Неравный доступ к организации и иерархия: иллюстрация из "Ракового корпуса"

Nov 13, 2016 16:23

Уже давно замечено, что неэксплуататорские отношения между людьми возникают там, где общество состоит из совокупности организаций с равным силовым потенциалом. Если общества с «ограниченным доступом» (по Норту - его книга Violence and Social Order) характеризуются рассеянностью контроля над силовыми ресурсами среди различных организованных групп, причем с различной степенью концентрации, что и порождает иерархию и перераспределение, то общества с «открытым доступом» можно было бы рассматривать как состоящие именно из равносильных групп. В последнем случае баланс сил и интересов и должен создать условия для принципа равенства, обеспечивающего конкуренцию и симметричные сделки.

В «Раковом корпусе» Солженицына есть одна история, которая отлично иллюстрирует эту идею. В ней рассказывается о японских военнопленных, оказавшихся в одной камере с советскими уголовниками. Когда последние при попытке обобрать японцев встретили организованный отпор, выявивший приблизительное равенство их силовых потенциалов, в камере восторжествовало равенство в распределении. Однако внешняя сила была заинтересована в установлении иерархического перераспределительного порядка, для чего одна из групп (японская) была намеренно ослаблена путем ее разделения с последующей рассортировкой по другим камерам. В результате в первой камере осталась только одна крупная организованная группа.

Эта история является яркой метафорой, позволяющей понять принцип поведения власти, обеспечивающей ей как организованной группе силовое превосходство над другими людьми. Поскольку источником силы является организация, то воспроизводство любой сложившейся иерархической структуры должно обеспечиваться за счет различий в ее доступности для разных социальных слоев. Открытый доступ к формированию организации должен иметь место лишь на самом верху, внизу он должен быть полностью закрыт, а между верхом и низом должны располагаться промежуточные состояния в плане возможностей организации. Диктаторские режимы в истории, по-видимому, вполне следовали этому принципу. В Римской империи были запрещены почти любые виды сходок, кроме религиозных, и это было дополнительной причиной гонений на христиан, собиравшихся для совершения Евхаристии. Еще более опасным было собираться вместе у нас при Сталине, когда любая сходка и даже любая дружба были под подозрением. Важнейшим критерием благонадежности было отчуждение человека от остальных сограждан. В атомизации общества власть усматривала гарантию собственного силового превосходства над потенциальными конкурентами.

Норт, экономика истории, историческая социология, русская литература, Сталин

Previous post Next post
Up