Инновации по-норвежски: профессор Ханс Торп и его лаборатория ультразвука
Jan 09, 2016 13:31
На изучение норвежского Тронхейма у меня был всего один день, который я намеревался использовать по-максимуму. Побывать в городе, известном как центр естественно-научных исследований, и не прикоснуться к миру инноваций, которыми так славна Норвегия, было бы весьма печально. Потому, закончив интервьюировать возглавляющего местный православный приход священника Александра Волоханя, я со всех ног помчался в сторону моста через реку Нидельва. На другом берегу, в одном из современных зданий университетского городка, меня ждал профессор Ханс Торп (Hans Torp), человек, которого в Норвегии называют одним из пионеров медицинских ультразвуковых технологий.
О встрече с руководителем группы ультразвука медфакультета Норвежского университета естественных и технических наук NTNU я договорился буквально накануне. В письме, которое я получил от профессора Торпа, содержалось приглашение в лабораторию ультразвука, разместившуюся на третьем этаже отделения неотложной помощи (сердце и лёгкие) Госпиталя святого Олафа.
1. Исследовательская группа, куда я держу путь, относится к Институту кровообращения и медицинской визуальной диагностики при факультете медицины NTNU. В качестве базы для исследований в области медицины, университет использует мощности Госпиталя святого Олафа, интегрированного в структуру этого развитого вуза (в NTNU учится почти сорок тысяч студентов и работает четыре тысячи научных сотрудников).
2. Стоя у ярко-красной информационной таблички "Отделение неотложной помощи", набираю номер профессора Торпа:
- Привет, Ханс, я - возле медведя.
Засунувший любопытный нос в стену университетского госпиталя человекообразный медведь и вправду отличный ориентир, и, вместе с тем, типичный образчик современного искусства Скандинавии, смысл которого в полной мере доступен только изваявшему фигуру скульптору.
3. А вот так выглядит регистратура дневного стационара норвежской больницы: дизайнерский рецепшен, наподобие тех, что встречают гостей в отеле, и стойка электронной саморегистрации (в России тоже такие имеются). Вместе с Хансом Торпом мы двигаемся по направлению к лифту, и профессор интересуется, где это я научился шведскому языку. Известный исследователь, автор двухсот пятидесяти двух научных статей оказывается открытым и совершенно незвёздным собеседником.
4. Лаборатория, в которой Ханс Торп и его коллеги занимаются разработкой программного обеспечения, очень похожа на те научные подразделения, которые я видел в нашем Балтийском федеральном университете им. И.Канта и в вузах Германии. Множество проводов, шлангов, загадочных приборов, а на видном месте стоят разномастные ультразвуковые сканеры (в просторечии - УЗИ аппараты), наподобие тех, которые можно увидеть в российских больницах и поликлиниках.
- Мы развиваем новые ультразвуковые технологии, с пациентами не работаем, у нас не клиническая лаборатория, - объясняет профессор Торп.
По словам учёного, на практике разработки ультразвуковой группы применяют врачи-кардиологи университетского госпиталя святого Олафа. Также не занимаются в лаборатории ультразвука ремонтом и разработкой новой аппаратуры.
- Большей частью работаем с программным обеспечением к аппаратам американской компании "Дженерал Электрик", - говорит Ханс Торп. Разрабатывают сканеры в насчитывающем две сотни сотрудников подразделении норвежского филиала корпорации.
5. В лаборатории вместе с Хансом Торпом вовсю работают молодые улыбчивые ребята.
- В лаборатории заняты преимущественно инженеры. У нас работают как самостоятельные исследователи, так и аспиранты и студенты, изучающие медицину и технологии, - объясняет мне профессор.
(Уже вернувшись из Норвегии, я нашёл на сайте NTNU информацию о том, какими направлениями занимается исследовательская группа Ханса Торпа: это обработка допплеровского сигнала, изображений, обработка луча, 3D реконструкция, количественный анализ сердечной деятельности).
6. Ребята совсем не прочь, чтобы их сфотографировал российский блогер. Кто знает, может быть кто-то из них станет в будущем обладателем Нобелевской премии?
7. Один из молодых специалистов по программному обеспечению на моих глазах вскакивает на скейт и выезжает в коридор. Чуть позже в вестибюле я встретил уборщиц и даже медсестёр, лихо рассекающих на скейтах и самокатах. В госпитале святого Олафа, судя по всему, это транспортное средство очень и очень популярно.
8. Помимо исследователя-скейтбордиста, в лаборатории есть немало других, не менее интересных вещей, которые так и просятся в кадр. Макет позвоночника красноречиво свидетельствует о медицинской направленности проводимых профессором Торпом сотоварищи исследований...
9. ...а кипы брошюр и кирпичи научных трудов словно намекают на то, что даже в продвинутой в инновационном отношении Норвегии, книги в массовом порядке на помойку не выбрасывают.
10. На стене замечаю мечту техномана-перфекциониста - специальные крепления, благодаря которым нужные для подключения кабели и провода всегда находятся под рукой.
11. На столе над чем-то трудится неутомимый 3D принтер. Возможно, печатает микросхемы для создания прототипа ультразвукового сканера?
12. Судя по всему, сотрудники лаборатории изготавливают с его помощью также объёмные макеты частей человеческого тела, такие как этот "череп".
