В Нарьян-Мар с МЧС: АН-148-100-ЕМ берёт курс на север

Jun 14, 2014 13:57

В лихие 90-е Россия, к сожалению, потеряла значительную часть своих былых достижений в арктическом регионе. Однако затем наступило время собирать камни. Возобновляет свою работу Северный морской путь, впервые за последние десятилетия за полярным кругом строятся новые порты, аэродромы и даже целые города. И, конечно же, ведется добыча нефти и газа, которыми так богата Арктика.

Освоение «хрупкого» с точки зрения экологии арктического региона сопряжено с немалыми рисками, к которым старается быть готово МЧС России. До конца 2015 года в российской Арктике будет выстроено десять специальных Арктических аварийно-спасательных центров, в одном из которых, созданном в Нарьян-Маре, мне довелось побывать в прошлый понедельник.



Помните, как поётся в песне - Если ты полюбишь Север - не разлюбишь никогда? Кола Бельды, исполнявший её, ныне уже основательно подзабыт. Однако у него есть и другая, менее известная песня, посвящённая Нарьян-Мару. "Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар" - это неофициальный гимн города. Предлагаю послушать.

image Click to view



Самое позитивное министерство осуществило мою мечту, ведь своими глазами увидеть лесотундру, оленей и коренных жителей российского Арктики я хотел уже давно. Крайне точкой в моих путешествиях по Скандинавии является шведский Эстерсунд, расположенный за несколько сотен километров до полярного круга. Именно здесь я по-настоящему влюбился в суровую природу Севера. Мне всегда хотелось увидеть как живёт российский север, однако севернее Архангельска я ещё не бывал. Пресс-тур МЧС России в Нарьян-Мар потому стал действительно царским подарком.

Первой точкой арктического путешествия был административный комплекс МЧС России, расположенный на улице Ватутина. В половине пятого утра здесь собрались «ранние пташки», готовые пожертвовать своим утренним сном в пользу перелёта за полярный круг.





Наш самолёт вылетал с аэродрома «Раменское»;здесь базируется воздушный флот МЧС России, управление которым осуществляет ФГУАП МЧС. Среди широких кругов населения аэродром известен как «Жуковский» по названию города, возле которого он расположен.



Аэродром оборудован самой протяжённой в России взлётно-посадочной полосой, и здесь, помимо прочего, проводятся испытательные полёты новейшей техники. На следующей день после нашего визита в Нарьян-Мар в «Раменском» произошло возгорание двигателя проходившего здесь испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА. Неудивительно, что для нас входом на аэродром стало здание с вывеской, не характерной для обычных аэропортов.



Возле КПП «Столовая» к высыпавшим из микроавтобуса журналистам (Первый канал, Life News, "Российская газета", "Московский комсомолец", Газета.Ru) и блогерам присоединились их коллеги, добравшиеся в Жуковский «своим ходом».

Что касается блогеров, то помимо уже известного читателями aviator_ru в пресс-туре принимали участие fotografersha, zhzhitel, ivan_lysak, lolopynder, acidgarry_photo и несколько неопознанных блогеров.



Организатор и вдохновитель пресс-тура, сотрудник Управление информации МЧС России Ксения Осипова по-телефону подсказывает опаздывающим (без них никуда) дорогу к КПП. Скажу сразу: именно благодаря Ксении пресс-тур прошёл на самом высшем уровне.



МЧС-овские «випы», между тем, не могли позволить себе опаздывать. Советник отдела Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований, куратор арктического направления в МЧС Николай Дяблов и заместитель начальника отдела Управления безопасности людей на водных объектах Евгений Глухов сопровождали нас в течение всего пресс-тура.



Участники пресс-тура один за другим проходили через полутёмную, сохранившую весь уют советского времени проходную, с обратной стороны которой нас ожидал... аэродромный кот.



В тесноте, да не в обиде мы разместились в МЧС-овском «пазике», за окнами которого очень скоро можно было увидеть самые разные самолёты, многие из которых «живьём» я видел в первый раз.



Дорога до «нашего» АН-148-100ЕМ заняла около десяти минут.



Этому небольшому самолёту, наречённый «Александром Покрышкиным», следует уделить особое внимание. Мне уже доводилось летать на АН-148-100 авиакомпании «Россия» из Калининграда в Санкт-Петербург, и полёт этот оставил у меня не самые лучшие впечатления.

