По городам и весям: Рим киношный (читайте - феллиниевский)

Apr 13, 2019 20:00


Prossima fermata - Cinecittà. Uscita lato sinistro.
Всего-то объявление в метро ("Следующая станция - Чинечитта. Платформа (буквально - выход) слева), но звучит как музыка!







Только выходите из метро - и вот вам киностудия!
А зачем ваш покорный слуга намылился в Город Кино? Позвольте объяснить...
Дело в том, что в нашей семье принят культ замечательного режиссёра Федерико Феллини. А снимал свои оригинальные фильмы Феллини именно на "Чинечитта", киностудии, что на юго-востоке Рима, ближе к его краю. Там даже нередко можно наблюдать самолёты, заходящие на посадку в аэропорт Чампино.
Пара слов о популярности культового режиссёра. В этом номере журнала "Italia. Жизнь как искусство" киновед Кирилл Разлогов написал одну очаровательную - и очень наивную! - фразу. Речь идёт о том, что режиссёры не так часто становятся звёздами мирового масштаба, в отличие от актёров. "Пожалуй, единственное исключение в этом плане - Федерико Феллини, имя которого известно каждому прохожему на улице, даже не видевшему ни одного его фильма".
(Кстати, именно из-за этой цитаты я нередко употребляю выражение "знает каждый прохожий" :-)))
По моим же наблюдениям, имя Феллини известно весьма узкому кругу людей. Вот яркий пример. Весной позапрошлого года в центре "АРХЭ" преподаватель философии и культурологии Дмитрий Скворцов читал лекцию о фильмах нашего "известнейшего" режиссёра (тут - мой кратчайший обзорчик; если вдруг почему-то не откроется, заходите ко мне в ВК и крутите стену до 2017 года). Знаете, сколько народу было на лекции?
Четыре человека, включая автора этих строк.
Но не будем о грустном. Если вы, уважаемый читатель - один из тех прохожих, которые Феллини "странным образом" не знают - ничего страшного, я вам по ходу расскажу и даже покидаю ссылочки на отрывки из фильмов. И даже целые фильмы - чего уж мелочиться!
А если вы как раз тот самый "разлоговский" прохожий - добро пожаловать в знакомые места!


Как правдиво показал Феллини в фильме "Интервью" (о котором ещё будет много сказано; ссылку на весь фильм дам попозже, чтоб сохранялась интрига :-))), он сам первый раз вошёл на Чинечитта через эти ворота вслед за...слонами.
Тут уже надо сделать первую оговорку: фильмы Феллини (если не считать самые-самые ранние) - это причудливая смесь воспоминаний, снов, реальных событий и просто фантазии.
Мы входили через другие ворота, и слонов никаких перед нами не было...


И всё равно места как родные! Только здесь ещё нет съёмочной суеты, никто не орёт "Пригнись, в камеру попадёшь!" и "Стоп, всё заново!" :-))) Это, так сказать, гостиная киностудии, часть, доступная каждому прохожему (ну вот, опять я за своё!), только купившему билет.


На газоне, окружённом декорациями из самых разных фильмов, живописно пасутся ворОны.






Этот небольшой павильончик называется "Pallazzina Fellini". Переводится просто - "Домик Феллини".


И экспозиция его посвящена истории Чинечитта.
"Почему "Чинечитта"?" - так и спрашивает очередная Капитолийская волчица.


"Perché, perché?" :-)))
Почему да почему...потому что гладиолус Дуче. Как всегда - как что в Риме масштабное, так либо Цезарь, либо Микеланджело, либо Муссолини :-)))
Кстати к слову - самое время приткнуть одну маленькую сцену из, пожалуй, самого любимого в нашем доме фильма Феллини со звучным названием "Амаркорд"!


Маленькое хулиганство. Думаю, Федерико бы оценил.


А вход-то скромный, сбоку.


Внезапная нотка Рождества.


А вот и старые камеры на мощнейших треногах. Представляю, каково их таскать было...




А это - стена в комнатке, отдельно славящей Феллини. Тут его своеобразные, известные и не очень известные рисунки.
Впрочем, есть один рисунок, автор которого - не сам Федерико, а его давний кореш Этторе Скола. Даже мы, знатоки Феллини, долго-долго не подозревали, что эта знаменитейшая картинка несёт в себе подсказку относительно авторства! Присмотритесь к правому нижнему краю рисунка - там чётко, русским итальянским по белому написано "Scola"!


