Противостояние более глобальной активности России

Jul 01, 2021 15:53


(продолжение)

Индо-Тихоокеанский регион

У России всегда были интересы и определенные отношения со странами Индо-Тихоокеанского региона. С 2014 года Россия расширила своё влияние в Индо-Тихоокеанском регионе в качестве своей цели. Будь то укрепление отношений с Китаем или Индией или продолжение взаимодействия с Японией, Вьетнамом, а также Северной и Южной Кореей, Россия стремится усилить свое влияние во многих странах мира. несколько доменов, несмотря на то, что немногие региональные державы желают большей роли России. Интересы России в Индо-Тихоокеанском регионе делятся на три широкие категории: расширение альянсов и многополярных групп для противодействия лидерству США, увеличение возможностей для двустороннего и многостороннего экономического роста и расширение российского влияния (включая проекцию силы).



Одна из основных целей России в Индо-Тихоокеанском регионе - сдержать влияние США, чтобы дать России больше свободы маневра. Ключом к достижению этого является содействие отходу от системы альянсов, возглавляемой США, и создание более многополярной системы, в которой доминируют несколько великих держав, включая Россию, а влияние США уменьшается. Два из трех столпов российского «поворота на Восток» за последнее десятилетие включают в себя отказ России от «универсальных ценностей» Запада - вместо этого настаивание на своей самобытной цивилизации - и создание многосторонней системы безопасности, которая отличается от США. центрированная система альянсов. Через Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Россия стремится укрепить всеобъемлющее долгосрочное диалоговое партнерство и достичь стратегического партнерства с этой многонациональной группировкой. Собственная доктрина России гласит, что она стремится к расширению сотрудничества с АСЕАН в рамках соответствующих многосторонних структур, включая Восточноазиатский саммит, Региональный форум АСЕАН и встречу министров обороны АСЕАН. Кроме того, Россия придает важное значение дальнейшему совершенствованию другой многонациональной организации, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), путем усиления роли, которую она играет в региональных и глобальных делах, и расширения её членства. Через ШОС Россия пытается сохранить большее влияние в Центральной Азии.

Россия также стремится к более тесному экономическому сотрудничеству с Индо-Тихоокеанским регионом. Это стремление к экономическому сотрудничеству выросло за последнее десятилетие, особенно после мирового финансового кризиса, который снизил спрос на российскую нефть, и западных санкций, наложенных на Москву после Крыма. Однако этот интерес может быть в основном оппортунистическим и обусловлен транзакционными мотивами. В то время как западные санкции наносят ущерб экономике России и её экспорт энергоносителей традиционным партнерам сокращается, экономики Индо-Тихоокеанского региона представляют собой источник инвестиций, рынок ресурсов и путь к обходу западных санкций.

Помимо двусторонних экономических связей, Россия стремится к многостороннему сотрудничеству. Например, Москва «способствует широкому взаимовыгодному экономическому сотрудничеству в России». . . региона, который включает в себя возможности, предлагаемые форумом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) ». Россия также заявляет, что стремится к «общему, открытому и недискриминационному экономическому партнерству и совместному пространству развития» для членов АСЕАН, ШОС и Евразийского экономического союза, чтобы «интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Евразии дополняли друг друга». Россия также рассматривает Китай как потенциальную экономическую преграду на случай дальнейшего ухудшения отношений с Западом.

Китай является основным центром отношений России в Индо-Тихоокеанском регионе. Отношения двух стран во время холодной войны были непростыми, поскольку разногласия по поводу их доктринальных интерпретаций марксизма-ленинизма привели к расколу в 1956 году. Десятилетием позже эти две страны подрались в советско-китайском пограничном конфликте 1969 года, который привел к гибели людей с обеих сторон и катализировал переход в их отношениях с Соединенными Штатами. Эти воспоминания о холодной войне не были забыты. Существует мало свидетельств того, что ни одна из стран особенно не любит или доверяет другой, несмотря на официальные комментарии об их отношениях, находящихся на «лучшем уровне в истории». Сегодня многие российские военные аналитики в частном порядке выражают недоверие Китаю, особенно его усилиям в Центральной Азии и Арктике, несмотря на то, что эти две страны разделяют цель уменьшения влияния США и разрушения союзнических отношений с США в регионе.

Несмотря на их взаимные подозрения, общая цель России и Китая по переориентации мирового порядка, в котором доминирует Запад, побудила их сотрудничать по многим направлениям, включая энергетическую инфраструктуру и институциональное развитие.