Удивительно, но факт: на этот раз всё было иначе. Правда МЧС-овский борт, честно говоря, всё-таки во многом отличается от гражданской версии. И если снаружи его главным отличием является «фирменная» раскраска, то внутренние отличия более серьёзны.



Однако об этом я расскажу вам чуть позже, а сейчас давайте вместе поднимемся по удобному откидывающемуся трапу на борт самолёта, где нас уже ожидают приветливые бортпроводницы ФГУАП МЧС.



Для большинства участников пресс-тура перелёт, длившийся два с половиной часа, стал прекрасной возможностью пополнить свои силы, истощённый ранним подъёмом. Однако «авиационным» блогерам на месте не сиделось: им не терпелось сделать снимки внутри самолёта, причём больше всего их манил к себе расположенный в носовой части самолёта VIP-салон.



Интересно, что авиакомпания, подобно своим гражданским «сёстрам», предложила уставшим авиапутешественникам неплохой завтрак. Скажите мне, где ещё пассажирам эконом-класса дают красную икру?



Открыл «фотоохоту» Сергей aviator_ru Мартиросян - на фото он слева.



Пассажирский салон АН-148-100ЕМ за какие-то десять-пятнадцать минут может переделываться в летающий госпиталь - медицинское оборудование хранится в багажном отделении самолёта. О двойном назначении «АН» напоминают указатели на багажных полках - место сумок и портфелей в «медицинском» режиме здесь всегда может занять аспирационная система, аппарат искусственной вентиляции лёгких и другое крайне важное для реанимации тяжёлых пациентов медоборудование.



Если все фотографируют VIP-салон, почему бы не сделать это и мне? Посмотрим, в каких условиях летают первые лица министерства.



Раскладывающийся столик, два кресла, диван и телевизор - вот и всё, что можно здесь увидеть. Ну и, само собой, отдельная туалетная комната. На обратном пути я брал интервью у Николая Дятлова за столом в VIP-салоне и могу с полной уверенностью сказать, что летать в нём, конечно, намного комфортнее, чем в «бизнесе», и, тем более, в эконом-классе.



Этот снимок я сделал на обратном пути - в кадр попал бортовой журнал самолёта. Вот как он, оказывается, выглядит.



С каждой минутой самолёт с участниками пресс-тура всё ближе к долгожданному Нарьян-Мару. Внезапно перед глазами путешественников открылись фантастические пейзажи, лучше, чем что либо ещё, свидетельствовавшие о том, что мы находимся уже за полярным кругом.





Уже можно было различить какие-то посёлки, расположившиеся на берегу той самой Печоры-реки.







Ландшафт за окном с каждой минутой радикально изменялся. Бескрайнюю тундру с многочисленными озёрами внезапно сменили причудливые мысы необъятной Печоры. Откуда ни возьмись, появились высокие ели.



Пассажиры намертво "прилипли" к окнам. Даже видавший виды "арктический" куратор Дяблов увлечён пейзажем.



Где-то далеко внизу можно было увидеть основные транспортные средства жителей НАО - небольшие судёнышки и самолёты.



В одном из посёлков помимо церквушки, расположившейся на окраине…



можно было увидеть современные дома с яркими крышами…



а также таинственную антенну, размещённую на крыше круглого здания.



С каждой минутой наш «АН» всё ближе подлетал к Нарьян-Мару, и в какой-то момент оказалось, что его трасса проходит прямо на столицей Ненецкого автономного округа!

Под крылом промелькнули промзоны…



Внезапно самолёт оказался прямо над жилыми районами. Кварталы новеньких, с иголочки, многоквартирных домов призывно манят взор яркими цветами - назвать Нарьян-Мар мрачным городом уже никак нельзя.



Вот и городской центр. В Нарьян-Маре, к счастью, нет небоскрёбов, потому самолёты безбоязненно пролетают прямо над местными достопримечательностями. Справа виднеется новенький стадион.



Здание культурно-делового центра «Арктика» с наклонной крышей а-ля Скандинавия, краснокирпичное здание «Лукойла», спортивный комплекс. Уже очень скоро я увижу всё это вблизи. Постройки аварийно-спасательного центра МЧС расположены чуть правее, на берегу Печоры, и в кадр не попали.