Некоторые костюмы из фильмов. Уж что-что, а запоминающиеся образы Феллини создавать умел.


Все женщины, которые звали его "Федерико". Не подумайте ничего плохого! Феллини любил всяких толстозадых и пышногрудых баб, но женат был на одной-единственной хрупкой Джульетте (Джульетта Мазина здесь на нижнем левом рисунке, будто бы смотрит на Аниту Экберг)!




Между прочим, постерами фильмов Феллини обрамлён кадр из фильма уже упомянутого Сколы о Феллини - "Это странное имя - Федерико" ("Che strano chiamarsi Federico"). Чудесный фильм, люто рекомендую. Он и документально-биографический, и феллиниевски-затейливый, где-то даже нарочито искусственный, одновременно.
Кстати, вспомнился мне ещё один фильмец - не то чтобы о Феллини, но имеющий к нему отношение. "Письмо Феллини" - трогательный и в какой-то степени наивный фильм о большом поклоннике Феллини, который пытался пропагандировать творчество великого режиссёра среди простых деревенских жителей. Можете ознакомиться на досуге. И прослезиться.


Узнали? И даже я не сразу. Это ж этот Мастрояни!


Не так много отчего-то уделяется внимания вот этому человечку за пианино - композитору Нино Рота. По правде сказать, фильмы Феллини без музыки Рота представить очень трудно. Настолько это был гармоничный союз.
Да ладно, вообще не знаете Нино Рота? Не врите! Эту мелодию точно слышали! И эту! И вот эту ещё!
А эту сцену что, тоже не припомните?
И не врите, что не начали про себя насвистывать хотя бы что-нибудь из услышанного :-)))


Джульетта Мазина в образе милой Джельсомины из "Дороги".
Если вам не хватает чего-нибудь такого душераздирающего - поглядите на досуге. Даже из вашего покорного слуги "Дорога" выбила слезу!


А это уже типаж из "Амаркорда"! Табачница - это самый каноничный образ феллиниевской толстозадой и пышногрудой бабы. Ну нравились такие ему, что делать.
И опять же, обратите внимание - любил-то он "табачниц" любил, а женился на "Джельсомине"! :-)))


Не костюмы единые, ещё и декорации всякие да модели.






Это - главный архитектор "Чинечитта". Устроил такой городок без излишеств, индустриального типа.
И всё же лучше, чем иные районы Третьего Рима с домищами-коробищами! :-)))


Следующий павильон посвящён другим фильмам, снимавшимся на "Чинечитта" и вообще процессу производства.




Вот это хорошо сделано! Смотришь под ноги, а там...


Рим без мотороллера "Vespa" - это как...Венеция без гондолы! :-)))




Вон, даже в Древнем Риме на мотороллерах ездили. Исторический снимок, так сказать :-)))


Костюм Цезаря из фильма "Клеопатра".


Соответственно, оттуда же - и костюм самой Клеопатры.
Когда-то давным давно в детстве, конечно же, я этот фильм видела (такой у нас странный дом, да). Но ничего не помню. А вот смотреть в зрелом возрасте опасаюсь. Дело в том, что в детстве - как мне рассказывают - я очень любила фильм "Спартак" Кубрика. Пересмотрела недавно - до сих пор отплёвываюсь. Вот и не хочется мне повторять разочарование...




Такие трамваи раньше ходили до "Чинечитта".
И об этом правдиво в том же "Интервью" рассказал и Феллини.


А ещё в "Чинечитта" снимали "спагетти-вестерны"! К тому и классический стереотипный вход в салун.






Только доллары были американскими, а всё остальное - местное :-)))


Шикарный кадр! Оказывается, это фильм всё того же Этторе Сколы - "Макароны". Справа - Мастрояни, слева - Джек Леммон.


Отдельный закуток посвящён творчеству Франко Дзеффирелли. Известен он не только в кино, но и в театре - делал декорации и костюмы. А "Ромео и Джульетту" Дзеффирелли знает - правильно - каждый прохожий.




Вот это симпатично! Под хлопушками ящики, в которых собраны интересные штуки, связанные с обозначенными режиссёрами.


Эта махина - старый проектор.


Собственно, феллиниевские артефакты.






То, что Феллини обожал цирк, я знала давно. А вот то, что Федерико был поклонником морячка Попая - честно, узнала только в "Чинечитта"!






