Кивиниеми. Саккола. Тайполе. Кексгольм. Часть 1

Aug 17, 2007 01:34

Когда возник вопрос, куда бы съездить, было несколько вариантов, в частности - Карельский перешеек. Романтика этого места во многом навеяна материалами сайта КаУР.ru  и Русского фортификационного сайта.

Вообще-то о финской войне 1939-40 гг и боевых действиях в этих местах во времена Великой Отечественной я знала не так много (коротко о Зимней войне можно прочесть здесь), скорее - практически ничего не знала.

В детстве мне попался календарь «Звездочка» 1947 года. Там были представлены национальные костюмы «16-ти республик, 16-ти сестер». Я удивилась: ведь нас учили в школе, что «сестер» было 15! Спросила у родителей, и мне объяснили, что когда-то была 16-ая Карело-Финская республика - она образовалась перед Великой Отечественной. Куда она потом исчезла, мне не толком не рассказали: просто «была расформирована».

После Зимней войны (подробнее об этом можно узнать из статьи Ольги Андреевой «Правда и ложь о "проигранной" войне») земли, находящиеся севернее Вуоксы, вошли в состав вновь образованной Карело-Финской ССР. Летом 1940 г. на поселение в новые районы прибыли первые завербованные переселенческими пунктами советские граждане. Однако обустроиться у них не хватило времени.

26 июня 1941 г. Финляндия вступила в войну с Советским Союзом на стороне гитлеровской Германии. Официально возвращение эвакуированного финского населения состоялось уже в 1942 г. С этого же года финны начали строительство новой линии обороны, так называемой "ВТ" линии, которая отступала на несколько десятков километров от старой границы.  Линия строилась два года силами солдат фронта и военнопленных. Широкомасштабное наступление Советской армии в июне 1944 г. заставило вновь эвакуировать финское население. Второй раз Карельский перешеек уступили Советскому Союзу. Таким образом, эта земля за короткий период времени пережила две эвакуации одного народа и два заселения другим. На землях Карельского перешейка проживало 12% населения Финляндии.

Конечно, в первую очередь мне было интересно посмотреть на многострадальную землю Карельского перешейка и найти фортификационные сооружения, которые, судя по многочисленным фотографиям в Интернете, сохранились весьма неплохо. Загадочное словосочетание «линия Маннергейма» не давало покоя. А во вторую очередь интересно было посмотреть леса и озера.

Для выбора места дислокации я внимательно изучила старую карту-схему обороны Карельского перешейка. Я хотела, чтобы мы попали в самое-самое такое место, где и укрепления, и озера, и леса, и, насколько это возможно, подальше от благ цивилизации, но не совсем уж в отрыве от них - жизнь в палатке меня не прикалывает… Свой выбор я остановила на Лосево (бывш. Кивиниеми, точнее -  Коскен-пуоли, так назывался раньше северный берег Вуоксы в районе Лосево) - потому что линия обороны проходила прямо там, к тому же от Питера достаточно далеко, но удобно добраться на электричке. Система реки Вуоксы, да и до Ладоги, если вдуматься, - рукой подать. Смотреть карту можно здесь.

Мы выезжали из Шереметьевского вечером 3 августа, в дождь, не имея на руках билетов и предполагая взять такси от Долгопрудной к Ленинградскому вокзалу. Дело в том, что с нами ехало 2 велосипеда. Провезти их в метро - нереально, тащиться с рюкзаками по трассе в дождь - страшно. Но… в такси велосипеды попросту не влезли, даже в разобранном виде. Пришлось собрать волю в кулак и переться к станции Левобережная. Решили ехать берегом канала - там, типа, чище, чем на трассе. Я просто не знала, что это такое, - ехать с тяжелым рюкзаком по скользкой тропинке с горки на горку, с ухаба на ухаб по глине и траве… Но ничего, доехали, хотя и по уши в грязи. Зато наконец-то воочию увидели ДЗОТ на Глубокой выемке и остатки Киреевской усадьбы.

