СЕНТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ...

Jul 11, 2011 12:31



далекий-далекий сентябрь 1916 года. Именно тогда вышел Журнал для женщин, по страницам которого я приглашаю вас прогуляться сегодня.

Это расставание с коротким летом, жадное желание вынуть, вытряхнуть последние теплые дни из копилки природы, впитать в себя прощающееся на долгий зимний срок теплое солнце. Чтобы вспоминать о нем под серыми дождями, торопить новую весну. Осень - это заколоченные окна старых дач, зябнущие сквозняком вагоны пригородных поездов, наемные квартиры для студентов, гимназисты в новеньких формах, последние поцелуи с летними возлюбленными на краю желтого поля, грибы в корзинках у встречных деревенских, астры и погружение в суконный город, застегнутый на все пуговицы от грядущего осеннего балтийского ветра. Осень года шестнадцатого такая же, да не такая. Идет война, в затылок дышит революция, странное положение невесомости, жизненного межсезонья. Всех учат борьбе. Настойчиво, иногда грубо, убеждают, что впереди выживание и надо быть готовым, надо быть «должным», надо «сплотиться», надо «терпеть», чтобы выжить.

Передовица журнала - призыв к женщинам, тем, кто еще находится в плену «мещанской мелочности», немедленно проникнуться патриотическим духом и посвятить свой досуг благу Родины. Чтобы было потом не стыдно посмотреть в глаза вернувшимся фронтовикам, которые спросят, а что ты сделала для победы. Победы? Да, в ней Журнал не сомневается, до нее осталось немного. Вот еще эта и та барынька пойдет в сестры милосердия и победа за нами. Статья рассказывает возможностях женщины на войне и в тылу. Любая госпитальная служба, порыв встать на место ушедшего мужчины в качестве учителя, бухгалтера, типографского рабочего, все работает на будущую победу. А увлечения бессмысленным рукоделием, музицированием, модными журналами, праздной болтовней с приятельницами, льет воду на мельницу ненавистного врага. Праздно проведенные свободные минуты - это предательство, Пустые думы о пустом - подрыв мощи государства российского. Женщина если не делом, так помыслами должны поддержать Россию, воспитать патриотов. Да, патриотов из тех, на чью юность придется жуткая революционная неразбериха. Когда я представляла, что ждет этих детей, которым обещается в статье жизнь в «новой, светлой, сильной, победоносной» России, мне становилось жутковато… В общем, упаси нас Бог жить в интересные времена.

Духом борьбы, призывами к проявлению стойкости, самостоятельности, так или иначе пронизаны все материалы предреволюционного Журнала. Вот, например, статья о женском труде в типографиях, о перспективной профессии наборщика. В материале поэтапно расписываются возможности профессионального роста. Сначала дама или девица поступает в типографские ученики. В этот период она получает по 50 копеек в день и присутствует при работе опытных наборщиков, а также разбирает уже не нужные набранные тексты, сортируя металлические буквы по ячейкам типографской кассы, чтобы выучить их расположение. Затем ей дают для вычитки и корректуры поступающие в набор тексты, это следующий этап в карьере, который приносит будущей наборщице 70 копеек в день, а работодателю дает возможность убедиться в профпригодности ученицы. Затем уж идет сам набор. В одной руке у наборщицы всегда стан с ячейками, куда набираются слова, в другой пинцет, которым она, почти не глядя, должна подцеплять из кассы буквы и расставлять их по местам. Работа в типографии забирает 8-9 часов в день с часовым обеденным перерывам и приносит мастерице до 60 рублей в месяц дохода. К тому же, как утверждает автор статьи, этот труд дает возможность личностного развития, ведь наборщица чуть ли не первой читает новинки современной литературы и газетные новости. Все прочитанное за день она может нести в семью, обязанности по которой с нее никто не снимает. Вот так-то, дамы!

Следующая профориентационная статья посвящена народному учительству, делу на которое призваны во время войны одни лишь женщины. Автор строго выговаривает правительству за малые средства, выделяемые на начальное народное образование, за плохую выучку учителей, подготовка которых в лучшем случае ограничивается годовым курсом в специальном училище, а чаще всего включает лишь гимназическую программу и сданный экстерном «учительский экзамен». Такие вот учителя разъезжаются по «немытой России», попадают в ужасные условия глубинки, где не только не имеют подчас своего жилья, получая не более 30 рублей в месяц, но также лишены какой-либо возможности культурного общения. Статья призывает женщин, идущих на это благородное поприще бороться за свои права, организовывая съезды народного образования, привлекая любые доступные средства на нужды учителей.

Следом за этим текстом идет дискуссия о внеклассной работе, должны ли и в какой мере должны родители участвовать в учебе своего ребенка. Правильно ли всячески помогать дитяте в подготовке уроков или надо ограничиться лишь периодическими проверками чадовых знаний? Полезно ли вникать и объяснять или надо учить самостоятельности, умению преодолевать трудности и оставлять ребенку удовольствие от самостоятельного решения трудных задач, сначала арифметических, а потом жизненных. Выводы в статье весьма интересны. Оказывается, надо обеспечивать в семье ученику физические условия для нормальной работы, а именно, заставлять его дышать свежим воздухом, отдыхать после занятий и хорошо кормить, а также поощрять за удовлетворительные оценки, не вмешиваясь в сам учебный процесс. Исключения составляют дети, обучающиеся в домашних условиях в связи с состоянием здоровья, а также дети военных беженцев, вынужденные переходить в новые школы. Им надо оказывать всяческую учебную поддержку из-за различий в программах разных гимназий. Но и тут основная нагрузка должна лечь на учебное заведение, которому рекомендуется подобрать для юного беженца «наставника» из старших классов. После прочтения этой статьи я как-то призадумалась, а к чему ведется такая усиленная работа по отстранению родителей от учебного процесса, а чем ее смысл?

