Всем хороша новая работа, но театральные вечера придётся проредить. В ближайшее время и по крайней мере до конца сезона журнал будет выходить с перебоями еженедельно, в ночь с воскресенья на понедельник - по итогам плодотворно проведённых выходных:)
«ОН В АРГЕНТИНЕ» Людмилы Петрушевской
постановка Дмитрия Брусникина, МХТ им. Чехова
Прекрасный спектакль! С незадавшейся, трагической историей, но прекрасный! И попасть на него реально.
Сегодня это актёрский дуэт Розы Хайруллиной и Юлии Чебаковой. Одна играет одинокую рафинированную старушку, чьи дети и внуки так далеко («в Аргентине»), что всё равно что умерли; а другая - молодуху, которая, наоборот, взвалила и тащит на себе две семьи, как трёхлитровые банки с соленьями. В героине Розы Хайруллиной чудесным образом совмещаются кротость Маленького принца и крутой нрав заслуженно-народной артистки, беззащитность навеки одинокого маленького человека, вытесненного на обочину жизни, и отвага солдата, защищающего последние рубежи. Для меня это история про двух очень разных людей, у которых нет общего языка, но которые волею обстоятельств обречены договариваться. Причём один из них интеллигентный чудак, вернее - чудачка с манерами институтки из позапрошлого почти что века, а другой напротив - патологически нормален и наделён соответствующим своей нормальности статусом и властью. И режиссёр юмористически, но всерьёз изображает этот (вечный?) конфликт безличной витальной силы и личности, в одиночку стоящей на своём; конфликт насилия и безоружного, «вегетарианского», но бесконечно более обаятельного добра. Во всяком случае, это та сюжетная линия, которая рельефнее всего проступала в первых сценах спектакля и больше всего меня интересовала. Но драматургия Петрушевской, она такая... безответственная: сначала интригует на каждом шагу, а затем разочаровывает, оставляя вас в том же месте, откуда вы пустились в путь. Вопрос вопросов, останется ли артистка «мумифицироваться» на острове или её вытолкают взашей умирать в другом месте, как и притянутый к нему вопрос о смысле жизни каждой из женщин, будет задвинут без малейшего намёка на ответ. Ближе к концу вся история заметно опростится, но актёрски она продержится на высоте вплоть до эффектного финала, когда все вопросы отпадут, всё забудется - за жизненность драматической ситуации, зрелищность режиссуры и обаяние актёрской игры.
Какое наслаждение видеть по-настоящему свободного человека, «с лица необщим выраженьем», в котором нет ничего мёртвого, застывшего, показушного, шаблонного! Особенно свежо игра Хайруллиной воспринимается на фоне трафаретных фотографий в витринах МХАТа. Глядя на неё, думаешь, каким лёгким, неуловимым, неулавливаемым может быть человек! Словно он не мясо и кости, а какое-нибудь эфирное создание. Не то что бы она была совершенно прозрачна, нет: наблюдая за её экстравагантной дамой в антикварной шляпке, передвигающейся по сцене с чемоданом и розой в горшке, нимало не приближаешься к узнаванию души актрисы. Но Хайруллина - это человек живаго! В ней жизнь жительствует; кого бы она ни играла, её персонаж будет отличаться цельностью и непредсказуемостью - как огонь, как река, как воздух. Никогда не знаешь, что она достанет из себя в следующее мгновение, куда играючи направит твоё внимание - будешь ты смеяться или плакать. У этой актрисы редкий в наше время дар слова: Роза Хайруллина как будто живёт на тех глубинах, где всегда тихо, и потому её голос проводит не только звуки, но и тишину, - которая ведь не исчезает вовсе под натиском звука, а только «пригибается» под ним, так что при желании можно расслышать её в любой момент, из любого шума. А как она поёт! На любые голоса - за мужчину, за женщину, за Жанну Агузарову:)
Замечательная актёрская работа и у Юлии Чебаковой: сестра-хозяйка артистической базы отдыха, окружающая старушку насильственной опекой из (небезосновательного) подозрения, что та от недоедания коньки отбросит на вверенном ей острове. Понятно, я не видела работу Марины Голуб (Царствие ей Небесное), но насколько это можно себе представить, роль замордованной жизнью тётки, не теряющей своего жизнелюбия, была сшита по её амплуа и в этом смысле не сулила зрителю больших неожиданностей. А Юлия Чебакова, скажем так, дольше сохраняет эффект неожиданности. Чебакова играет Марфу, ту самую, которая заботится о многом, тогда как одно только нужно... Сначала мне казалось, что это то самое есть в старушке-чудачке по имени Диана. До тех пор, пока обе героини не пустились наперегонки вытряхивать скелеты из своих шкафов, оказавшись давними соперницами по любовному треугольнику. По ходу дела старушка облачилась в платье чествуемой народной артистки и нацепила на грудь ордена, а Нина предстала в образе женщины-вамп. Тогда, вполне растерявшись, я предалась течению событий без дальнейших попыток охватить их своим умом.
Единственная объективная нестыковка - режиссёрская: вся диета героини Хайруллиной нацелена вроде бы на сохранение здоровых сосудов - «чтоб до победного конца на своих ногах и в своём уме». Но при этом она же курит!!! Две сигареты за вечер как минимум:) Тогда что толку не есть жареного, острого и солёного, не говоря уже о мясе? Ещё одна клякса на контуре главной героини, поначалу столь отчётливом. И да, я согласна с тем, что спектакль тяготеет к монодраме; несмотря на то, что пьеса написана на равноправный актёрский дуэт.