Речные Земли в огне, война за Железный Трон в самом разгаре, а битва за Королевскую Гавань и второй сезон Игр Престолов окончены.
Начиная со второго тома Песни Льда и Пламени резко набирают в масштабности, сюжетные линии плодятся и множатся, а арки многих героев самоизолируются друг от друга, превращаясь в практически независимые истории. Изначально было понятно, что подобный формат для экранизации весьма сложен, потеря четко обозначенного центрального приводит к постоянным скачкам между сюжетными арками и там, где книга может позволить себе подробные и крайне неспешные описания событий, сериал ограничен жестким хронометражем и форматом. НВО справлялись с этим как могли - где-то сюжетные линии были сокращены, одни роли вырезаны, другие наоборот расширены, некоторых персонажей объединили, где-то ввели новых, просеивая воду и акцентируясь на основных драматических линиях. Местами это даже выглядело как работа над ошибками, так квартская линия Дени, в которую были добавлены похищения драконов, предательств и экшон получилась лучше, чем она была в оригинале (впрочем, все равно оставшись самой унылой из имеющихся сюжетных линий). Местами же НВО недотянули, потеряв логическую последовательность в прыжках между измененными сценами и каноничными образами героев и если бы я писал этот пост недели три назад, то сказал бы, что высочайшую планку, которую они установили первым сезоном, им взять не удалось. Но потом случилась битва за Черноводную, эпичная кульминация сезона и, наверное, одно из самых масштабных событий в истории всего тв, на которое будут равняться все крупнобюджетные сериалы последующих лет и не смотря на долгую подготовку, второй сезон Игр Престолов выстрелил в самую цель.
События, предшествующие Черноводной и осаде Королевской Гавани, в общем-то, самый насыщенный на разнообразное действие временной промежуток в мире Мартина. Ни одна из сюжетных арок не простает в стороне и не обрастает ненужными филлерами, Старки сражаются с Ланнистерами, Баратеоны друг с другом, Железнорожденные берут с жителей материка железную плату, плюс выступивший за Стену ночной дозор и приключения боевой лоли Арьички. Ну и Дени в Кварте, ага. И если Пир Стервятников и и Танец с Драконами вышли в лучшем случае "как бы не очень", то насыщенные и разнообразно-масштабные события второй и третий книги, тащемта, сделали Мартина образцовым автором современного фентези, на которого теперь и равняется весь жанр. Но кроме этого, лично у меня на второй сезон были возложены особые ожидания, потому что именно во второй книге появляется мой любимый персонаж, за победу которого, я, собственно, болею в наибольшей степени и за историей которого слежу с наибольшим интересом - Станнис Баратеон.
Как и весь сезон, поначалу, Станнис вызывал у меня двойственные чувства. Введен он в сюжет был охуенно, сцена с сожжением идолов была мрачна, гримдаркова и настраивала на правильно-суровый ряд. Внешность играющего его актера отличалась от моего представления, но все равно хорошо попадала в образ, а вот сам он, местами, тянул скорее на поехавшего невротика, а не убежденного сторонника порядка, закона и справедливости, которому, в общем, достаточно легко даются нарушения клятв с изменой жене, без ярко выраженного лафульного подхода с "если надо для дела - значит надо", впрочем, так лучше видеть процесс совращения его Мелисандрой, а сам Станнис, как и весь второй сезон, раскрывается ближе к финалу. И когда потеряв половину своего флота он, совершенно не изменившись в лице, констатировал, что погибнут ещё тысячи и лично возглавил атаку на вражеский город, первым сойдя с борта десантных лодок в организованной им "Высадке в Нормандии" и первым же поднялся по осадным лестницам на городскую стену, я понял, что вот он! Вот он король моей мечты!
Потому что он король, которого Вестерос заслуживает, но не тот, который нужен Вестеросу сейчас. И они преследуют его, потому что он выдержит. Потому что он не герой. Он безмолвный страж и бдительный защитник. Воин Света.
