ЗНАМЕНОСЦЫ ПОБЕДЫ. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДЕТАЛИ ПОДВИГА

Jul 27, 2020 00:02

Еще недавно я думал, что знаю о подвиге разведчиков лейтенанта Сорокина почти все, но, как оказалось, это далеко не так...



На переднем плане красноармеец Григорий Булатов. Слева направо: парторг Виктор Правоторов, лейтенант Семен Сорокин (в кожаной трофейной куртке), Иван Лысенко, Степан Орешко (с фонарем на груди). Снимок сделан 2 мая 1945 года и был опубликован в первом издании «Воспоминания и размышлений» Г. К. Жукова без всякой подписи

ОПИСАНИЕ БОЯ ЗА РЕЙХСТАГ
(за подписью командира 674 стрелкового полка полковника Плеходанова)





Цитата из документа:

"Командир взвода разведки 1 стрелкового батальона лейтенант Кошкарбаев и разведчик взвода полковой разведки красноармеец Булатов в 14.30 водрузили знамя над рейхстагом"

Документ поступил в Государственный архив Республики Казахстан через посольство Республики Казахстан в Российской Федерации. Принят в личный фонд Рахимжана Кошкарбаева. Подлинник находятся в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦА МО).

Источник

Фрагмент еще одного архивного документа за подписью начальника штаба 674 стрелкового полка майора Жаворонкова:



Цитата из документа:

"30 апреля .... В 14.25 1 стрелковая рота, 1 взвод 2-й стрелковой роты батальона капитана Давыдова при участии разведчиков полковой разведки ворвались в здание рейхстага с западной стороны и завязали бой на нижних этажах. Командиром взвода разведки ... лейтенантом Кошкарбаевым и разведчиком полковой разведки красноармейцем Булатовым в 14.30 было водружено знамя Победы над рейхстагом"

Источник

Из воспоминаний Алексея Плеходанова, командира 674-го стрелкового полка:

«29 апреля примерно в 22 часа 30 минут, меня вызвал на свой наблюдательный пункт, который находился в туннеле под железной дорогой, Шатилов и сказал:

- Товарищ Плеходанов! У Зинченко большие потери. Вести наступление одним батальоном Неустроева он не может. Говорит, что в этом батальоне осталось всего 75 человек. Так что придется штурмовать рейхстаг тебе. Подготовься к штурму. Неустроев будет тебе помогать.

По дороге на свой наблюдательный пункт, подвалами и через проломы в стенах домов, я пошел посмотреть, какова обстановка в полку Зинченко, можно ли рассчитывать на его помощь.

Полк Зинченко был действительно сильно потрепан. Оставшиеся в строю воины (их было немного) расположились в комнатах большого здания на берегу Шпрее. В одной из комнат я нашел Зинченко. Он стоял возле койки с нераскуренной трубкой во рту. Поздоровавшись, я спросил:

- Будем штурмовать рейхстаг? - Он крепко выругался и ответил:

- Чем я буду штурмовать? Остатками батальона Неустроева? Нет, дружище, валяй сам.

Я распрощался и ушел. Зная, что полк Зинченко в атаке участвовать не будет, а знамя Военного совета находится там, я сказал лейтенанту Сорокину и парторгу подразделения Виктору Правоторову, которые в это время находились при мне, чтобы они подготовили Красное знамя для водружения на рейхстаге.

Разведчики обрадовались, заволновались. Вскоре раздобыли где-то перину и привели двух пленных генералов. Здесь же, на наблюдательном пункте, перину выпотрошили. Кто-то принес нечто похожее на древко. Подстругали его кинжалами. Знамя получилось грубоватым, но зато прочным и большим. Вручив Красное знамя разведчикам, я поставил задачу водрузить его на крыше, у скульптурной группы».

..............

«Через несколько минут отважная горстка солдат из роты лейтенанта Греченкова и разведчиков взвода Сорокина достигла главного входа в рейхстаг и скрылась в нем. Остальные были отрезаны. Одни из них залегли на площади, другие - отошли назад. Что было в это время в рейхстаге, я не знал. Неизвестной была и судьба ворвавшихся в него смельчаков. И вдруг я услышал радостный крик моего связного:

- Товарищ подполковник! Посмотрите на крышу рейхстага. Вот туда, где возвышается всадник!

Я поднял бинокль и увидел Красное Знамя, а возле него движущиеся две крохотные фигурки. Это было в 14 часов 25 минут. Как я узнал позже, движущимися фигурками были сержант Правоторов и рядовой Булатов.

В это время мне позвонил командир дивизии В. Шатилов и спросил, какова обстановка. Я доложил: часть солдат из батальона Давыдова и взвода полковой разведки проникла в рейхстаг. Остальные отошли назад. Многие залегли на Королевской площади.

- Есть связь с теми, кто в рейхстаге? - спросил командир дивизии.

- Нет, - ответил я. - Но беспокоиться за них не стоит. Они уже проникли на крышу и водрузили там Красное Знамя Победы.

- Какое знамя? - удивился генерал. - Ведь оно в штабе Зинченко.

- Знамя моих разведчиков. Самодельное. Они его подготовили перед штурмом».