На вокзале разобрали велосипеды и впихнулись в вагон без билета, договорившись отдельно с проводниками. Поначалу в купе мы ехали вдвоем, не считая велосипедов, но проводница шепнула мне, что ночью на вторую полку влезут менты - типа, чтобы мы не пугались. Менты нас не напугали, наоборот - сразу залезли наверх и уснули. А утром проявили редкое дружелюбие…

На Московском вокзале нас ожидала неприятная неожиданность: когда мы попытались собрать велосипеды, выяснилось, что пропала втулка моего переднего колеса. Ехать на неисправном велосипеде я категорически отказалась, пришлось искать веломагазин. 8 утра, Невский проспект… К счастью, удалось остановить молодого парня на велосипеде, который подсказал, что интересующую нас деталь теоретически можно купить в магазине «Экстрим» в переулке Гривцова. Мы пешком дошли до этого переулка, и остались во дворе на час, чтобы дождаться открытия магазина. Компанию нам составила девушка Лара, которая провела бессонную ночь во дворе из-за того, что сосед по коммуналке сорвал кран. Она грелась на солнышке, пила алкогольный коктейль (предполагаю, что не первую за ночь бутылку) и ждала сантехника. В приятной беседе скоротали время до открытия, обсуждали проблемы филологии. Помимо боянистых штампов типа «поребрика» и «куры», изучили два новых слова - «пышки» (пончики) и «безусловно» (вместо «естественно»).

Купили втулку и комплект крыльев, потому что выяснилось, что заднее крыло я потеряла где-то по дороге от вокзала. Забегая вперед, скажу, что и переднее мне тоже потом пригодилось.

Приехав на Финляндский вокзал, выяснили, что ближайший поезд до Лосево пойдет часа через 2. Провели время на газоне, дегустируя шаверму (в Питере начинку заворачивают в толстую лепешку, а потом еще в бумагу, целлофан, и еще раз в бумагу, так что хрен выешь!). В 12-10 неожиданно со всех сторон раздалась громкая бравурная музыка и фонтаны «заплясали», меняя высоту струй. Любовались мы этим полчаса, потом все снова стало тихо, и фонтаны зафонтанировали в стационарном режиме.

Вот заранее никогда не знаешь, какого подвоха ожидать от незнакомого города. Электрички в Питере те же, что у нас, да не те: немного иначе устроены вагоны, так что велосипеды мы по наивности хотели провезти в тамбуре. И тут мне пришла в голову здравая мысль, что двери-то в тамбурах могут открываться на станциях в разные стороны, так что предстоит нам плясать в тамбуре туда-сюда вдвоем с велосипедами всю дорогу два с половиной часа. Кое-как закатили один велосипед в вагон. А на следующей станции в тамбур вошел еще один мужик с великом, и он посоветовал любой ценой загнать в вагон и второй велосипед. Типа, он-то привычный, а Ганс может и не выстоять. «Главное, - напутствовал мужик, - пережить Девяткино». Что такое Девяткино мы тогда не знали.

Оказалось, что это конечная станция одной из линий питерского метро, а платформа электричек пока не отурникечена, поэтому… Столько народу, сколько вломилось в вагон, я ни разу не видела в вагонах наших электричек Савеловского направления. С детьми, велосипедами, сумками и тележками. И ничего, как-то поместились. Кстати, выяснилось, что есть у электричек Приозерского направления еще один подвох: на некоторых станциях выход осуществляется, например, только из первых вагонов. Или только из последних. Либо ремонтируют платформу, либо просто она слишком короткая для целого состава. Одна девушка с ребенком, выяснив, что на ее станции будет выход из последних вагонов (а мы сидели в голове поезда), заголосила: если даже до тамбура дойти почти нереально, то как пробираться в конец поезда? Ей, конечно, помогли те, кто выходил из «головы» на той же станции: ребенка - подхватили, ее - подстраховали.

Названия некоторых станций уже тогда показались мне странными. Токсово, Лемболово, Петяярви, Мюллюпельто - наряду с прозаическими Сосново, Орехово и Лосево. Но о топонимах - чуть ниже.

Пейзаж за окном постепенно менялся: от лиственных - к соснам. Народу становилось все меньше и меньше.  После Васкелово (около часа езды) вагон заметно опустел. Станция "Сосново" оправдала свое название: спиленные бревна там грузили штабелями на платформы, а потом вывозили в сторону финской границы.

В общем, из электрички на платформу "Лосево" мы вышли легко, и с нами вышла половина оставшегося в поезде народа с рюкзаками и велосипедами. А вот куда податься дальше - толком не знали, поэтому взяли тайм-аут на перекур. Кстати, вот такое вот там - здание кассы.

