае 2005г для выполнения перегоночного полёта. Испытательный полёт состоялся 7 апреля 2005г., доведя общий налёт ВС до 9160 часов. Вот в этой цифре у меня есть некоторые сомнения. Дело в том, что в некоторых источниках она приводится, как окончательная налёт на момент установки на вечную стоянку, хотя перелёт из Раменского в Цюрих занял часов 10. С другой стороны, мы не знаем в каком объёме проводились облёты после восстановления лётной годности. Дальнейшие испытательные полёты состоялись 25 июня 2005г.
Вот в таком состоянии он был обнаружен командой Reto Seipel в Жуковском (UUBW). Можно заметить, что обшивка на киле уже порвана.
Сканировано со слайда. Фото сделано в Жуковском 29 июня 2002г. во время экскурсии по перрону. Автор: _Illusion450_
Вылетев 25 июня 2005г., борт взял курс на белорусский Брест. Полёт занял 4 часа. Первоначально планировалось выполнить дозаправку в Бресте, но у экипажа (КВС - Юрий Кабанов, 2-й пилот - Виктор Заболоцкий, бортмеханик - Сергей Душин, на борту в качестве пассажира - владелец Олег Парфеньтев) возникли сомнения в качестве авиационного бензина в Бресте из-за слишком большого содержания воды (!). Планы были несколько изменены и 26 июня Ил-14 взлетел в Бресте, чтобы приземлиться в 180 км западнее - в местечке под Варшавой (в тексте не упомянуто названия, но судя по найденным фото, можно предположить, что это аэропорт имени Фридерика Шопена) для дозаправки. Дозаправившись, экипаж встретился с новой проблемой - у них было недостаточно денег, чтобы расплатиться перед местной топливной компанией. Однако, проблема решилась с вмешательством менеджера Swiss, и во второй половине дня борт вылетел в Цюрих.
Герой статьи вылетает из Варшавского аэропорта имени Фридерика Шопена
фото сделано 26 июня 2006г. Автор: Piotr Obleg
Этот перелёт занял 4,5 часа, и на завершающем этапе полёта, приблизительно в 16:40 - 16:45 местного времени Ил-14 "принял участие" в фотосессии: пролетая вблизи населённого пункта
Kreuzlingen, что близ Боденского озера, он был сфотографирован с борта Як-52 LY-RED. Утверждается, что полёт прошел без происшествий, хотя описании к этому
фото написано о "небольшой течи масла из правого двигателя и малом остатке топлива". Примерно в 16:50 местного времени Ил-14 выполнив визуальный заход на ВПП-28 благополучно приземлился в Цюрихе.
Ил-14Т 01146 заходит в Цюрихе/Клотен (LSZH/ZRH). Действительно, капот правого двигателя замаслен сильнее.
фото сделано 26 июня 2006г. Автор: Gerry Stegmeier
SR Technics демонтировала огнетушители и слила всю гидравлическую жидкость и оставшийся бензин. 3 июля самолёт был помыт, а тремя днями позже серебристый руль направления был перекрашен в синий цвет, чтобы соответствовать цвету киля. А ещё одним днём позже, 7 июля, самолёт был отбуксирован из ангара SR Technics через периметральный забор аэродрома (который был специально снят для этого) и размещен на нынешнем месте ресторана, сразу же за торцом ВПП-16/34 (юго-западнее). Реставрационные работы самолёта носили косметический характер. На рабочих местах пилотов, штурмана и радиооператора (внимание!) был наведен порядок, кожух покрытия потолка был заменён. Чтобы отделить кабину экипажа от салона, было установлено ограждение из стекла и плексигласа, т.к. иначе можно было ожидать растаскивания приборов на сувениры. В салоне, к сожалению, была организована курилка, для чего по всему салону равномерно расставили кресла и стулья, а задняя стенка сразу за дверью напротив двух пассажирских кресел была демонтирована. Также была демонтирована коробка с электрооборудованием в пассажирской кабине (спереди слева). Туалетная комната служит складом для сигар, а задняя левая дверь - основным входом в самолёт.
Внешняя реставрация была ограничена лишь небольшими "штрихами" чтобы скрыть вмятины и следы коррозии. Ливрея осталась неизменной, но 16 июля 2005г. вместо регистрационного номера EX-1146K самолёту был возвращен ФЛА-01146 (Регистрация EX отменена в Киргизии после 1 июля 2005г.), хотя и цифра "0" была нанесена довольно грубо.
8 июля в процессе подготовки к возведению стен и кровли вокруг самолёта были возведены строительные леса. К середине июля примерно половина этих конструкций была возведена, только законцовки крыла и киля торчали наружу. Работы проводились размеренным темпом, и официальное открытие ресторана состоялось 13 октября 2005г.