РЕЙХСТАГ. КОМДИВ 150 СД ШАТИЛОВ ДОКЛАДЫВАЕТ КОМАНДИРУ 79 СК

Mar 15, 2021 00:02

Этим документом я всегда буду бить по тем, кто до сих пор отстаивает лживую "каноническую" версию о том, что первыми, кто водрузил красное знамя над рейхстагом были Михаил Егоров и Мелитон Кантария. И не нужно мне рассказывать, уважаемый Алексей Валерьевич Исаев, что " официальная версия водружения знамени Победы представляется хорошо стыкующейся с документами"! Не нужно! Вот Вам еще один документ, где все ровно наоборот! И не стыкуется он с официальной версией! А что там "стыкуется", как Вы считаете, я приведу. Обещаю! Свои обещания я выполняю...

Итак, в прошлом своем посте по данной теме я написал следующее:

"2. Командир 756-го стрелкового полка 150-й сд полковник Федор Матвеевич Зинченко сознательно ввел в заблужение командира дивизии генерал-майора Шатилова указав ложное время водружения знамени № 5 - 13:45. Этим он хотел застолбить за собой первенство в водружении знамени над рейхстагом и оттеснить разведчиков группы Семена Сорокина с их "не правильным" знаменем. Именно с его подачи, была запущена ложь про "поспешность" доклада о водружении знамени разведчиками 674-го стрелкового полка в 14:25. А "на верху" так и не поняли, что водружение знамени, еще не означает захват самого здания"

Источник

А вот и сам документ, где полковник Федор Матвеевич Зинченко откровенно соврал командиру дивизии Василию Митрофановичу Шатилову и, по сути, подставил его перед вышестоящим командованием:

«Итоговое боевое донесение штаполк 756, рейхстаг, 02.5.45 г.
...Группа разведчиков полка получила задачу водрузить знамя над зданием рейхстага... группа... вырвалась из боевых порядков пехоты и в 13:45 30.4.45 г. водрузила знамя армии № 5 в окне первого этажа рейхстага на юго-западной его части с западной стороны фасада...
Командир 756 сп полковник Зинченко
Нач. штаба 756 сп майор Казаков»
[ЦАМО, ф. 1380 (150СИД), оп. 1,д. 56, л. 125].

Итак, командир 756-го стрелкового полка соврал командиру 150-й стрелковой дивизии, а тот, в свою очередь, эту ложь ретранслировал командиру 79-го стрелкового корпуса:



Привожу только тот фрагмент документа, который меня интересует:

«Командиру 79 стр. корпуса, 02.5.45 г.
Доношу обстоятельства и краткое описание хода боя 150 сд по овладению рейхстагом
...Группа смельчаков 756 сп водрузили знамя в первом этаже в юго-западной части здания рейхстага в 13:45 30.4.45 г. (флаг армии № 5). 674 сп - в 14:25 в северной части западного фасада здания (флаг полка).
Очистка рейхстага от противника в основном была закончена к 22.00 30.04.45г.
Комендантом рейхстага был назначен в 15.00 30.04.45г. капитан Неустроев, а в 1.00 01.05.45г. - полковник Зинченко, который до сих пор выполняет эту должность, находясь в рейхстаге.
ВЫВОД: 1. Рейхстаг был взят 1/674 и 1/756 и очищен полностью 674 и 756 сп.
2. Трофеи при взятии рейхстага: захвачено в плен 1650 ч., из них 2 генерала. ... Уничтожено - 2500 солдат и офицеров...
Командир 150 СИД генерал-майор Шатилов
Начштаба 150 полковник Дьячков»

Что здесь не так, я уже писал в более ранних постах, но повторюсь, ибо говорить правду всегда легко и приятно, плюс кое-что добавлю. Итак:

1. Никакой "группы смельчаков 756 сп" в 13:45 30.04.45 в рейхстаге НЕ было! Знамя № 5 никто в 13:45 НЕ водружал! Оно мирно и спокойно стояло в штабе 756-го стрелкового полка. Об этом написано в мемуарах комбата Степана Неустроева "О рейхстаге на склоне лет". Знамя № 5 в рейхстаге появилось только в ночь на 1-е мая, когда пришедший туда "около двенадцати часов ночи (время берлинское)" полковник Зинченко узнал, что в рейхстаге его нет и приказал по телефону начальнику штаба майору Казакову доставить знамя в рейхстаг. Его туда доставили Егоров и Кантария.

