Противостояние более глобальной активности России

Jul 01, 2021 15:54


(продолжение)

Арктика

Изменение климата медленно превращает Арктику из замороженной морской зоны в регион с жизнеспособными транзитными путями и конкурирующими претензиями на суверенитет над континентальным шельфом. Стратегическая конкуренция в этой области, вероятно, усилится. Законные претензии на суверенитет могут дать России стратегическое преимущество в контроле над многими жизнеспособными морскими путями в регионе, а быстрые темпы изменения окружающей среды могут затруднить полное понимание ландшафта - политического и реального - будущей операционной среды. В следующем разделе рассматриваются интересы и действия России в Арктике.

Стоит отметить, что Арктика - уникальная рабочая среда. Огромные расстояния и экстремальные погодные условия означают, что инфраструктурные проекты занимают больше времени и стоят дороже; операции более сложны и часто требуют специального оборудования. Проведение арктических операций требует больше времени и ресурсов, чем в других регионах, поэтому важно заранее планировать любые изменения в структуре сил или взаимоотношениях.



Россия имеет глубокую связь с Арктикой. Сегодня у России там четыре основных интереса. Прежде всего, как и Советский Союз до него, Россия стремится к беспрепятственному доступу в Арктику, чтобы сохранить свой потенциал ядерного сдерживания. Это остается приоритетом; Обеспечение ядерного сдерживания - первый элемент оборонной стратегии России и ключевой элемент стремления России считаться великой державой. В Арктике находится более двух третей ядерных боеголовок России, и она обеспечивает отличный выход к Атлантике. Арктика также является базой для стратегических бомбардировщиков и обеспечивает самый прямой путь к Соединенным Штатам. По мере расширения доступа к Арктике Россия, вероятно, продолжит восстанавливать старые базы, создавать новые и усиливать защиту своего потенциала ядерного сдерживания.

Во-вторых, расширение доступа к Арктике заставляет Россию искать большей защиты для своего северного фланга. Учитывая историю вторжений и шрамы Второй мировой войны, Россия уделяет приоритетное внимание защите границ. С этой целью в последней версии Арктической стратегии России военная безопасность и охрана государственных границ указаны в качестве одного из ключевых направлений деятельности Российской Федерации в Арктике. В 2017 году Путин так охарактеризовал важность арктического фронта:

Не будем забывать и о чисто военной стороне дела: это чрезвычайно важный регион с точки зрения обеспечения обороноспособности нашей страны. Я не хочу вызывать здесь каких-либо опасений, но эксперты знают, что атомные подводные лодки США по-прежнему несут службу в северной Норвегии; Время, необходимое ракете, чтобы достичь Москвы - 15 минут.

В-третьих, Россия стремится обезопасить Северный морской путь (СМП), чтобы в полной мере использовать огромные запасы природных ресурсов Арктики (см. Рисунок 1). СМП проходит от Баренцева моря у границы России с Норвегией до Берингова пролива у Аляски. Поскольку СМП находится в российских территориальных водах, судам, проходящим по СМП, необходимо разрешение российских властей и оплата транзитных сборов. СМП называют потенциальным конкурентом Суэцкого канала, поскольку он может сократить время транзита между Азией и Европой. Например, кораблю требуется около 34 дней, чтобы отправиться из Южной Кореи в Германию через Суэцкий канал; такое же путешествие по СМП займет всего 23 дня. Ранее считавшиеся невозможными из-за почти круглогодичного ледового покрова, арктические линейные перевозки по СМП могут стать экономически целесообразными примерно к 2040 году, если ледяной покров продолжит сокращаться нынешними темпами118. Россия уже использует этот маршрут для транспортировки сжиженного природного газа в Европу и Азия. В сентябре 2018 года первый контейнеровоз прошел по СМП с грузом в рамках коммерческого испытания концепции, и Китай проявляет интерес к «Полярному шелковому пути» 119.