Следующий материал заинтересовал меня с профессиональной точки зрения, я имею в виду мои психотерапевтические опыты. Это было продолжение бесед некоего профессора Владимирова с читательницами, посвященных человеческим типажам. На этот раз разбирались различные типы эгоистов. Среди них Владимиров выделяет «хищников», тупых и голодных, заботящихся лишь о собственном насыщении, не важно материальном или духовном, «плутов», постоянно обманывающих ради собственного блага, «порядковцев», абсолютно безэмоциональных последователей любого закона, оберегающих свой душевный покой и «кротких», готовых согласиться с чем угодно, лишь бы их не трогали. После прочтения этой заметки, я полюбопытствовала в Инете, а кем же был этот профессор Л.Е.Владимиров, столь доходчиво объяснявший нашим прабабкам особенности человеческой психологии. Оказалось, что Леонид Евствфиевич, доктор права, был значительным лицом в юридической психологии, чуть ли не основателем судебной психиатрии в России. Именно он первым настаивал на необходимости привлечения к судопроизводству экспертов - специалистов по психологии, которые имели бы право знакомиться с материалами дела, обследовать подсудимого, допрашивать участников процесса. Вот такие интересные вещи узнаешь, читая старые журналы.

Конечно, даже в тяжелое военное время в женском журнале невозможно обойтись без рубрики, посвященной отношениям, как сказали бы сейчас. В Журнале для Женщин этот раздел называется «Заметки Принцессы Грезы». В нем опытная, по всей видимости, дама отвечает на письма читательниц, и высказывает свое мнение о многих аспектах любовно-брачных уз. На этот раз в журнале помещены размышления Принцессы Грезы о терпении. Она рассказывает о печали своей приятельницы по поводу измен ее ветреного супруга. Принцесса призывает свою подругу проявить жалость к сопернице, описывая незавидное положение любовницы женатого мужчины. Та не может показаться со своим возлюбленным в обществе, лишена удовольствия ходить с ним в театры и на балы, не может рассказывать о нем родителям и подругам, не может жить с ним, не таясь, должна постоянно скрывать от всех свою любовь, становясь замкнутой, лишаясь друзей и круга общения, да к тому же еще и всеми презираемая. И вот жалостливая Греза агитирует опечаленную обманутую жену проявить терпение и кротко ждать, когда нагулявшийся супруг вернется, а пока пользоваться всеми благами, что дает ей звание законной жены. Так-то вот, девочки!

Далее больше страницы посвящено ответами Принцессы Грезы на письма читательниц. Честно говоря, тут у редакторов Журнала что-то плохо продуманно. Дело в том, что в ответах дается лишь имя корреспондентки и комментарий Принцессы, изложения же волнующей ситуации не приводится. Вот и гадай потом, через почти сто лет, на какое воззвание можно ответить категоричным «Маленькой Мусе. Вы не правы». В общем, этот раздел меня одновременно и разочаровал и подстегнул мою фантазию. Представляете, что можно вообразить из ответа одной даме: «Он за вас пострадал, лишился зрения, теперь вы обязаны выйти за него замуж». Прям Джэн Эйр, да и только.

Что еще интересного в Журнале? Еще кулинарная страничка и разворот, посвященный моде. Из рецептов я твердо решила воспользоваться рекомендациями по приготовлению «картофеля с бешамелью». В сущности это картошка, запеченная с сыром и яйцом, но как красиво звучит! Еще понравились рецепты блюд из тыквы: жаренная тыква во фритюре, тыквенный суп-пюре и пирог с тыквой. Мода же осени 1916 года ориентирована на экономичных женщин. Крой простой, без излишек материи, хотя шляпки весьма экстравагантные.

Очень удивило огромное количество скрытой рекламы различных учебных заведений для женщин. Под предлогом ответов на письма читательниц в «Общем разделе» там рассказывается и о Тифлисском высшем женском училище и о естественной отделении на Высших женских курсах и о прочих возможностях потратить батюшкины деньги на свое образование. Вот интересно, с чего это Россия вдруг стала так нуждаться в огромном количестве хорошо образованных дам? Видимо, все проклятая война, работать некому…

Страничка о здоровье состоит из рекомендаций по уходу за ребенком в «лихорадочном состоянии», заболевшем любым тифом или миелозным туберкулезом. Еще на ней даются рекомендации по косметическому массажу лица, и раскрываются причины дефектов кожи лба и щек, основной из которых названо недостаточное кровоснабжение.

Перевернув последнюю страничку Журнала, изобилующую всевозможной рекламой чудодейственных крЭмов и курсов кройки и шитья, я подумала, а что же мне напоминает этот лихорадочный энтузиазм прессы, это нагнетание обстановки одновременно с уверенностью в светлом будущем, это «очень хорошо, что пока нам плохо». И поняла. Это ж наши газеты времен перестройки. И тебе разоблачения и тебе экономическая нестабильность и тут же радость от возможности говорить об этом. Гласность без хлеба.

И еще очень удивило написание слова «опасТность» с лишним «т». Это недосмотр корректора или старые правила?





рецензии, ретро-открытки

Previous post Next post
Up