Вот вам и капля "спагетти-вестерна" для разнообразия :-)))




Прекрасен греческий итальянский! Хлопушка - "чак"!
(В приложенном отрывке перевод немножко не тот, к которому я привыкла, но суть та же)


Похоже, маэстро несколько заскучал...


...но мы его наверняка повеселили бы! В специальных маленьких комнатках предлагается попробовать себя в дубляже. Можно выбрать итальянский, французский или английский язык, посмотреть ту самую сцену из "Сладкой жизни" с субтитрами на соответствующем языке, а потом и под запись произнести текст. И, разумеется, послушать и посмотреть, что за безобразие получилось! Мы хохмы ради "дублировали" Марчелло и Сильвию по-русски, и получилось у нас что-то а-ля переводчик Володарский...очень смешно!
Кстати, о "Сладкой жизни". Знаете, что Феллини сказал Мастрояни, когда выбрал того на главную роль? "У тебя заурядное лицо"!


Немножко о том, что используется для изготовления декораций.
Забегая вперёд - стекловолокно да пенопласт! :-)))


Ещё один кадр из "Интервью" Феллини. Естественно, опять с Мастрояни :-)))
Потерпите, скоро будет ссылка на весь фильм!


А ещё можно похохмить с технологией ChromaKey. И вашим проводником в этом деле будет вот такой потешный Федерико :-)))


Были там и фоны с космическими баталиями, и подводными чудесами...но это мы уже смотрели мельком, потому что надо было спешить на экскурсию.


Такой туннель ведёт к сувенирному магазинчику и кафешке.


И тут народ собирали на экскурсии. Мы не стали выпендриваться и пошли на англоязычную - знания итальянского пока маловато для таких вещей :-)))


Как нам сказали в самом начале, все павильоны снаружи и внутри устроены одинаково, так что, мол, заглянем в один, и этого будет достаточно.


Нутро павильона номер 1...соответственно, и других.
Но не всех! Тот павильон, к которому мы особенно стремились, всё-таки отличается! По крайней мере, размером.


Что хотите, то и устраивайте. И стены звуконепроницаемые - и соседям не слышно, что вы тут за бардак снимаете, и вам самолёты из Чампино уши не режут.


А вот виднеется по правому борту...




Да, огроменный павильон номер пять, где работал - угадайте, кто?


Конечно же, Феллини! И предпочитал он этот павильон, где можно было соорудить целый мир, всяким Парижам-Лондонам...и даже окружающему Риму :-)))


Уж сколько всего можно было вспомнить, заглянув внутрь пятого павильона - ведь здесь Феллини снимал практически всё, от виа Венето до берега моря. Но пришла на память эта сцена всё из того же "Интервью". В чём там суть? Один рабочий посылает другого в задницу. Но делает это красиво :-))) Особый сок этой сцене придаёт очень хороший перевод, коего, увы, в интернетах не сыскать. Там фишка была в том, что имя Cesare переводилось как Цезарь, а некий Макалетто (?) был Ушастым. И звучало всё это интереснее :-))) Но для общего развития сойдёт и этот перевод, попроще.
Дождались, держите ссылку на весь фильм! :-)))
Что толку тянуть! Займу вас ещё на два вечера. Вот вам и весь "Амаркорд", и ещё - для общего развития - "Рим". Кстати, почему-то только "Рим" в интернетах выложен в действительно хорошем, выразительном переводе.




А теперь переходим к более современным вещам. Да, развалины - это декорации :-)))


Вот и экран для "хромакея" большого масштаба.
Кстати, я задумалась: использовал бы Феллини эту технологию, если бы снимал сейчас? Однозначного ответа у меня пока нет.


Ради одной минуты в уже не помню, каком фильме, был сооружён этот как бы Иерусалимский храм. Он меньше, чем надо бы, но непараллельные линии и широкоугольная съёмка создают иллюзию масштабности.
И весь камень тут - стекловолоконный! Даже на ступеньки нельзя вставать - сломаются :-)))




Нужен-то только фасад. А зады - такие, непрезентабельные.




А это - Древний Рим, который пользуют даже для документальщины.




Камни для дороги, кстати, слеплены с реальных древнеримских.








Разница между настоящим Форумом и этими декорациями мне лично бросилась в глаза как-то сразу. Хотя когда-то давно здания Форума тоже играли красками, сейчас их остатки всё равно выглядят...на мой личный предвзятый взгляд, естественнее.