Наконец, Россия обладает огромными запасами нефти и газа в Арктике и хотела бы использовать эти запасы. По данным Геологической службы США, весь арктический регион может содержать до 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа; в российской зоне может находиться 48 миллиардов баррелей этой нефти и 43 триллиона кубометров этого природного газа (14 процентов российской нефти и 40 процентов ее запасов газа) . Путин публично заявил, что цель России - добывать примерно 30 процентов нефти. всех углеводородов в Арктике к 2050 году.

Россия имеет явный опыт военной и экономической деятельности в Арктике. Однако Россия, по крайней мере в настоящее время, работает в рамках существующих руководящих принципов и международных агентств, которые обеспечивают ограниченное управление Арктикой.

2008 год стал явным поворотным моментом для российских военных действий в Арктике. В том году Россия объявила, что её флот возобновляет присутствие военных кораблей в Арктике, и с тех пор военные корабли патрулируют арктические воды. Российские стратегические бомбардировщики также совершили облет Арктики в 2008 году, впервые после окончания холодной войны. Российские бомбардировщики с возможностью дозаправки в воздухе теперь регулярно патрулируют Арктику. Россия активизировала свои военные усилия в Арктике в 2014 году, когда объявила о нескольких инициативах и организационных изменениях. Россия создала Северное объединенное стратегическое командование, базирующееся в Мурманске, чтобы координировать все военные объекты в арктическом регионе (которые ранее были разделены между тремя разными командованиями). Россия также начала восстановление военных баз времен холодной войны и строительство новых вдоль СМП. Россия создала арктическую бригаду из 200-й мотострелковой бригады, базирующейся недалеко от финской границы, и планируется создание второй бригады. Обе бригады должны получить военно-морские и авиационные компоненты к 2020 году. Россия также дала понять о своем намерении разместить арктические пограничные подразделения в таких местах, как Архангельск и Мурманск, и создать контртеррористический центр в Мурманске. В конце 2018 года Россия также объявила, что крупные российские военные учения 2019 года (Центр-2019) пройдут на участке СМП. Хотя Россия явно установила или обновила свои возможности в Арктике, ее военная позиция в регионе остается ограниченной. и, возможно, не сосредоточен только на Арктике, а является частью всеобъемлющей реформы, охватывающей все вооруженные силы. Как и в случае с общей военной реформой, Россия вряд ли сможет сопоставить свою риторику с реальными возможностями, учитывая ограничения российской экономики, влияние западных санкций и общее падение цен на нефть. Поэтому следует признать военные разработки России в Арктике, но они не обязательно должны вызывать тревогу.

Усилия России по укреплению экономического потенциала Арктики и СМП столь же амбициозны и неоднозначны. В конце августа 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что Россия профинансирует освоение арктического континентального шельфа и экономику местных территорий более чем на 2,8 миллиарда долларов к 2025 году. Медведев сказал, что российская программа развития Арктики будет сосредоточена на трех Направления: ускорение экономического роста, развитие морской инфраструктуры и освоение континентального шельфа с использованием современных технологий и оборудования. Российские компании «Роснефть» и «Газпром нефть» - единственные компании, которым разрешено бурить нефть в российской Арктике, и у них в эксплуатации всего несколько скважин. «Газпром нефть» управляет единственной нефтедобывающей платформой в российской Арктике (скважина пробурена в 2013 году). «Роснефть» начала бурение самой северной скважины на российском арктическом шельфе в 2017 году и ведет бурение, чтобы «изучить геологию [Арктики], найти больше нефти и определить будущие стратегии бурения». Разведке нефти в России препятствуют санкции США, которые с 2014 года запрещают экспорт товаров, услуг или технологий в поддержку разведки или добычи российских глубоководных, арктических шельфов или сланцевых проектов, которые могут давать нефть. России не хватает не только полного финансирования, но и большей части технологий, необходимых для глубоководного бурения. После нескольких лет заявлений, сделанных еще во время президентства Медведева, что Россия сформирует Министерство Арктики или, по крайней мере, специальную государственную корпорацию для наблюдения за регионом, Россия недавно учредила Управление СМП, на которое возложена ответственность за развитие региональной инфраструктуры, а также за управление региональной инфраструктурой. атомный ледокольный флот. Россия инвестирует в новое оборудование, в том числе три новых атомных ледокола и четыре дизельных ледокола. Однако даже с учетом предлагаемых инвестиций в Арктику у России может не быть необходимой инфраструктуры, включая несколько портов и вспомогательных объектов, для поддерживать торговлю по СМП как минимум еще на десятилетие. Это не помешало России дать понять, что уже в 2019 году она может усилить контроль над СМП, потребовав от иностранных военных кораблей уведомлять Россию, прежде чем они смогут пройти через Арктику.