"В том далеком 45-м году я не мог предположить, что пройдут годы, в литературе, в том числе даже в исторической, будут писать: “30 апреля 1945 года Егоров и Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы! Слава им и троекратное “ура”!” Сейчас, на старости лет, я задаюсь вопросом: “А не велика ли честь для двух человек? Заслуга-то принадлежит солдатам, сержантам и офицерам трех батальонов! А не двум разведчикам!” Тогда же я об этом не думал".

Язвительный комент в адрес канонических знаменосцев, правда? И я понимаю комбата. Егоров и Кантария меньше других сделали для водружения знамени № 5. И в атаку они с ним не ходили, а пришли в рейхстаг, когда стемнело. Почитайте наградные листы на Егорова и Кантарию. Феерическое вранье про "подползли к рейхстагу и развернули красное знамя. Пехотинцы, видя двух смельчаков, немедленно атаковали рейхстаг, вормались в него и овладели им". Впрочем, я это еще опубликую. Для памяти. И для тех, у кого "официальная версия водружения знамени Победы представляется хорошо стыкующейся с документами".

2. Самодельное знамя разведчиков Семена Сорокина из 674-го стрелкового полка в 14:25 30.04.45 на крыше рейхстага, действительно, было. Об этом свидетельствуют документы 674-го стрелкового полка, а также свидетельства участников и очевидцев штурма рейхстага (кое-что Я ПРИВОДИЛ).

3. Фраза: "Очистка рейхстага от противника в основном была закончена к 22.00 30.04.45г." - вранье! Ожесточеннейшие бои в рейхстаге были 1-го мая, здание горело, и гарнизон его капитулировал только в ночь на 2-е мая 1945 года.

4. По поводу комендатства капитана Неустроева, захваченных трофеев и потерь немцев... это пусть сам Степан Андреевич скажет:

"Федору Матвеевичу Зинченко об этом донесении (приведенном выше - прим.*) было известно еще в мае 1945 г., и он, работая над своей книгой, перед соблазном не устоял, рассудив примерно так: генерал Шатилов написал донесение, которое утвердилось в народе и вошло в историю, издал свои мемуары большими тиражами во многих центральных издательствах, его книги читали многие и многие миллионы советских людей. Шатилов стал популярнейшим писателем, под его выше указанное, донесение и под его книги стали подстраиваться журналисты, мемуаристы, даже кое-кто из историков. Моему уважаемому командиру полка, видимо, особенно польстили слова из донесения генерала:

“...а в 1-00 1-го мая полковник Зинченко (был назначен комендантом.- С.Н.), который до сих пор выполняет эту должность, находясь в рейхстаге”.

Трудно было удержаться командиру полка от таких сладких слов, и Федор Матвеевич покривил душой: “...мое место там, в боевых порядках 1-го батальона, ведущего бой в рейхстаге. Здесь в “доме Гиммлера” мне делать уже просто нечего...” И он “переместил” в рейхстаг не только штаб полка, но и в полном составе полковой медицинский пункт во главе со старшим врачом полка капитаном медицинской службы Богдановым и тылы полка с заместителем командира полка по снабжению майором Чапайкиным.

В 1960 году я впервые познакомился с донесением генерала Шатилова и, нужно признаться, к моему стыду, тоже ухватился за почет: “комендантом рейхстага в 15-00 был назначен капитан Неустроев...” И кое-где сам стал писать: “Я - первый комендант рейхстага”. Какой позор!

Под старость лет нужно признаться, что я не был комендантом рейхстага - ни первым, ни последним. Я был просто комбатом.

Потери противника и наши трофеи в донесении командира дивизии сильно преувеличены. Маршал Жуков в книге “Воспоминания и размышления” пишет:
“... Район рейхстага обороняли отборные эсэсовские части общей численностью около шести тысяч человек...”. На шеститысячную группировку противника, о которой пишет маршал Жуков, наступала не только 150-я дивизия, а в полном составе 79-й стрелковый корпус генерала Переверткина (это 150-я, 171-я, 207-я дивизии). Кроме того, здесь вели боевые действия передовые части 5-й Ударной армии генерал-полковника Н.Э. Берзарина и 8-й Гвардейской армии генерал-полковника В.И. Чуйкова. Именно вышеперечисленные части и соединения нанесли противнику те потери, взяли в плен и захватили трофеи, которые В.М. Шатилов приписывает только своей 150-й дивизии.

Василия Митрофановича Шатилова как бывшего командира 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова стрелковой дивизии я глубоко уважаю. Смел. Талантлив. Горжусь, что мне посчастливилось служить под его началом. Но как “писатель” он вызывает огорчение, скажу более, возмущение. Его донесение и мемуары засорили головы советским читателям".

