И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван (ранение картины). С фот. С.Г.Смирнова («Новое Время», 1913 г.)
«16 января, в 12 часу дня, в Третьяковской галерее, по Лаврушинскому переулку, имел место следующий небывалый случай: была изрезана известная картина Репина - "Убийство Иоанном Грозным своего сына". В это время среди прочих посетителей в художественную картинную Третьяковскую галерею пришел прилично одетый молодой человек. Это был московский домовладелец Абрам Абрамов Балашов, 29 лет, проживающий в своем доме, по Кладбищенскому проезду, по профессии - иконописец. Бегло просмотрев некоторые картины, Балашов вошел в ту комнату, где была картина Репина. Выхватив нож, Балашов внезапно бросился к картине и принялся наносить удары. Всего нанесено три удара, причем от каждого удара полотно оказалось разрезанным на 8 вершков. Всего в полотне испорчено 24 вершка. Порча причинена в главных местах картины, - прорезаны лица. Балашов был задержан, освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в центральный приемный покой для душевнобольных. На публику бывшую очевидицей такого дикого поступка Балашова, порча картины Репина произвела удручающее впечатление».
А.А.Балашов, изрезавший картину Репина.
Фото из газеты «Раннее Утро»
Из книги Софьи Пророковой «Репин»:
Впоследствии так и не удалось точно установить, что заставило этого человека занести нож над высочайшей гордостью русской культуры. Болезнь, неуравновешенность отвергались. Сам художник считал, что Балашов просто хотел уничтожением картины выслужиться перед царем в канун трехсотлетия дома Романовых.
Можно ли спасти израненный холст? Что делать, как сообщить Репину, который уже жил в Финляндии? Как сказать ему о случившемся несчастии?
И. С. Остроухов, возглавлявший галерею, после этого трагического происшествия ушел в отставку. Московская городская дума выдвинула на его место И. Э. Грабаря. Он-то и вынес на себе все тяготы по спасению картины.
Из Эрмитажа пригласили реставраторов - Д. Ф. Богословского и И. И. Васильева.
Картину наклеили на новый холст. Места порезов подготовили для записи. Резкими белыми полосами, словно свежими шрамами, рассекались два лица. Реставраторы обдумывали, как лучше восстановить поврежденные места. Сохранились хорошие фотографии. По ним можно было ясно представить себе, как писалась картина. Только еще не решили, какими красками пользоваться. Если применить масляные и даже очень точно подогнать их к окружающей гамме, то через несколько лет свежая живопись потемнеет и будет выглядеть заметными пятнами на картине.
Если записывать акварелью и потом покрыть ее лаком, с годами не произойдет изменения цвета.
Но пока решался вопрос, как поступить с картиной, запертой в отдельной комнате, неожиданно из Финляндии приехал Репин. Он никого не предупредил, Грабарь в этот день был за городом, и художник лечил свой холст один, не зная сомнений реставраторов.
Когда Грабарь вечером вернулся, его помощник сказал: «Илья Ефимович был сегодня, реставрировал «Ивана Грозного» и очень жалел, что вас не застал, так как он сегодня же уезжает».
То было время, когда Репин с особенным усердием переписывал свои старые картины, и часто это не шло им на пользу. Услышав, что художник так быстро расправился с реставрацией, все опасались, не испортил ли он и этой своей картины.
Опасения оказались не напрасными. Вот как Грабарь рассказывает о том, что он увидел:
«Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, и увидел ее, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеженаписанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины.
Медлить было нельзя - краски могли к утру значительно затвердеть. Узнав, что Репин писал на керосине - он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, - я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 г.».
Это был смелый поступок, суливший большие неприятности. Но реставраторов занимала ясная цель: сохранить для потомства в неприкосновенности один из великих шедевров русского искусства, и такой высокой целью оправдывался риск всего дела. Мог ведь вернуться Репин и возмутиться самоуправством Грабаря, потребовать, чтобы в картине были восстановлены те изменения, какие внес он, ее автор.
Было очень удачно, что Репин так быстро уехал.
Целую неделю Грабарь и Богословский бережно, мазок за мазком, восстанавливали акварелью места порезов. Самое ответственное место - голову царевича - прописал Грабарь. Остальное сделал Богословский.
Картина снова стала прежней. Человек, не знавший о том, что с ней произошло, так и не заметил бы никаких следов порезов. И поныне их не видят посетители галереи - таким хорошим оказался способ, примененный талантливыми реставраторами.
<...>
Через несколько месяцев Репин пришел в галерею <...>. Он остался доволен состоянием картины, так никогда и не узнав истины, глубоко убежденный в том, что сам ее излечил.
"1 марта 1913 г. московские газеты сообщали: "Прокурор окружного суда уведомил городскую управу, что против Балашева, изрезавшего картину Репина в Третьяковской галерее, не будет возбуждено судебное преследование в виду его ненормального состояния, а также в виду того, что сама управа не возбуждает судебного дела".
Балашов был признан душевнобольным и в течение двух месяцев лечился в психиатрической лечебнице, а затем был отпущен на поруки под ответственность отца.
Дальнейшие цитаты - по материалам сайта "Газетные старости"
http://starosti.ru «Трудовая копейка», 13 марта (28 февраля) 1913 года
Реставратором Д.В.Богословским, удачно закончившим восстановление изрезанной картины Репина - «Иоанн Грозный», реставрированы еще пять полотен: «Портрет Лопухиной» - Боровиковского, «Портрет Петрункевича» - Ге, два этюда Иванов а к его известной картине «Явление Христа народу» и «Радуга» - Айвазовского.
Дело о порче картины Репина душевнобольным Балашовым направлено прокурором окружного суда к прекращению.
«Новое время», 15 (02) марта 1913 года
В обществе психиатров происходила демонстрация Балашова, изрезавшего картину Репина. Когда Балашова ввели в залу заседания, он подумал, что его привели на суд, бросился на колени и просил пощадить его. Он объяснил, что изрезал картину потому, что хотел прославиться, думая, что он скоро умрет. Врачу, под наблюдением которого находился Балашов, он объяснил, что картина Репина была для него наглядным показателем семейного разлада, какой он переживал в своей семье, и, бросаясь на картину, он думал уничтожить семейный разлад.
«Раннее утро», 04 апреля (22 марта) 1914 года
Приказчик Балашов, изрезавший известную картину И.Е.Репина - «Убиение Иоанном Грозным своего сына», в настоящее время находится на свободе.
Недели две тому назад отец Балашова выписал своего слабоумного сына из Алексеевской психиатрической больницы, где тот в течение трех недель находился под наблюдением врачей.
Врачи-психиатры, лечившие Балашова в больнице, признали его глубоким дегенератом с ярко выраженным слабоумием.
Доставленный 15 февраля в больницу Балашов в первое время был очень беспокоен. Тяжелые, кошмарные галлюцинации доводили его до буйства. В последующие дни бредовые явления ослабели, и больной впал в апатию.
Недоверчивый, замкнутый, Балашов одинаково избегал общения как с врачами, так и с больными. Иногда по целым дням он не произносил ни слова, не отвечая на обращенные к нему вопросы.
Можно предполагать, что о своем проступке - нападении на картину Репина - Балашов позабыл. По крайней мере, даже в лучшие минуты самочувствия больной не мог вспомнить этого случая. Очевидно, варварское нападение явилось острой вспышкой безумия, не оставившей следа в памяти слабоумного больного.