Даже несмотря на то, что Россия наращивает свое военное присутствие и сигнализирует о сдвиге в сторону ограничения доступа к СМП, Россия сохраняет в целом уступчивый подход к другим арктическим государствам. Россия выигрывает от позиции сотрудничества по арктическим вопросам по трем основным причинам: во-первых, она стремится обеспечить свои претензии на континентальный шельф с помощью существующих международных механизмов, таких как Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) и Арктический совет; во-вторых, несколько ключевых арктических проблем, таких как поисково-спасательные работы и очистка окружающей среды, требуют коллективного реагирования из-за трудностей работы в суровых условиях Арктики; и, в-третьих, экономическое развитие и инвестиции выигрывают от мирной атмосферы сотрудничества.

Прибрежные государства обычно имеют право эксплуатировать свой континентальный шельф только на расстоянии до 200 морских миль, но UNCLOS предусматривает, что такие права могут быть расширены, если континентальный шельф естественным образом выходит за пределы 200 морских миль. Россия впервые подала заявку на расширенный континентальный шельф в 2001 году и подала пересмотренную заявку в 2015 году. Повторное заявление России, сделанное по запросу Комиссии по границам континентального шельфа, в настоящее время охватывает более 463 000 квадратных миль морского шельфа в Арктика, включая территорию вокруг Северного полюса. Рекомендации комиссии касаются только прав на разработку морского дна. Воды над континентальным шельфом, расположенные за пределами 200-мильной границы прибрежных государств, считаются открытыми морями, которые, согласно ЮНКЛОС, «открыты для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю».  Будучи краткосрочными экономическими или стратегическими выгодами на десятилетия вперед, они по-прежнему важны для России в политическом и идеологическом плане. Пока претензии не будут урегулированы, что может занять много лет, Россия, вероятно, продолжит следовать установленному процессу.

У России также есть история сотрудничества в других областях арктического сотрудничества и управления. Существует множество примеров сотрудничества между арктическими странами в форме политических и экономических органов, договоров и соглашений, а также учений. Разнообразие этих форумов и мероприятий демонстрирует, что России выгодно сотрудничество с другими арктическими странами по различным темам, от поисково-спасательных работ до реагирования на экологические проблемы. Даже Соединенные Штаты и Россия сотрудничают по нескольким направлениям; это сотрудничество привело к в целом мирным отношениям по арктическим делам. В 2021 году Россия должна занять пост председателя Арктического совета - межправительственного форума, который рассматривает не связанные с обороной региональные проблемы. Ожидается, что по мере приближения срока председательства Москва будет продвигать СМП как коммерчески надежный и безопасный международный транспортный маршрут. Россия ценит и соблюдает существующие механизмы и органы отчасти потому, что она уже играет влиятельную роль как арктическое государство. Россия также стремится сбалансировать свою потребность в китайских инвестициях в арктическую инфраструктуру с растущим влиянием Китая в регионе; Китай стремится расширить торговлю и перевозки между Европой и Азией через Арктику по Полярному шелковому пути. Например, Россия изначально не хотела предоставлять Китаю статус наблюдателя в Арктическом совете. Учитывая подозрительность России к Китаю и её возросшую активность и интерес к Арктике, сотрудничество Запада с Россией могло бы предоставить средства для влияния на поведение России и в идеале направлять возникающие арктические законы и нормы таким образом, чтобы это приносило наибольшую пользу Соединенным Штатам, их партнерам и союзникам.

Previous post Next post
Up