Настало время заглянуть в ту часть Арктическо-аварийно спасательного центра (АКАСЦ), где базируется способная на многое техника МЧС. Мы с вами увидим супервездеходы, на которых не страшно зимой выехать в тундру, катера, спасающие застрявших в ледовом плену рыбаков, а также тех ребят-спасателей, которые этими чудо-машинами управляют.
Светлое здание АКАСЦ с высокой башней, украшенной золотым орлом МЧС, органично вписывается в современный облик Нарьян-Мара. Строителям новых зданий в столице НАО есть на что равняться.
Напротив центра, чуть в стороне от нарядных многоэтажек, виднеется местный ЗАГС, к счастью, лишённый столь характерного для подобных заведений ненужного пафоса.
Участники пресс-тура с трудом оторвались от пожарных машин, знакомство с которыми произошло чуть раньше; они ведь не знали, что в этой части аварийно-спасательного комплекса их ждёт не менее интересная техника.
Всего в распоряжении местной спасательной службы находится семь машин различного назначения.
Первым делом нам показывают многофункциональный аварийно-спасательный автомобиль с лирическим названием "Белый орёл" (в голове сразу возникает фраза родом из 90-х: "Ты кто? Я - Белый орёл!"). Этот "Камаз" - не простой, он оборудован отсеком для отдыха спасателей и автономной подачей воды. Фотография супермашины заимствована из
поста коллеги-блогера
zhzhitel.
Аварийно-спасательная машина прибыла в Нарьян-Мар четыре года назад и уже зарекомендавала себя самым лучшим образом. Последняя спасательная операция с участием "Белого орла" прошла недавно - с зимников (зимних автотрасс) спасатели забирали тех водителей, которые не могли выбраться оттуда самостоятельно. В пассажирский отсек, рассчитанный на четверых спасателей, тогда набивалось пятнадцать-двадцать человек.
Участники пресс-тура разбредаются с реди техники; я подхожу к аварийной машине сделанной на базе "Газели". Полученная нарьян-марскими спасателями в этом году аварийно-спасательная машина укомплектована гидравлическим инструментом; есть здесь и дыхательные аппараты. И если передняя часть микроавтобуса ничем, кроме рации,от гражданской версии не отличается, то отсек для экипажа со спасательными шлемами на металлической полочке и развешанной на спинках сидений МЧС-овской формой, недвусмысленно намекает на то, что эта "Газель" - машина особого назначения.
Я знаю о том, что МЧС помогает местной православной епархии проводить ставшие традицией зимние крестные ходы из Нарьян-Мара в Пустозёрск потому пытаюсь найти спасателей, принимавших участие в крестном ходе. Никого из них сегодня в центре, к сожалению, нету. Возле дверей ангара с техникой стоит несколько молодых ребят-спасателей, которые успокаивают: крестный ход прошёл нормально, внештатных ситуаций не было, благо погода стояла солнечная.
До своего переезда в новое здание ребята служили на отдельном посту в посёлке Искателей.
- Иногда выезжаем на пожары, но в основном занимаемся вскрытием дверей, - рассказывают они о своих обычных занятиях.
Я спрашиваю, как ребята переносят местные зимы.
- Сейчас все меняется, зима уже не такая холодная как раньше, - говорит один из спасателей. По его словам, обычная зимнюю температура здесь теперь тридцать градусов мороза.
Я выхожу на улицу; передо мной - один из трёх катеров местного МЧС. Как рассказывает мне спасатель Евгений Левченков, этот катер - самый лучший: он более устойчив и предназначен для дальных переездов. В основном катер востребован весной во время паводка, а также осенью, когда в реке Печоре появляется шуга - металлическим бортам ведь лёд не страшен.
Евгений показывает мне также и свой катер "Стрингер" с резиновыми баллонами. Катер, за которым закреплён спасатель, используется летом.
- Парусность у него небольшая, катер хорошо идёт в небольшую воду, - объясняет Евгений.
От Евгения я также узнаю что летом средняя температура воды составляет пятнадцать градусов. В солнечные безветренные дни местные жители охотно купаются в реке Печоре, у берегов которой вода прогревается солнцем.
- В посёлке Искателей есть организованный пляж, но, в общем-то, пляжей как таковых у нас нет, как нет и стационарных спасательных постов, потому приходится следить за отдыхающими с катера, - говорит Левченков.
Также как и в Калининградской области, зимой спасателям приходится выручать попавших в беду рыбаков и охотников.
- Даже во время недавнего паводка местные жители спускали лодки на воду и пытались отправиться на охоту, - рассказывает Евгений. - Ну, их и затирает льдами. Бывало даже, что вызывали вертолёт, который снимал охотников со льдины.