Настоящее ли это дерево? Мы так и не врубились.
Вот она, магия кино! :-)))






А тут - обширный склад декораций и реквизита.


Чего тут только нет!




Есть тут и металл среди стекловолокна и пенопласта :-)))


Технически не слишком удавшийся снимок всё же оставляю. Настолько выразительна эта "мраморная" дама, которая явно очутилась не в то время не в том месте.


Приятных снов, если увидите таких персонажей на ночь глядя.


Или, лучше даже, этих!


"Хоть бы кто-нибудь одежду принёс потеплее..."


И это не стекловолокно и пенопласт! А стекло...настоящее и фарфор.


Для чего был сделан этот макет киностудии?
Для "Интервью" Феллини, опять же! Помните сцену в начале? Вот и оно самое.








Идём обратно с другой стороны.


И да, ваш покорный слуга прикупил в магазинчике шляпу как у Феллини. И всё оставшееся в Риме время в ней проходил :-)))




Перевод надписи - "Однажды" или "Как-то раз". Симпатично смотрится.


Подлинная модель сооружений из фильма "Имя розы".


А эта башкенция появляется в начале "Казановы Федерико Феллини".






Как много значит ракурс! Получается, что башка смотрит на задницу...:-))) в духе Феллини, да.


Небольшое лирическое. Каждая пиния снабжена таким аккуратным "бейджиком".


И вот такие у пиний шишки! Если метко бросить...и прибить кого-нибудь можно.


Каменный лев? Постучите по нему - стекловолокно!


Движемся к выходу.


Но на этом день ещё, разумеется, не закончился!
Предстояло ещё посетить и другие точки, где отметился наш любимый Феллини.


Фонтан Треви вы уже сегодня видели. Но то одинокий, киношный, чёрно-белый, с Мастрояни и Экберг - а это цветной, оживлённый и привлекающий много внимания.




Знаете, что это за морской конь такой? Гиппокамп! Биологическое сознание впадает в лёгкий ступор (хотя связь тут прямая - "морским коньком" отдел мозга, который не умеет разве что картошку жарить, а так-то может почти всё, назвали именно за форму)...а ещё Гиппокампом обозвали один из спутников Нептуна, оказывается!




Конечно, всерьёз я в приметы не верю. Но почему не соблюсти забавную традицию? Да ещё и зная, что монетка пойдёт на благотворительность? Мне не жалко.
Да и в Рим надо ещё раз уж точно будет съездить :-)))




И эта улочка, расположенная недалеко от площади Испании (чуть-чуть о которой будет в следующем посте), имеет прямое отношение к Феллини. Какое? Увидите.


Замечательный питьевой фонтан. Набрали оттуда водички и ласково называли её "Acqua Fellini".
Кстати, что же это за буквы SPQR, кои в Риме встречаются на каждом шагу и даже на его гербе? Это выражение Senatus Populus Que Romanus - Сенат и римский народ. Оказывается, аббревиатура породила и немало шуток, среди которых как приличное Salus Papus Quies Regni (eсли Папа жив-здоров, в королевстве всё спокойно), так и Sono Porci Questi Romani (ну и свиньи эти римляне!) :-)))




И это в центре Рима! Спокойное такое, милое местечко.




Есть тут и небольшая галерея...


...в которой, видно, выставляют такого рода шедевры :-)))


Был в этом доме как-то и Пикассо.


Куда без глицинии! Красотища, запах волшебный!


Народное творчество.


Прочитав "Джордано Бруно" и увидев лицо, я испытала некоторый когнитивный диссонанс...пока не прочитала дальше. Жил тут, выходит дело, некий художник Джордано Бруно Феррари, который погиб при освобождении Рима. Не нашла о нём ничего толкового и даже образцы творчества не обнаружила. Загадочный какой.


И вот к чему тут Феллини! В доме 110 на виа Маргутта он жил вместе с Джульеттой!




Специально для снимка под этой табличкой в поездку были прихвачены клоунские носы. Тра-па-па-па-пара-пам, пара-па-па-па-пам...ну и так далее, как в финальной сцене "8 1/2" :-)))

Продолжение следует!

Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Рим, кино, Марчелло Мастрояни, Чинечитта, по городам и весям, Италия, город, Анита Экберг

Previous post Next post
Up