"О рейхстаге на склоне лет"
Герой Советского Союза С. НЕУСТРОЕВ

Круто приложил комбат Неустроев своего комдива. И нужно признать, что не без оснований...


Рядом с командиром 756-го стрелкового полка Зинченко (он в левом нижнем углу на фото) командир 150-й стрелковой дивизии генерал-майор Василий Митрофанович Шатилов. Как "ниточка с иголочкой"...

p.s

Кстати, один любопытный момент. В приведенном документе сказано о том, что при взятии рейхстага было захвачено в плен 2 генерала. А кто их захватил, Вы знаете? Не уверен! А я знаю! История со знаменем разведчиков Семена Сорокина напрямую связана с этими генералами. Дело в том, что захватил их старший сержант Иван Никифорович Лысенко - разведчик группы Семена Сорокина.

Из воспоминаний Степана Орешко (разведчика группы Семена Сорокина):

«Утром к нам, разведчикам, пришёл сам комполка подполковник Плеходанов с замполитом майором Субботиным.

- На сегодня, бойцы, назначен штурм логова, - кивнул комполка. - Девяти штурмовым отрядам вменена задача водрузить над рейхстагом победные знамёна военного совета армии. Нашему - нет, будем прикрывать знаменосцев, расчищать им путь наверх.

- Ну, а если мы со своим знаменем первыми прорвёмся - разве осудят? - спросил из строя разведчиков парторг Виктор Правоторов.

- Думаю, что нет, - ответил Плеходанов.

В тринадцать часов начался массированный артобстрел рейхстага, и после него в атаку ринулись штурмовые отряды».

Под прикрытием подразделений полка группе удалось пробиться к рейхстагу, выбить фашистов с первого этажа, но и на втором оказалось много гитлеровцев. Их стрельба из автоматов, взрывы гранат не прекращались ни на секунду, но всё-таки солдатам из группы Сорокина удалось вывесить на здании рейхстага красный флаг. Едва получилось сделать это, как Сорокин приказал Ивану Никифоровичу: «Лысенко, возьми пару солдат и спустись на первый этаж, там снова хозяйничают фашисты. Ваша задача - выбить их оттуда». Нелёгкая задача для четверых солдат. Хотя всего час назад они же с боем захватили эту часть первого этажа. Но опытные разведчики тут же сориентировались: двое прямо с лестничной клетки расстреляли фашистов, а двое других пробили себе путь гранатой.

Лысенко как старший группы, решил проверить весь отсек первого этажа. В одной из комнат обнаружили дверь, ведущую в подвальное помещение. Насторожились, резко распахнули дверь и при свете свечей увидели несколько испуганных немецких офицеров. После команды Лысенко «Руки вверх!» они мгновенно подчинились советским солдатам. Пленниками оказались два фашистских генерала с адъютантами. Их надо было срочно доставить к командованию. Но как это сделать? Кругом стреляют, рвутся гранаты…

Под конвоем, где короткими перебежками, а где и по-пластунски, пленные были доставлены в штаб полка. Выслушав короткий доклад Лысенко, командир полка Плеходанов и его заместитель Субботин тут же связались с командиром дивизии Шатиловым, который приказал немедленно доставить пленных к нему. Подполковник Плеходанов поблагодарил Лысенко и его товарищей: «Молодцы! Два подвига в одном бою - прорвались в рейхстаг и пленили двух генералов».

Источник

Донесение из журнала боевых действий 150сд в апреле 1945г.:
"...При подходе к рейхстагу группа 674сп во главе с командиром батальона захватила госпиталь противника северо-западнее рейхстага. В госпитале захвачены в плен генерал-майор медицинской службы ВАЛЬТЕР ШРАЙБЕР, начальник военно-санитарных учреждений г. БЕРЛИН, и генерал-лейтенант медицинской службы ВИЛЬГЕЛЬМ БРЕКЕНФЕЛЬД, ведущий генерал красного креста г. БЕРЛИН и провинции БРАНДЕНБУРГ... ".

И в этом документе не все так! Во-первых, не при "подходе", а, во-вторых, никакого "командира батальона" с "группой 674 сп" (разведчиками Семена Сорокина) не было.

И последнее. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старшему сержанту Лысенко И.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза. Единственному из группы Семена Сорокина.



Лысенко Иван Никифорович

Воспоминания дневники мемуары, Битва за Берлин, О советском солдате

Previous post Next post
Up