Источник

Семён Сорокин о водружении Знамени Победы над Рейхстагом (живой голос самого ветерана):

image Click to view



Из воспоминаний сержанта Виктора Провоторова:

«Находим окно. Улучив момент, влезли в окно, предварительно бросив туда по гранате. Коридорами вышли на лестницу, забрались на второй этаж. Здесь мы с Булатовым подошли к разбитому окну, посмотрели на Королевскую площадь, за которой в домах и прямо на улицах залегли наши бойцы, приготовившиеся к решительному штурму. Гриша Булатов просунул знамя в окно, помахал им, затем мы укрепили его. В это время внизу послышались выстрелы, взрывы гранат, стук сапог. Мы приготовились к бою. Гранаты и автоматы - начеку. Но схватка не состоялась. Это по нашим следам пришли Лысенко, Брюховецкий, Орешко, Почковский. С ними лейтенант Сорокин.
- Отсюда его плохо видно, ребята, - сказал он. - Надо пробираться на крышу.

По той же лестнице стали подниматься все выше и выше и нашли выход на крышу. Цель достигнута. Где поставить знамя? Решили укрепить у скульп-турной группы. Подсаживаем Гришу Булатова, и наш самый молодой разведчик привязывает флаг к шее огромного коня. Посмотрели на часы: стрелки показывали 14 часов 25 минут».

Из воспоминаний Мелитона Кантарии:

«Утром 30 апреля увидели перед собой Рейхстаг - огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше. В Рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Гр. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнем противника на площади».

Из воспоминаний кинорежиссера Романа Кармена:

«Кто первый водрузил Знамя Победы над Рейхстагом? Прошли годы, в историю вошли имена Кантарии, Егорова, капитана Самсонова. Сейчас, перечитывая свою телеграмму, в которой названы иные имена, я вспоминаю, как на ступенях Рейхстага меня по-знакомили с лейтенантом Сорокиным и рассказали о подвиге, который он совершил 30 апреля вместе с солдатом Булатовым. Я думаю, что мое телеграфное сообщение не опровергает официальной версии об историческом эпизоде водружения знамени Победы в Берлине. Я помню, что видел на крыше Рейхстага несколько флагов. Один развевался над куполом - его подняли Егоров и Кантария, другой был привязан к конной статуе. Полыхали флаги и на правом, и на левом крыльях здания. Флаги эти были водружены советскими воинами, которые, не помышляя о личной славе, совершили в разгаре боя свой подвиг. Многие из них, как, например, упомянутые мною Булатов и Сорокин, остались и поныне неизвестными».

Источник

Из дневника военкора газеты «Воин Родины» 150-й стрелковой дивизии, которая в апреле-мае 1945-го штурмовала Рейхстаг, Василия Субботина, 1960 год:



Старший лейтенант Василий Ефимович Субботин

«Февраль, 15. Надо бы отыскать этих ребят - Кошкарбаева и Булатова. Булатова особенно. Он был тогда совсем мальчиком… Молоденький, в пилоточке, небольшого роста парнишка. Гимнастерка была ему мешковата и длинна. Вот этот-то парнишка вместе с тоже очень еще молодым человеком - лейтенантом Кошкарбаевым, казахом, черноволосым, поставил на рейхстаге флаг, который… был первым из водруженных на рейхстаге. Потом, однако, оказалось, что это «знамя» не предусмотренное, «не организованное»… О флаге, поставленном Кошкарбаевым и Булатовым, мы написали у себя в дивизионке, сделав это по своему почину, но и по согласованию с политотделом дивизии. Армейская и фронтовая, и центральные - предусмотрительно хранили молчание…



Газета "Воин Родины" 150-й стрелковой дивизии  от 3 мая  1945 года



Газета "Воин Родины". Пусть Вас не вводят в заблуждение фамилии Береста, Егорова и Кантарии и других, лучше обратите внимание на статью "Они подняли стяг Победы" - это главное!

Помню… пришел к Давыдову, в его батальон, от которого уже мало что оставалось… Кошкарбаев и Булатов, еще не отмывшиеся, не отоспавшиеся еще, не усвоившие еще того, что они сделали, рассказывали, как ставили они свой флаг, чертили на листочке из тетрадки план-схему - площадь перед рейхстагом, дом, из которого они выбирались, и свой путь по этой площади вплоть до колонны рейхстага. Листочек этот у меня сохранился…

Кошкарбаев и Булатов, как они рассказывали, прикрепили свой флаг сначала к одной из колонн входа, а потом, когда большая часть здания была очищена, высунули его из окна второго этажа. И уже позже его поставили на крыше.

Когда мы забрались на рейхстаг, то именно от этого флага оторвали лоскут, разделив его между собою… Флаг был такой большой и тяжелый, что даже на высоте рейхстага развевался довольно слабо. Нам пришло в голову… немножко укоротить его, и мы оторвали от него достаточно большой, как уже сказано, кусок, а потом разорвали еще и разделили между собою…

Именно от этого флага хранится у меня маленький красный кусочек материи».