Турбаз и пансионатов там немеряно, так что если не в первом, то во втором… Так и вышло. На разрекламированной в Инете «Лосевской» мест не было, и мы проехали в соседнюю. Это оказалась база отдыха Ленинградского общества охотников и рыболовов «Лосево». Нашлись там места для нас, хоть и не шибко благоустроенные. Но с дороги хотелось скорее отдохнуть, сбросить рюкзаки, вот мы там и остались. Думали - потом что-то еще подыщем, но задержались в результате на 2 недели. Все удобства - на улице, но и цены - более чем демократичные.

Оказалось, что местечко Лосево - настоящий курортный район. В отсутствие альтернатив шаговой доступности цены на примитивную жрачку типа малосольных огурцов, купленных на базарном пятачке у трассы, в разы выше, чем в любом супермаркете (хотя есть ли в супермаркете малосольные огурцы - большой вопрос). А вот цены в кафе вполне приемлемые. В частности, в кафе «Волна» можно пообедать жареной на решетке агромадной форелью: стоимость блюда - 300 рублей.

Лосевский порог соединяет реку Вуоксу с озером Суходольским (Суванто). И река, и озеро по площади примерно равны и достаточно глубоки, а узенькое соединение-порог - мелко. Течение там такое, что кружится голова. Это место освоено не только рыбаками, но и рафтингистами, и любой желающий может за отдельную плату сплавиться по порогу в надувной лодке или байдарке (вот эти вот сели - и поехали). У меня лично такого желания не возникло. А водителей гидромотоциклов опасности не смущают: они катаются и по течению, и против. На наших глазах двух седоков выбросило из мотоцикла, но они вплавь догнали свое транспортное средство уже в водах Суванто.

Кафе «Волна» на берегу (фирменное блюдо - форель на углях) гораздо интереснее - удобное место для наблюдения за бурной водой и смельчаками-рафтингистами, а также людьми на гидромотоциклах, которые преодолевают порог в направлении, обратном течению реки. У нас на глазах парочку отчаянных вышибло из седла, но они сумели догнать свой мотоцикл вплавь.

Увидев на базе отдыха «Лосевской» висит плакат «150 лет Лосевскому порогу». Я была несколько удивлена. Как это так: места тут древние, а порогу - всего-то 150 лет? А что тут было раньше?

Ответ на этот вопрос нашла уже в Москве, точнее - в Интернете:

«Протока, проходящая под мостом, какой мы её видим в наши дни, образовалась лишь в середине XIX века. Много сотен лет до этого она была широким мелководным проливом с относительно спокойным течением и пологими берегами. Уровень вод озера Суванто (Суходольское), куда Вуокса впадает через протоку, был тогда на 7 метров выше, и течение шло в обратном направлении, в сторону большой Вуоксы. Перепад составлял, в зависимости от сезонного уровня воды, до двух метров.

Начало XIX века ознаменовалось произошедшем на Перешейке огромным природным катаклизмом, виновником которого стал человек. Поскольку озеро Суванто не имело стока в Ладожское озеро и их разделяла перемычка в виде широкой песчаной гряды, поросшей лесом. Жители деревни Тайпале (Соловьево) решили в 1818 году прокопать канаву для стока паводковых вод озера Суванто в Ладогу. В результате вода из Суванто устремилась в Ладогу неожиданно мощным потоком, размывая берега канавы и превращая ее в реку. Так образовалась река Тайпалеен-йоки (Бурная), дав новый сток Вуоксе, включающей в себя озеро Суванто, в Ладогу. Уровень Суванто-ярви понизился за короткое время на 7 метров и протока Кивиниеми (Лосевская) пересохла полностью (разница уровней составила 6 метров). Связь Суванто с Вуоксой прервалась.

Среди местных крестьян уже в 1820 годы зародился проект прокопать новое русло, чтобы восстановить эту связь протокой. В случае успеха можно было рассчитывать, что в результате получится судоходное русло, ведущее с Ладоги и по всей Вуоксе до верхних порогов. Это оживило бы грузовые и пассажирские перевозки из Петербурга в центр Карельского перешейка.