Коллега Евгения, капитан лодки "Мастер-450" спасатель Анатолий Храпов также знакомит меня со своим плавсредством. Катер в принципе используется для тех же задач что и "Стрингер", но зато, его можно использовать зимой и осенью.
Анатолий отвечает также за два новеньких снегохода марки "Буран" с четырёхтактными двигателями; спасатели передвигаются на них по замерзшим рекам.
- Ездим на них по избушкам, выручаем людей, - говорит Анатолий Храпов. По его словам, снегоход - очень популярное среди жителей округа транспортное средство. - Для деревенских жителей это средство выехать в цивилизацию, - говорит Анатолий.
Я благодарю ребят за рассказ о технике и направляюсь к главным "изюминкам": три экспериментальных транспортных средства поступили сюда недавно, и им ещё предстоит испытание в полевых условиях. Огромный белый вездеход, отдалённо напоминающий прославившийся недавно в Крыму армейский "Тигр", притягивает к себе взор.
- Это ТТМ 3930АСМ, - рассказывает мне отвечающий за необычную машину спасатель Максим Белоконь .
- Благодаря колёсам низкого давления проехать можно практически везде, можно даже использовать машину летом, правда на коротких расстояниях, - говорит он.
- Машина очень хорошая! Молодцы конструкторы придумавшие такую, - с любовью говорит Максим о своём вездеходе.
Так же как и у современных пожарных машин, одну из которых я
показывал вам позавчера, на боку вездехода открываются дверцы, за которыми спасателей ждёт нужное оборудование.
- Машина оборудована всем необходимым: здесь есть электрогенератор, бензорезы, шанцевый инструмент, - говорит хозяин вездехода, подчёркивая: автомобиль рассчитан на оказание первоочередной помощи. По левому борту ТТМ 3930АСМ спрятаны гидравлические инструменты.
Благодаря импортному дизельному двигателю вездеход весьма умерен в своих аппетитах: на 100 километров ему требуется от четырех до десяти литров горючего.
- Машина получилась - "сборная солянка", - шутит Максим. - Ходовые мосты - от "Уазика", раздатка и коробка передач - от "Газели". Кабина вообще "Камазовская".
Расположившийся неподалёку футуристичный вездеходик ТТМ 1901 носит такое же имя как и украинский спецназ."Беркут" - лыжно-гусеничный снегоход, по-сути - легковой автомобиль, поставленный на лыжи.
"Беркут" со всех сторон выглядит неплохо, однако лучше всего вездеход смотрится в анфас.
Снегоход выглядит гораздо солиднее модификации с кабиной от "Оки", фотографии которой можно легко найти в Интернете. "Ока"-вездеход, кстати также используется МЧС России. Ну а здесь в качестве "донора", судя по знакомой каждому жителю нашей страны эмблеме на руле, используется продукция "АвтоВАЗа". За двумя автомобильными сиденьями виднеется грузовой отсек.
Основной спрос на эту машину отмечатеся среди российских энергетических компаний.
Неподалёку от выезда из центра гудит двигателем вездеход "Бобр", получивший своё имя за способность без проблем форсировать болота. Братец привычной жителям российских мегаполисов "маршрутки" способен дать фору самым мощным пикапам.
Снегоболотоход "Бобр" оборудован гусеницами, позволяющим передвигаться по дорогам общего пользования.
"Бобр", созданный на базе ГАЗ-3409, также является излюбленным транспортным средством нефтяников. Однако в российском Заполярье его используют не только энергетики, например в аэропорту Нарьян-Мара можно увидеть такой автомобиль в ярко красной пожарной раскраске.
Новейшая спасательная техника, собранная в одном месте, внушет уверенность в том, что жить за полярным кругом в России действительно становится безопаснее. Ну а для участников пресс-тура настало время отправиться в культурно-деловой центр "Арктика", чтобы принять участие в пресс-конференции врио
губернатора НАО Игоря Кошина.
За окном автобуса - многолюдные по местным меркам улицы городского центра, где мирно соседствуют деревянные дома барачного типа с печным отоплением и новейшие многоэтажки.
Вот уже виднеется наклонная крыша КДЦ "Арктика", внешний вид которого весьма напоминает постройки скандинавского Заполярья.
А вот и местная детвора - навереное, школьный лагерь.
Дети улыбаются, кто-то машет нам рукой. Мне понятно их радость: в Нарьян-Маре наступило лето, снега больше нет, ярко светит солнце, над городом пролетает "полярный" АН-2. Что может быть лучше?
Читайте также:
-
В Нарьян-Мар с МЧС: Арктический аварийно-спасательный центр, часть первая-
В Нарьян-Мар с МЧС: АН-148-100-ЕМ берёт курс на север-
Комплексная безопасность 2014: роботы, беспилотники и другие суперразработки МЧС России