Амстердам встречает нас достаточно морозной погодой, и мы не жалеем, что уехали из дома зимой, т.е. в достаточно тёплой одежде. Всё здесь достаточно знакомо, особенно в аэропорту, но нужно сразу же ехать в первый город нашего тура - Гаагу.
Заселение в гостиницу после достаточно длинного перелёта происходит почти в беспамятном состоянии. Только утром обнаруживаются многочисленные неудобства в номерах, и прежде всего - температура. В номерах очень холодно, несмотря на то, что сразу включили батареи на полную мощность. Балет и технические службы, прибывшие из Франции раньше нас, рассказывают, что многие номера прогрелись только на вторые сутки. Ошибкой было то, что мы уповали на кондиционер, который давал только холодный воздух, а по нашим понятиям должен был ещё и нагревать. На следующий день от служащих гостиницы было принесено письмо с просьбой: «Не используйте панель на стене ванной, потому что это только холодный воздух. Если вы хотите получить тёплою комnату, вы не ноложити одежду на нагревателе». Браво, электронный переводчик!
Вечером первого дня была уже оркестровая акустическая репетиция, где пробовали разные варианты посадки в оркестре. Чтобы не иллюстрировать известную басню Крылова, остановились на одном из вариантов, но удовлетворения всё равно не получили, так как зал театра «Форум» в связи с большим количеством мест (по словам местных служащих - более двух тысяч) всё равно оснащён достаточно мощной подзвучкой. Обсуждать это было бесполезно, ибо «тут нам не Карнеги-холл».
Особенностью оркестровой ямы в этом театре является то, что над ней «небо в сеточку». То есть большая часть ямы от сцены почти до самого зрителя завешена самой настоящей страховочной сетью, дабы сберечь музыкантов от падения, очевидно, предметов сверху или со сцены. Шутя вспоминаем легенду о том, что однажды балерина крутила фуэте и упала в оркестровую яму. Маэстро Платонов уточняет, что на его памяти это было всего один раз в истории балета.
На вопрос, нельзя ли всё-таки убрать эту сетку, напоминающую морской невод, переводчица Ольга Васильевна объясняет позицию местных служащих: «Они говорят, что это современный дизайн этой ямы».
Ну ладно, сеточка, так сеточка, всё равно балет из ямы видно плохо. Приходится поднимать часть ямы, для того чтобы маэстро Платонов мог видеть оба коллектива сразу: и балет, и немножко оркестр. Высокое, в прямом смысле слова, положение дирижёра ставит в сложное положение музыкантов: им не видно рук дирижёра. В связи с этим убирается дирижёрский пульт, невольно заслоняющий руки дирижёра, и маэстро, как это обычно в «Лебедином», дирижирует партитуру наизусть.
Кстати, ко времени выхода на репетицию в отель были доставлены потерянные при перевозке виолончели, но произошла крайняя неприятность: одну виолончель сильно разбили. Не знаю, какие выводы из этого сделали организаторы тура, это будет ясно на обратном пути. Пришлось брать виолончель в аренду, о сумме, затраченной на это, «история умалчивает».
Прогулки по Гааге сильно меняют настроение, испорченное происшествиями в дороге, потому что в Голландии «всё спокойно». Не покидает ощущение, что здесь хорошо живется, по крайней мере, трём категориям населения: детям, пожилым людям и животным.
Основная часть горожан передвигается на велосипедах, здесь все «помешаны» на чистоте экологии, что кажется совершенно реальным и легко осуществимым. Продукты в магазинах совершенно натуральные, хорошо приспособленные для быстрого приготовления, что означает высокую степень готовности ингредиентов блюда: мясо порезано, овощи почищены, приправы приложены и т.д. Для сравнения: в нашем понимании быстрое приготовление означает «залить кипятком и размешать».
Конечно, «порошковые» продукты тоже есть в магазинах, т.к. поддерживается полная свобода выбора. Даже на завтраке в гостинице, где в достаточном количестве поданы мясное ассорти для бутербродов, сыры, десерт, выпечка и т.п., вы можете по желанию растворить ту же кашу или залить молоком овсяные хлопья.
