Эпиграф: "
Однажды в Риме, который окружает Ватикан..."
Итак, немножко отдохнув на западном берегу Тибра, почесав репу над картой Рима и скинув рюкзаки, мы отправились в новое путешествие по уже вечернему Риму - отчасти запланированное, отчасти импровизированное.
Много шуток было отпущено на тему того, что наш ночлег располагался недалеко от здания суда. Там рядом ещё и
Верховный суд всея Италии. Мол, если что натворим...
...сможем быстренько загреметь! И я не зря помещаю продолжение шутки под эту фотографию. Замок Святого Ангела сначала был
мавзолеем, а потом замечательно трансформировался в тюрьму. Там и Джордано Бруно срок мотал, и граф Калиостро...а ещё большой хулиган, скульптор и живописец Бенвенуто Челлини. Последнему разочек
удалось даже сбежать. Одни говорят, что его поймали чуть ли не сразу, сам же он писал, что хорошо успел уйти. Кстати, читать автобиографию Челлини трудновато из-за...некоторой корявости языка. И вряд ли это грех переводчика - им был никто иной, как Михаил Лозинский, автор самого
каноничного на свете перевода "Божественной комедии"! Похоже, сам Бенвенуто особенно не заморачивался с согласованием предложений...
судите сами.
А когда говорят, что в Кастел Сант'Анджело сидел и Галилео Галилей...вот тут как-то
сомнительно. Во всяком случае, даже если Галилей там и был, то совсем чуть-чуть.
Достоверно мой научный идол был в другом месте. Но до него мы доберёмся только вечером следующего дня. Итак, продолжим о Сант'Анджело...
Собственно, тот самый Святой Ангел, убирающий меч в знак того, что в Риме закончится эпидемия чумы. С этой точки зрения его можно принять и за ангела, меч достающего...по-моему.
Всякого рода ангелы украшают и мост. Который называется...правильно, Мост Адриана или Элиев Мост.
Шучу, это старое название :-))) Мост Святого Ангела, конечно же.
Соседний мост назван именем Виктора Эммануила II, первого короля объединённой Италии.
И тут живописно встраиваются чайки!
Забавляет конусообразная штукенция в руках ангела. Это что, покровитель автошкол и дорожных рабочих? :-)))
Обнаружено на светофоре при переходе на улицу Примирения (via della Conciliazione). ATAC - это Azienda per i Trasporti Autoferrotranviari del Comune di Roma, в крайне вольном переводе - Римтранспредприятие. Попользовавшись в Риме только метро, не могу с Белым кроликом согласиться. Насчёт остального транспорта не знаю.
Ладно бы известный каждому прохожему собор Святого Петра, но эти огроменные горшки с оливами...вот что самым необычным образом оживляет пейзаж!
(Против Сан Пьетро, тем не менее, ничего не имею :-)))
Одна нога - в Риме, другая - в Ватикане! Ах, если бы все государственные границы можно было пересекать так же легко. Никаких очередей, досмотров и нудных погранцов...
Впрочем, должна сделать ещё один комплимент дружественной Италии. На нашем паспортном контроле меня попросили снять очки. На итальянском - нет! :-)))
Мог собор и по-другому выглядеть.
Сколько было планов, сколько архитекторов трудилось над всем этим хозяйством...И в итоге получился тот самый узнаваемый образ.
Снимок был сделан только для того, чтобы убедиться, что на обелиске нет египетских иероглифов. Большинство других обелисков, спёртых привезённых из Египта, украшены восхвалениями в адрес фараонов. На этом же
иероглифов, похоже, никогда и не было! Надписи на обелиске, в итоге, только латинские.
Занимательна
история установки обелиска на площади. Дело было в 1586 году. Пока проводились работы, площадь перекрыли, и простым любопытным, столпившимся у ограждения, нельзя было даже слова сказать - буквально; под страхом наказания было запрещено издавать какие-либо звуки. В какой-то момент канаты, с помощью которых обелиск поднимали в вертикальное положение, начали рваться. Всеобщий ужас, гробовая тишина, прораб архитектор Доменико Фонтана седеет и мысленно пишет завещание...и тут из толпы раздаётся крик: "Acqua alle funi!" ("Воду на канаты!"). Это был находчивый
капитан Бенедетто Бреска, который по собственному опыту знал, что в такой ситуации надо делать. Как видите, всё получилось. А потомки капитана Бреска ныне поставляют в Ватикан...пальмы к Пальмовому воскресенью (за неделю до Пасхи).
Пинии и тут прелестно дополняют пейзаж. Этакое зелёное "облачко" над головами святых.
Внизу, кстати, виднеется будочка, в которой можно купить открытку, написать на ней всё что угодно и отправить куда и кому угодно. Фишка в том, что ставится ватиканский штампик - то есть получит кто-то где-то открытку реально из Ватикана, а не из окружающей Италии :-)))
Я вам, конечно, не Папа Римский, но...
На этом месте у меня был соблазн припомнить анекдот про Васю Хабибулина, который пил с Папой (а один итальянец спрашивал, что это за старый хрыч рядом с Васей). Да ну его, не буду опошлять обстановку, тем более анекдот наверняка все знаете - бородища у него многокилометровая :-)))
Прелестнейшие львы у основания обелиска. Вообще, люблю я во всяких местах находить и фотографировать скульптурных львов - уж больно они везде разные и по-своему симпатичные! Рим на скульптурных львов богат,душу отвела :-)))
Звон колокола, кстати, слышали! Кому интересно - вот, какой-то умный человек
догадался записать.