Официально Россия желает «всестороннего равноправного и основанного на доверии партнерства и стратегического сотрудничества» с Китаем. В своей доктрине национальной безопасности Россия заявляет: «Россия рассматривает общие принципиальные подходы, принятые двумя странами к решению ключевых вопросов глобальной повестки дня, как один из основных элементов региональной и глобальной стабильности». Россия признает Китай в качестве доминирующего экономического игрока в регионе и выделяет значительные ресурсы на открытие этих экономических отношений. Россия хочет изучить новые, в основном транзакционные, возможности сотрудничества, такие как инвестиции, торговля и продажа оружия. Россия поддерживает Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Китайскую инициативу «Один пояс, один путь» (BRI), проходящие транзитом через Россию. Поскольку Россия ценит экономическое развитие и стабильность, но ей не хватает ресурсов, Россия не относится к этим проектам с таким же беспокойством, как многие западные страны.

Россия также продолжает уделять пристальное внимание своим отношениям с Индией. Во время холодной войны Индия и Советский Союз поддерживали тесные отношения. Когда в 1991 году распался Советский Союз, он был крупнейшим торговым партнером Индии и поставщиком военных технологий; Стареющая военная техника, поставляемая Советским Союзом, по-прежнему составляет значительную часть арсенала Индии. Отношения между Индией и Россией всегда основывались на нескольких столпах общих интересов.

Сегодня Россия хочет защитить и поддерживать тесное партнерство и помешать Индии развивать тесные отношения с США, особенно в военно-промышленной сфере. Хотя за последние несколько лет в экономическом сотрудничестве между Россией и Индией произошло некоторое улучшение, отношения в основном касаются военно-технического сотрудничества с некоторыми российскими ядерными разработками. Россия поставила около 60 процентов импортной военной техники Индии в стоимостном выражении за последние пять лет. Зависимость России от военно-технического сотрудничества для поддержания двусторонних отношений может быть проблематичной в долгосрочной перспективе, исходя из прогнозов экономического роста Индии и сомнений в способности России удовлетворить требования Индии. Ярким примером этой тенденции является история сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos. Совместное предприятие, созданное в 1998 году, первоначально производило менее 10 процентов компонентов ракет, производимых в Индии. Сегодня Индия может похвастаться тем, что более 75 процентов ракет BrahMos производится на её территории.

Сообщается, что Индия вела переговоры о продаже Вьетнаму своей собственной ракеты BrahMos, шаг, который послужит интересам как России, так и Индии в уравновешивании активности Китая в регионе. Соединенные Штаты также получили значительную долю на индийском рынке вооружений, при этом военные продажи Индии выросли с почти нулевого уровня 15 лет назад до примерно 15 миллиардов долларов сегодня. Тем не менее, отношения между Россией и Индией остаются близкими благодаря личному вниманию Путина. В мае 2018 года Путин принял премьер-министра Индии Нарендру Моди на неформальный саммит в Сочи, на котором два лидера повысили статус двусторонних отношений до «особого привилегированного стратегического партнерства».

В течение последних двух десятилетий военные США уделяли больше внимания своим отношениям с Индией, особенно в связи с ослаблением связей США с Пакистаном и усилением настороженности США по отношению к Китаю. Совсем недавно, благодаря усилиям обеих стран, отношения США и Индии укрепились после избрания Моди в 2014 году. Укрепление отношений между США и Индией возобновило заинтересованность России в сохранении своих особых отношений с Индией и потенциально компенсировать отношения Индии с другими странами. с помощью таких механизмов, как Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности. Россия также уделяет значительное внимание Индии, пытаясь сдержать Китай.

Помимо ключевых игроков, таких как Китай и Индия, Россия ценит отношения с другими странами региона, включая Вьетнам, Индонезию, Мьянму, Филиппины, Корею и даже Японию. Например, Россия стремится поддерживать дружеские отношения как с Северной, так и с Южной Кореей и снизить напряженность на полуострове. Это коренится в заинтересованности России сыграть свою роль на полуострове, а также в её поддержке денуклеаризации там. Россия не заинтересована в объединении двух Корей на демократическом Юге, поскольку это может усилить влияние США в регионе.

Подход России к достижению своих целей в регионе гораздо менее последователен и более конъюнктурен, чем её подход в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Отчасти это связано с ограниченными возможностями России, но также с очень разнообразными обстоятельствами и отношениями в регионе. Например, мы не знаем, уделяет ли Россия первоочередное внимание поиску возможностей противодействия влиянию Соединенных Штатов или прилагает ли она усилия для активной диверсификации своих связей в регионе за пределами Китая по более широким стратегическим причинам. Вероятно, это сочетание того и другого.

Для достижения своих региональных целей по расширению партнерских отношений и многосторонних объединений Россия сосредоточила внимание на укреплении партнерских отношений с другими региональными игроками.