13. Профессор Ханс Торп тем временем знакомит меня с историей университетской группы ультразвука:
- Мы работаем с технологиями, развивающими ультразвук, с семидесятых годов, а я начал заниматься этой тематикой в 1979 году.
По словам профессора, в то время для измерения кровяного давления врачи использовали инвазивный катетер - специальную трубку, устанавливаемую в артерию или вену. Благодаря внедрению ультразвуковой допплерографии, стало возможным измерять давление более щадящим способом.
(После визита в лабораторию ультразвука я побывал также в расположенном в соседнем здании Медицинском музее, где узнал о том, что разработчиком ультразвуковой методики измерения кровотока был не кто иной, как коллега Ханса Торпа, профессор Бьорн Ангельсен (Bjørn Angelsen). Также позже мне удалось найти в Интернете информацию о том, что в 2007 году Ангельсен вместе с профессором Торпом, которых СМИ назвали тогда пионерами в сфере ультразвука, получили премию NTNU и исследовательского концерна SINTEF с формулировкой "за развитие ультразвуковых технологий").
14. - А теперь я покажу вам некоторые исторические вещи, - с этими словами профессор ведёт меня в коридор, где среди металлических стеллажей спрятаны настоящие раритеты. Учёный самостоятельно оттаскивает в сторону тележки с железными ящиками и моему взору предстаёт некий прибор родом из восьмидесятых.
Прежде в группе ультразвука работали не только с программным обеспечением, но занимались также и железом, объясняет Ханс Торп:
- Вот это - аппарат 1980 года, моделирующий сердечно-сосудистую систему с помощью воды. Контроль давления осуществляется с помощью насоса.
15. Первую в мире цветную допплерографическую систему профессор Торп и его коллеги разработали в 2000 году, а годом ранее был создан первый аппарат, скрещенный с персональным компьютером. Нынешние ультразвуковые сканеры шагнули ещё дальше, и с одной из новинок, установленных в лаборатории, Ханс Торп меня сейчас познакомит.
16. - Это - прототип пятилетней давности, новая система, готовая к работе, - объясняет профессор.
Для исследования разных тканей и жидкостей в группе разработаны специальные программы, говорит Ханс Торп, и в качестве доказательства сканирует кончик пальца, для того, чтобы увидеть мельчайшие капилляры. После, вооружившись баночкой со специальным гелем и датчиком, профессор, как заправский врач-диагност проводит сканирование сердца одного из присутствующих в лаборатории. Благодаря 4D технологии, появившееся на экране изображение выглядит удивительно реалистичным.
17. Бок-о-бок расположился другой аппарат, попроще, а за третьим, с монитором без защитного кожуха, увлечённо работает один из молодых учеников профессора.
18. На смену аппарату тридцатипятилетней давности, который показал мне профессор, пришёл современный аналог. Эта машина также имитирует сердечно-сосудистую систему.
19. По словам профессора Торпа, здесь используются красители, ну а компрессор контролируется с помощью компьютера.
20. На этом чудеса лаборатории ультразвука не заканчиваются: аквариум с рыбками, оказывается, помимо выполнения традиционной эстетической функции, служит также полигоном для тестового ультразвукового сканирования живых объектов в жидкой среде!
21. Напоследок Ханс Торп демонстрирует сложный аппарат-прототип, предназначение которого я так и не понял. Могу сказать только, что шарики, на которые указывает исследователь, предназначены, если не путаю, для определения точного местонахождения объектов в глубине тканей, полезного для операций на мозге.
22. Осмотрев лабораторию, направляемся в личный кабинет профессора. В коридорах научного центра царит идеальная чистота и тишина. Возможно, всё дело в том, что на дворе стоит конец августа?
23. Комната, где пишет свои научные статьи профессор - один из многочисленных кабинетов с выходящей в общий коридор полупрозрачной перегородкой. Это типично для Скандинавии, где традиционно не приветствуется закрытость от общества (в шведском Университетском колледже Сёдерторна перегородки, например, вообще полностью прозрачные, и, проходя по коридору, можно наблюдать как аспирант читает книгу, непринуждённо положив ноги на стол).
24. Обстановка офиса учёного многое может о нём поведать. Книги, под тяжестью которых даже немного просела полка, характеризуют профессора Ханса Торпа с самой положительной стороны.
25. Диплом "Инновация года-2014" и японская матрёшка подсказывают, что хозяин кабинета определённо имеет научные контакты с Японией и, как вы уже поняли, является настоящим учёным-инноватором.
25. Чего только нет в кабинете профессора Торпа! Здесь есть даже портативный ультразвуковой сканер размером с мобильный телефон.
26. Этот малыш также произведён "Дженерал Электрик" и стоит в России больше полумиллиона рублей.
27. Наступает пора благодарить руководителя группы ультразвука за гостеприимство и прощаться, но прежде я дарю профессору Хансу Торпу пакет с презентационными материалами БФУ им. И.Канта, где работаю, и открываю в браузере рабочего компьютера профессора университетскую страничку. Пусть учёный знает, что в Калининграде тоже ведутся серьёзные научные исследования.
P.S. От всей души благодарю за помощь в подготовке материала консультанта по внешним связям Медицинского факультета Норвежского университета естественных и технических наук NTNU, координатора Музея медицины при NTNU и Госпитале святого Олафа Ханне Стирпет (Hanne Strypet).