Не слишком величественный орёл. На мой взгляд,
он принимает солнечную ванну, распластавшись под солнышком...ну, изначально. В день нашего-то присутствия
в Ватикане прошёл мелкий дождик...
Знаете, что самое интересное в этих львах, что меня поразило? Вибриссы! Проработаны вибриссы! Che bello!
А орёл очень даже улыбчивый. Тоже не особенно величественный и суровый :-)))
Симпатично переплетены хвостики у львов.
А это уже снова Италия. Год 1943. Причём тут волчица? Долго мы ломали голову, пришли к выводу - что-нибудь с Дуче (Муссолини) связано. Вот только в 1943 его
попёрли.
На месте я не догадалась поднять голову и прочитать, что там ещё написано. А написано на углу этого здания
"Национальный институт страхования". Добавило ли это ясности? Нисколько...
С другой стороны, это же Рим! Капитолийская волчица в Первом Риме - это как...скажем, Ленин в Третьем (в Москве, то есть)...всюду!
У этих пиний, что растут близ Замка Сант'Анджело, по вечерам горлопанили всякие народные таланты. Один мужик пел "Sole mio" с надрывом и интонациями, больше подходящими для чего-нибудь вроде "Во поле берёзка стояла". Это было ужасно смешно!
И в то же время заставляло вспомнить ещё одну особенность итальянского менталитета. Есть у итальянцев две главные страсти: еда и музыка. Соответственно, всякий настоящий итальянец любит вкусно поесть/вкусное приготовить и попеть хором!
По мосту уже упомянутого короля единой Италии решили мы Тибр перейти.
Ещё один лёвушка - с моста.
Люблю нестандартные граффити! Это вам не стены Колизея (см. предыдущий пост)...
Не в курсе, что за дерево. Но оно было прекрасным ориентиром, когда мы малость заплутали среди узких улочек :-)))
Знаете, что смешно? Только увидев этот фонтан, мы обозвали его "супницей". Но, думали мы, наверняка есть у него название иное, красивое какое-нибудь. И да - название красивое, La Fontana della Terrina. И что же означает это звучное слово Terrina? Барабанная дробь...
Супница!
Пьетро Метастазио - человек и пароход
драматург и поэт, автор множества оперных либретто.
Вот такое народное творчество нашлось на одной из маленьких улочек, когда мы пытались вырулить к Кампо-деи-Фьори.
Народное творчество другого толка в сортире маленькой кофеенки :-)))
А это уже Кампо-деи-Фьори, площадь цветов. В этот момент, как вы можете заметить по снижению чёткости снимка, опять пошёл дождь.
Возвышающаяся фигура -
Джордано Бруно. Ровно на этом месте его гады-инквизиторы сожгли. Говорят, когда Бруно судили, сказал он такую вещь: "Вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю". Отважный, словом, был дядька. Уважуха.
Поза не та, куртка не того цвета, ну да ладно! Суть та же.
Некоторое свинство наблюдается на Кампо-деи-Фьори. Горят многочисленные факелы в кафешках, окружающих Джордано. Нехорошо как-то...
И взирает на всё это Бруно как на...в общем, взирает.
А вот мы вырулили к пьяцца Навона. Это - фонтан Мавра (Fontana del Moro).
Шикарная такая двойная вувузела!
Фонтан Четырёх Рек. Понадобилось некоторое время, чтобы вспомнить, какие там реки аллегорически изображались: Дунай, Ганг, Ла Плата и....
...лучше всех узнаваемый Нил! В то время, когда сооружали фонтан (XVII век), не были ещё известны истоки Нила. Потому он так и прикрывается.
Ещё один умилительный лёвушка!
И ещё люблю я всяких скульптурных невиданных чудищ. Изящный такой крокодилоподобный змей.
Истинно египетские иероглифы? Оказывается, нет! Похоже,
обелиск изготовили при Домициане.
Фонтан Нептуна.
А говорят ещё, дарёному коню в зубы не смотрят! Ещё как смотрят!
Физиономия невиданной рыбы напоминает одновременно анциструсовую...и лягушачью :-)))
Каюсь - в момент обнаружения не признала в
этой статуе знаменитого Пасквино! Это одна из "говорящих статуй" Рима. К пьедесталам статуй такого рода лепили бумажки с текстами язвительного, злободневного содержания. Считается, что имя статуя (изображающая кого-то из скульптурной группы "Менелай с телом Патрокла") получила от жившего поблизости школьного учителя, о котором писали всякие гадости благодарные ученики. "Синьор Пасквино - большая скотина!", что-нибудь вроде этого :-))) Подробности
тут (начиная со страницы 22).
Что только не делают сувенирного итальянские умельцы! Рекомендую - Кот да Винчи.
Уже упомянутый ранее хулиган Челлини не обошёлся без памятной таблички.
Граффити намекает на близость Моста Святого Ангела.
Хороша вечерняя подсветка в Риме! (И в Ватикане тоже).
Под пиниями притаились гаишники карабинеры...
В одном из последующих постов, под фотографией с карабинерской машиной при дневном освещении, расскажу про них два анекдота.
Итак, закончился первый день в Риме. Продолжение следует!