Это было сделано во многих сферах; играя роль в многосторонних переговорах по архитектуре региональной безопасности и экономических / инвестиционных группировках, Россия обеспечила ощутимое присутствие в делах, связанных с безопасностью. Это стимулировало усилия России в ШОС и развитие более тесных отношений с АСЕАН. Россия также стремилась повысить свой статус и влияние за счет продвижения ассоциации Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС ). В экономических и инвестиционных объединениях Россия поддерживала Китайские АБИИ и BRI.

У России есть программа продажи иностранного военного оружия странам региона, и Россия расширяет экспорт вооружений с ключевыми государствами Индо-Тихоокеанского региона. Отношения России с Вьетнамом - пример активизации региональных усилий России. Россия является крупнейшим поставщиком оружия Вьетнаму, и российские компании участвуют в нескольких вьетнамских энергетических проектах. Ханой закупил шесть российских подводных лодок класса «Кило»; В 2018 году Россия объявила, что Вьетнам разместил заказ на оружие на сумму более 1 миллиарда долларов. Военные усилия России помогают улучшить доступ и (в меньшей степени, чем в Средиземноморье) влияние. Например, частично из-за своего интереса обеспечить доступ ВМФ России к Южно-Китайскому морю, Россия работала над поддержанием многочисленных «соглашений о доступе» для своего морского флота для заходов в порты и ремонта во многих странах АСЕАН, например, в Вьетнам. Помимо базового доступа к портам, Россия также стремилась укрепить своё всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом и расширить многоплановое сотрудничество с Индонезией, Таиландом, Сингапуром, Малайзией и другими государствами региона.

Экономические стремления России в регионе обусловлены перенаправлением торговых потоков и экономических отношений из Европы; геополитическая напряженность в отношениях с Западом нанесла ущерб экономическим отношениям России в этом регионе. Экономическая активность России в Индо-Тихоокеанском регионе всё ещё относительно небольшая, но она растёт, поскольку многие страны региона активно стремятся улучшить экономические связи с Россией в форме торговли и увеличения инвестиций.

В частности, Китай сейчас является крупнейшим торговым партнером России. Энергетические сделки являются основным направлением усилий России по увеличению торговли с Китаем, хотя условия не всегда выгодны для России. Например, в 2014 году Россия подписала широко разрекламированное 30-летнее газовое соглашение с Китаем на сумму 400 миллиардов долларов. Большинство аналитиков полагают, что китайцы получили более низкую цену, чем хотели русские, и что эта сделка будет означать убытки для России (по крайней мере, в первые несколько лет). Даже когда Россия стремится к более тесным связям, она также стремится застраховаться от Китая. Многие российские аналитики считают экономическую и коммерческую деятельность Пекина в Центральной Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике потенциальной угрозой для Москвы.

Взаимодействие России с другими странами региона менее устойчиво, но растет. Россия утверждает, что хочет хороших отношений с Японией; её участие, вероятно, предпринимается в надежде сделать Японию более склонной к дистанцированию от Соединенных Штатов. Россия не думает, что может реально оторвать Японию от Соединенных Штатов в качестве союзника, предлагая серьезные стимулы. Россия не угрожает Японии, но отношениям постоянно мешает затяжной территориальный спор из-за Курильских островов, которые были захвачены Россией у Японии в конце Второй мировой войны; две страны никогда не подписывали договор об официальном прекращении этой войны. Переговоры по этим вопросам дают России столь необходимые ресурсы экономического развития для российского Дальнего Востока и, вероятно, способствовали более чем двум десяткам встреч на высшем уровне между Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Тем не менее, несмотря на саммит на высоком уровне, эти двое всё еще далеки от разрешения своих разногласий.

Россия также искала возможности для решения проблем на Корейском полуострове, хотя её возможности для этого ограничены. В прошлом, учитывая её исторические связи с Северной Кореей, Россия была крупным игроком на переговорах по ядерной программе Северной Кореи. Однако отношения России с обеими Кореями сдерживаются продолжающимся разделением на полуострове. В последние годы он стал менее активным, поскольку её влияние на Пхеньян уменьшилось. Таким образом, Россия стремится к сотрудничеству с Китаем, поскольку они разделяют цели предотвращения падения северокорейского режима и нестабильности, а также объединения Корейского полуострова под западным влиянием США.

Россия явно уделяет время и внимание многостороннему сотрудничеству и гибко использует дипломатическое, экономическое и военное участие в Индо-Тихоокеанском регионе. Однако, поскольку многие из целевых многосторонних организаций не интегрированы с ведомствами под руководством США, усилия России по противодействию нынешнему международному порядку и влиянию США в нем ограничены. Продажа оружия и военное сотрудничество с отдельными странами региона вызывают немного большую озабоченность. Смешанные взгляды России на Китай как на страну-единомышленницу и потенциального конкурента, похоже, представляют собой лучший механизм, позволяющий потенциально извлечь выгоду из российских интересов и действий в регионе.

Previous post Next post
Up