Лоскут от знамени Кошкарбаева-Булатова, хранящийся в Музее Вооруженных Сил РФ, с дарственной надписью:
«Евгению Долматовскому - непосредственному участнику боев за Берлин - это кусочек кумача - кусочек от знамени Победы.
Вас. Субботин»

Источник

«Ноябрь, 10. Три батальона оказались в тот день перед рейхстагом… Батальон майора Давыдова и батальон капитана Неустроева, и один - соседней 171-й дивизии: батальон старшего лейтенанта Самсонова.

Но лишь Зинченко, его 756-му полку, когда только начинали бой за Берлин, было вручено красное полотнище под номером «5»…

Конечно же, эти двое, Кошкарбаев и Булатов, когда они лезли со своим солдатским флагом, ничего не знали об официальном знамени, выданном для того, чтобы поставить его на рейхстаге. Они и не предполагали, что все уже предопределено…

Знаменем победы стал не их флаг, а Знамя «№ 5». И от мала до велика все теперь знают не Булатова и Кошкарбаева, а Кантарию и Егорова, повесивших официальное знамя сначала на крыше, а затем и на куполе.

Теперь это так, и уже навсегда будет так…

Во всей этой истории со Знаменем никто не виноват… Не надо было только забывать двух этих бойцов из батальона Давыдова, их имен, их самодельного флага. И, конечно, следовало боевой этот их самодельный флаг поставить в музее рядом с нынешним Знаменем Победы. А мы теперь даже не знаем, где он, тот флаг, какова его судьба, поскольку он даже не сохранился».

Василий Ефимович Субботин ушел из жизни 24 мая 2015 года.

Источник

«5 мая 1945 года газета «Комсомольская правда» напечатает рассказ очевидца тех событий, капитана Андреева:

«Путь к Рейхстагу лежал через нагромождения, баррикады, через пробоины в стенах, темные тоннели метро. И везде были немцы: наши бойцы в третий раз пошли в атаку и, наконец, ворвались в Рейхстаг, вышвырнули оттуда немцев. Тогда маленький, курносый, молоденький солдат из Кировской области как кошка вскарабкался на крышу Рейхстага и сделал то, к чему стремились тысячи его товарищей. Он укрепил красный флаг на карнизе и, лежа на животе, под пулями, крикнул вниз солдатам своей роты: «Ну как, всем видно?» И он засмеялся радостно и весело. И хотя немцы опять бросились в отчаянную контратаку и даже заняли первый этаж, наши бойцы, успевшие закрепиться в верхних этажах Рейхстага, чувствовали себя хозяевами этого большого обгоревшего здания. Теперь никакая сила не заставила бы их уйти отсюда».


Полоса в Комсомольской правде от 5 мая 1945 года
Источник

Ответ начальника Института военной истории Министерства обороны РФ Александра Кольтюкова на запрос двоюродного брата Григория Булатова Александра касательно того, был ли награжден Григорий за водружение красного знамени над рейхстагом:



Цитата:

«Приказом командующего войсками 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта № 012-н от 8.6.1945 года Булатов Г.П. от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество».

А за красное знамя над Рейхстагом???

p.s

«Бывший командир 674-го полка Алексей Плеходанов, пытаясь добиться справедливости, в 1966 году разослал по центральным газетам статью «Как свершилась афера века», которая так и не была опубликована. Вот выдержки из нее:

«После демобилизации из Советской Армии, и особенно в последние годы, когда был развенчан культ личности, участники штурма рейхстага и водружения на нем Знамени Победы неоднократно обращались в самые различные инстанции с просьбой помочь разобраться, установить истину в деле водружения Знамени Победы.

Они единогласно заявляли, что Егоров и Кантария никакого отношения к водружению Знамени не имеют. Больше того, врученное им знамя Военного совета армии они потеряли, позорно сбежали с поля боя. В рейхстаг эти горе-воины пришли, как говорится, на шапочный разбор, тогда, когда на нем уже почти сутки развевалось Знамя Победы, причем пришли в сопровождении группы автоматчиков…

Все свои заявления настоящие герои подкрепляли убедительными и неопровержимыми доказательствами. Вся эта семерка разведчиков и их боевые друзья неоднократно рассказывали ответственным товарищам, пытающимся их подвиг потопить в массовом героизме. Однако нигде и никогда они не получили вразумительного ответа. Обещанные перед штурмом рейхстага от имени Верховного Командования высшие правительственные награды за водружение Знамени Победы так и остались неврученными и спустя 20 с лишним лет после окончания войны.

И в то же время, издеваясь над этими героями, вот уже два десятка лет чествуют тех, кто убежал с поля боя, кто никакого отношения не имеет к взятию рейхстага и водружению на нем Знамени Победы. Кому нужна эта ложь, какой цели она служит? Этой фальсификации пора положить конец».

Источник

Дополнительно:

ЗНАМЕНОСЦЫ ПОБЕДЫ. НЕПРИЗНАННЫЕ ГЕРОИ

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО (фото и хронология того, кто и как, на самом деле, первым водружал Знамя Победы)

ПОЧЕМУ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ НЕ БЫЛО НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 24 ИЮНЯ 1945 ГОДА?

Битва за Берлин, О советском солдате

Previous post Next post
Up