Если назвать три предмета, характеризующие голландский пейзаж, то я бы назвала башню с часами, дом с треугольной крышей и велосипед. Башни с часами вообще являются ложным ориентиром для встречи, на эту ловушку неоднократно попадались уже те, кто в Голландии первый раз, ибо башни с часами здесь встречаются почти «на каждом шагу».
Велосипеды представлены в различных модификациях: велосипед с прицепом, велосипед с коляской, велосипед с детской кабинкой, с корзиной для багажа и пр.
Можно ехать на велосипеде и выгуливать собаку, она с удовольствием бежит «рядом». Можно везти собачку в корзинке на заднем сидении велосипеда. Похоже, что животных вообще не оставляют одних дома, потому что остаться в доме в одиночестве для собаки - стресс.
Гаага является третьим по величине городом Голландии после Амстердама и Роттердама. После этого официоза можно сказать, что, хотя европейские города и кажутся нам маленькими по сравнению с нашими, но заблудиться в них крайне просто. Особенно если совмещать прогулку с магазинами. Выходишь из магазина и почему-то начинаешь идти в противоположную сторону! Так со мной и вышло, но если бы я не заблудилась, я бы не знала многого о городе и людях.
Итак, я поняла, что выйти из магазина на «ту же улицу» мне не удалось. Параллельных улиц нет в принципе. Но по опыту прошлых лет я знала, что спасение в таких случаях - трамвай. Дело в том, что в Гааге очень подробно указаны все маршруты в каждом трамвае на все линии. На схеме подписана каждая остановка и указаны номера маршрутов, на которые можно сделать пересадку. При этом на табло трамвая написано только то направление, в котором он движется, то есть поехать в обратную сторону совершенно невозможно. Короче говоря, в трамвае всё, как в нашем метро.
Тем не менее, тщательное изучение мной схемы трамвайного движения привлекло внимание пассажиров. По интонации их вопросов я поняла, что они спрашивают, не нужна ли мне помощь? Я жестом объяснила, что мне нужно попасть на маршрут №1. (В этом было моё спасение, ибо он останавливался прямо у гостиницы). Окружившие меня люди стали о чём-то совещаться и даже спорить, указывая друг другу на схему. Я было подумала, что мне уже можно спокойно ехать дальше, обдумывая самостоятельный план спасения утопающих, как тут ко мне подошла пожилая дама из числа споривших (её безупречно ухоженный вид не позволяет назвать её «бабулей») и показала внятно, что трамвай «уан» ходит вот там, и мне нужно выходить, чтобы сделать «ченч» (change - прим. ред.). Поблагодарив милую женщину, я вышла, пересела на свой трамвай и уже через несколько минут была «дома».
После этого случая я вновь подумала о том, что из всех зарубежных городов, которые мне удалось видеть, благодаря поездкам с Пермским балетом, более всего мне хотелось бы жить в каком-нибудь городе Голландии, так как необыкновенный уют здесь присущ практически всему, что нас окружает. Каждый запечатлённый домик на фото я мысленно называю: «дом, в котором мне хотелось бы жить».
Когда я вижу небольшую тележку с полиэтиленовой крышей, в которой сидит сразу несколько детишек, а везут эту тележку две мамы-подруги на велосипедах, рядом бежит пушистая ухоженная собака, мне кажется, что я нахожусь в длинной новогодней сказке со счастливым концом.
Погода довольно морозная и водоёмы, я не имею в виду Северное море, слегка замёрзли. Любопытно смотреть, как по поверхности тонкого льда ходят птицы, чайки, утки и прочая летающая живность, казалось бы, слышно топая своими перепончатыми лапами по невидимой почти поверхности. Издалека кажется, что они ходят просто по воздуху.
Чайки на Северном море крайне сообразительны. Они без труда раскрывают пластиковую упаковку, чтобы полакомиться рыбкой, если вам вздумалось использовать собственный балкон в качестве холодильника.
Какие-то пернатые, очевидно, из семейства утиных, населяют водоём возле самого театра «Форум». Балетные девочки кормят их хлебными крошками, а те принимают угощение, видимо, чувствуя в них родственные души.
За тот месяц, который мы жили в Перми без балета, мы слегка отвыкли от всего балетного, и играть подряд несколько «Лебединых» нам не в тягость. Мы даже соскучились по выкрикам репетиторов в процессе репетиции, типа: «Заднюю ногу поставь по пяточкам девочек!». Или: «Ты же рукой ногу разрезаешь!». И ещё: «Если вечером не поменяете ногу, завтра урок в 11 утра...»