Больше всего, конечно, мне хотелось попасть сюда - в Богоявленский кафедральный собор. Деревянный терем с зелёной крышей - это резиденция епископа; такая же постройка с куполом - местная епархия. В левом нижнем углу снимка оказалась одна из достопримечательностей Нарьян-Мара - памятник самолёту ЯК-7Б, установленный в 2010 году.



О том, что Нарьян-Мар и сегодня является городом, где рыбачат рыбаки, наглядно свидетельствовали пойманные в объектив баржи и рыболовецкие суда. В кадр попадает и контейнерный терминал.



А вот вам и типичный Нарьян-Мар. Многоквартирные дома, которые активно возводятся в центре и на городских окраинах, ещё не окончательно вытеснили более старые постройки. Однако даже и более старые многоквартирные дома, также как и особняки, как видите, очень часто имеют новую кровлю. Наверное, на севере иначе нельзя. Лаконичной и самобытной архитектуре Нарьян-Мара я посвящу отдельный пост.



Рано или поздно всё хорошее заканчивается; вот и нашей воздушной экскурсии над столицей НАО подошёл конец. В местном аэропорту (он считается новым, поскольку где-то есть ещё и старый) нас встречают самолёты АН-2 и вертолёты местных авиалиний. Каждый человек, рождённый в СССР, знает, что это - главный транспорт полярников, самые что ни есть настоящие символы Севера.



Потому совершенно органично на северном аэродроме смотрелся притулившийся по-соседству с нашим «АН» его старший брат - АН-24.



Из аэропорта «Нарьян-Мар» можно добраться до Москвы "Ют Эйром". Летают отсюла самолёт и в Архангельск. На наших глазах готовился к вылету один из пяти турбовинтовых самолётов ATR-42-500 авиакомпании NordStar. Пассажиров к нему подвёз аэродромный автобус фирменных золотисто-коричневых цветов, в который выкрашены также все местные самолёты и вертолёты.



Самолёт останавливается - посерьёзневшие журналисты и блогеры надевают заготовленные заранее тёплые куртки. Кто-то снимает с багажной полки штатив. Пора за работу.



Через VIP-салон участники пресс-тура пробираются к трапу.



Шагнув на трап, я понял, что ничуть не ошибся, захватив с собой зимнюю куртку. В жаркой Москве и чуть менее жарком Калининграде трудно было представить, что в начале июня где-то может понадобиться очень тёплая одежда. Порывы холодного ветра, встретившие меня на выходе из самолёта, в очередной раз напомнили: за полярным кругом стоит совсем другая погода.

Пассажиры «Александра Покрышкина» один за другим спускаются вниз по трапу. Если кого-то и может удивить разворачивающийся вокруг пейзаж и погода, то точно не закалённого арктическими ветрами Николая Дяблова.



С решительным видом выходит из самолёта Ксения Осипова, намеренная провести пресс-тур без единого недочёта.



Порывы холодного ветра вместе с винтами местного самолёта бросили в лицо песок, спрятаться от которого блогеры и журналисты попытались в «флигеле» аэровокзала. Песок, который ветер, шутя, кидает вам в глаза и на зубы, как оказалось, является одной из «визитных карточек» Нарьян-Мара.

Возле приспособленного к условиям севера автобуса гостей Нарьян-Мара ожидают радушные хозяева - представители местного МЧС.



О дальнейших приключениях журналистов и блогеров в столице НАО читайте в следующих постах. Их будет несколько, ведь материала в эту поездку было собрано много. Я взял несколько интервью, которые со дня на день будут расшифрованы, и, рано или поздно, также появятся на страницах блога. Помимо этого вас ждёт новейшая спасательная техника отечественного производства, лица местного МЧС, настоящий олень, чумы, и многое другое. Вместе мы попытаемся понять, чем живёт город оленеводов и рыбаков Нарьян-Мар.

Напоследок хочу поблагодарить  Управление информации МЧС России и лично Ксению Осипову за возможность принять участие в пресс-туре.




Читайте также:
- Картинки из столицы российской Арктики
- Сергей Маклаков о ледоколах, Севморпути и Арктике
- Из архива NORRSIDA: Герой России Михаил Малахов

Николай Дяблов, мчс, #emercom, позитив, Нарьян-Мар, #ПозитивноеМинистерствоМЧС, #мчс, НАО, Россия, #Арктика, ФГУАП МЧС России, Раменское, Жуковский, atr-42-500, Евгений Глухов, АН-148-100-ЕМ, Ксения Осипова, АН-24

Previous post Next post
Up