Однако этот проект был осуществлен позже, только в 1857 году, на деньги финляндского правительства. Работы по углублению русла с применением технологии подрыва были начаты за год до этого. Когда 17 сентября 1857 года вода устремилась в русло новой протоки, строителям стало ясно, что расчеты не оправдались. Согласно плану, воды Вуоксы пробьют и углубят рукотворное русло. Но на самом деле, порода оказалась слишком твердой, и местные жители получили могучий непроходимый для судов порог длиной в 880 м, с перепадом в 3 метра. Подсчитанная финнами мощность порога составила 2 347 л. с. Так протока Кивиниеми получила современный облик и стала основным звеном между системой Вуоксы и Ладожским озером, соединяющим их через Суванто-ярви. Уровень верхней, допороговой Вуоксы понизился на 4 метра. Вследствие этого, берега Вуоксы сильно изменили свой облик, но крестьяне получили тысячи гектар новых земель, пригодных для возделывания».

На карте - подробности изменения русла. Более подробная научная статья на эту тему кандидата географических наук Г. А. Исаченко «Вуоксинская эпопея».

Отдохнув, на следующий же день решили провести разведку на местности. Попали на территорию заброшенного детского лагеря - там не осталось ничего, кроме одного вагончика-бытовки. Даже фундаментов практически не осталось. Зато прямо на территории лагеря мы нашли первое укрепсооружение! Кажется, это называется «артиллерийский капонир». Он довольно хорошо сохранился, жаль, правда, что внутри весь был затоплен водой. Вся местность, все леса по берегам Вуоксы буквально прошиты ямами, воронками, ходами сообщения, блиндажами и окопами.

Леса Приозерского района - это интересная тема, и позже я расскажу о них подробнее.

По округе мы покатались немало. На запад - Понтонное и Ромашки. Понтонное - это заброшенная воинская часть, стоящая в руинах. Когда-то здесь была понтонная переправа на другой берег Вуоксы, но сейчас переправа только на лодках, да и желающих мало. На том берегу практически ничего не осталось, кроме нескольких баз отдыха, переживающих не лучшие дни. А раньше, говорят, там был пионерский лагерь, куда детей доставляли на пароме. Говорят, там были развалины старой финской деревни, даже дома частично сохранились.

А дальше вдоль берега, за селом с романтичным названием Ромашки, в реку Вуоксу, которую называют Вуокса-Ярве (Ярве, кстати, больше похожа на озеро, чем на реку), впадает река Вуокса-Вирта. Место очень живописное, заболоченное, с небольшими озерками по обеим сторонам автомобильной дороги. Рыбалка там отменная, как я поняла. У нас на глазах два рыбака полоскали улов: большие карпы и щука длиной в пол-руки.

Поездка на южный берег Вуоксы за реку Волчью (еще одно фото этой реки) подарила нам открытие еще одного укрепрайона. Колючая проволока, которая сохранилась на деревьях, - предположительно, времен Великой Отечественной войны. Там же - и окопы (еще одно фото окопа, и еще одно), и воронки, и остатки блиндажей. Место не очень населенное, чем дальше на запад, тем меньше людей. Однако же мыс Лиственничный, в том числе, прибрежная полоса, оказался кем-то удачно «прихватизированным». Помимо остатков указанной на карте турбазы, мы обнаружили вялотекущие строительные работы. Надпись на причале гласила: «Не швартоваться! Частные владения!» Какой-то мужик корпел над парусной яхтой, покосился на нас, но ничего не сказал, когда мы проследовали по берегу.

Еще одно интересное открытие того берега - сарай. Нередко, разглядывая карты каких-нибудь безлюдных труднопроходимых районов, я видела значки и пометки типа «сарай», «нежил.» и т.п. Всегда хотелось посмотреть, как оно выглядит на самом деле. То, что было обозначено как «сарай», несомненно, когда-то действительно было внушительных размеров строением, возможно - сараем для хранения сена.

Где-то я прочла, что в районе д. Громово остались ДЗОТы хорошей сохранности. Один из них мы обнаружили неподалеку от чудесного песчаного пляжа на территории бывшей воинской части. Или это не ДЗОТ, не знаю. Но что-то очень похожее на фортификационное сооружение, к тому же - с характерной надписью белой краской по-фински «Суванто-Ярве», по-русски «Суводь-озеро».

Фотографии Базы отдыха охотников и рыболовов Ленинградской области "Лосево":


Продолжение следует...

Лосево, Карельский перешеек, Кексгольм, краеведение, Кивиниеми, Приозерский район

Previous post Next post
Up