Каждый вечер, ровно по расписанию, в редких случаях опережая, трамвай нас везёт от гостиницы до театра «Форум», правда, немного приходится дойти пешком: «от остановки до афиши». И каждый вечер мы бежим с работы, стремясь успеть «на 23:19», когда уходит ближайший к концу спектакля трамвай. Между этими поездками туда и обратно происходит необыкновенное чудо под названием «Лебединое озеро». Феномен его состоит в том, что в любом месте земного шара в любое время года можно давать подряд десять и двадцать спектаклей, и всегда будет толпа зрителей, готовых смотреть и слушать это гениальное воплощение истины и красоты.
Уникален танец маленьких лебедей. Он неизменно вызывает нереальный взрыв аплодисментов. Кстати, публика в Гааге привлекает своей эрудированностью: они умеют дослушать музыку, даже если действие на сцене уже закончилось, и занавес закрывается. Аплодисменты возникают тогда, когда затихает последний звук струнного тремоло.
Я не могу сказать, что публика особенная. Здесь, как часто и в других городах за рубежом, также «висят» над оркестровой ямой зрители в антрактах, стремясь разглядеть «живой оркестр». Мы чувствуем себя как в зоопарке, так как нас разглядывают, фотографируют, что-то показывают в нашу сторону, объясняя друг другу. Ощущение пребывания в статусе «зверинца» усугубляет натянутая над нами сетка, описанная мной выше. Люди действительно удивлены и очарованы живой оркестровой музыкой. Чаще всего балетные коллективы танцуют под фонограмму, и это, к сожалению, для всех более естественно. Имея свой оркестр в яме, Пермь не всегда понимает своей роскоши.
Звонки к началу спектакля здесь не подают. Спектакль начинается словами ведущего, нам кажется, что это - Эдик): «Хутен абенд!» (Добрый вечер!). К слову сказать, на мой непрофессиональный взгляд, «местный» язык является некоторой смесью немецкого и английского, при этом немецкий звук «Г» (G), конкретно заменяется на «Х». Соответственно, знаменитый голландский живописец произносится: Ван Хох.
Антракты тоже определяются минутами: через пятнадцать или двадцать объявленных минут зритель возвращается в зал, к началу следующего действия. Почти весь антракт зритель «погружён» в оркестровую яму. Когда они начинают фотографировать, я тоже «внаглую» достаю фотоаппарат. Моя агрессия не принята: одна из зрительниц предлагает мне сфотографировать нас из зала на мой фотоаппарат. Действительно, фотографировать «из ямы яму» неудобно, я благодарю её и получаю вполне удачный снимок.
Фотографировать людей на улице я тоже стесняюсь, мне кажется это вмешательством в частную жизнь. Но «кадров», заслуживающих «увековечиванья», много. Вот, например, женщина садится в автомобиль, и у неё в салон никак не входит ёлка. Приходится открывать окно и ехать с ёлочной макушкой наружу.
Вот детишки идут с собакой, почти все одного роста и уровня мышления. Думаю, собака умнее. Похоже, они едят одну булку на всех. Мама в это время готовит транспорт: велосипед с большой каретой для детей, просто дом на колёсах.
Вот витрина магазина для животных. У двери стоит чашка для питья, четвероногие посетители из неё с удовольствием пьют. На витрине в мягкой корзине-лежанке спит кот. Он работает в магазине живой рекламой. Снаружи его хорошо видно, и это страшно привлекает.
Здесь уже вовсю готовятся к рождеству, повсюду ёлочные базары, люди в трамваях везут ёлки.
Реакция зрителя на спектакль здесь особая. Если вспомнить русскую терминологию успеха, то быть «освистанным» крайне неприятно. Здесь свист означает крайнее одобрение, и наши солисты в течение четырёх дней в Гааге были «освистаны» с большим воодушевлением на фоне непрерывающихся аплодисментов.
После дневного, последнего в Гааге, спектакля, артисты оркестра ходили прощаться с Северным морем, т.к., по крайней мере, в этом году мы уже точно сюда не вернёмся…