И потому что он олицетворяет саму суть пафосного превозмогания, с самого начала истории он находится в меньшинстве, без союзников и в менее выгодной позиции и проигрывает раз за разом, но выживает и упорно продолжает сражаться. Вся его роль с самого его появления в Битве Королей наполнена таким драматичным фатализмом, что я даже не знаю, как его можно не любить. А ещё рядом где-то там рядом с ним есть Мелисандра может и не такая яркая и сексуальная, зато очень таинственная, ведьме из Черной Смерти с умершим там, в очередной раз, Шоном Бином, даже перевоплощаться почти не пришлось, разве что цвет волос поменять, а Давос просто очень харизматичный. В тоже время у Тириона есть ещё более харизматичный Бронн, тянущий на бро сезона, у Дени форевер алоун Джорах, у Кет идеально соответствующая своему образу Бриенна, у Джона
похожая на Номада Игритт, а у Теона
похожий на боголикого Кейджа Дагмар, который ещё и болтоновского Вонючку подменяет - "короля делает свита" и годные персонажи есть в окружении всех центральных героев.
Вообще во втором сезоне очень хорошо удались образы сражающихся за Железный Трон власть предержащих - Станнис, Ренли, Тайвин. От Ренли Баратеона в первом сезоне я был не в восторге. Не тянул он идеального народного лидера, которого все любят и почитают. И вот из серого и унылого гомика, которого из ряда рандомных статистов выделяло разве что то самое гейство, он внезапно проделал путь до того самого рыцарственного короля. Внезапно (пусть и не в постели с женой) он излучает уверенность и решительность, он добрый, великодушный, в блестящих доспехах с бородкой под Ричарда Львиное Сердце - прямо таки идеальный фентезийный герой. А жена его, по сравнению со своим книжным прототипом, заметно прокачала свой интеллект и набралась амбиций, по факту совместив в себе сразу двух героев, собственно Маргери и её бабку, каждая из которых по отдельности были не особенно интересны, а вот в микшированном виде получили образ, который в дальнейшем вполне может выйти на первые роли. Да и актрису на роль позвали из практически порнушных Тюдоров, так что все наговоры на Маргери и обвинения в её поебушках окажутся довольно правдивыми.
А про Тайвин, который 10 из 10 и одна из главных удач сериала, я писал ещё год назад, но если в первом сезоне у него было полторы сцены, то теперь его роль заметно расшили, выдав ему в чашницы Арью и сделав одним из главных действующих лиц всей её сюжетной линии, из которой убрали путешествия по Речным Землям и сразу же и на весь сезон поместили её в Харренхолл, в котором творится самый гримдарк - пытки, грязь, казни, концентрационные лагеря и заморенный голодом Гора, который однозначно стал главным фейлом сезона - актера без каких-либо видимых на то причин поменяли и я могу понять вынужденную смену актера, как в случае с мертвым Спартаком или какой-нибудь драмой, но судя по бложику исполнителя Горы из первого сезона его просто кинули и не стали продлевать с ним контракт, хотя, судя все по тому же бложику, он дичайше заболел Игрой Престолов и переживал за судьбу своего персонажа и вообще всего сюжета всей душой и вообще был не только брутальным бодибилдером, но и няшным гиком. И ладно бы новый Гора носил шлем, особо не светя своими щщами с накладной бородой и носил наплечники от комплекта доспехов Горы первого, которые могли бы визуально увеличить его в ширину, но нет. Хорошо хоть, показывают его, как, впрочем и всех остальных харренхольцев не так много - за всех ланнистеров в локации отыгрывается Тайвин, который за одну сцену может перейти с образа доброго дедушки до хладнокровного тирана, пустить по спине зрителя холодок и одновременно с этим героически спасти день, гордо въехав в кадр на своей белой лошади и в алом плаще. А как хороша и атмосферна посвященная ему песня, которую исполняет некая хипстерская группа, ранее замеченная за написанием трека к Порталу 2 и трека к предвыборной компании Обамы.
Click to view
С вот с детишками Тайвина поступили достаточно интересно. Если Тирион, как и тусуящаяся весь сезон в тайвинском окружении Арья, все так же доставляет и традиционно является фаворитом чуть более чем всех зрителей, то характеры Серсеи и Джейме НВО решили модифицировать, местами, даже практически поменяв их местами. Если оригинальному Джейме уже скоро будет пора исправляться и объяснять, что он не такой уж плохой парень, но сериальный Джейме отыгрывает максимально каноничного хаотик-ивела, который не имея даже намека на какие-либо моральные принципы плюет на любые клятвы, угнетает окружающих даже будучи закованным в цепи и без сожаления режет даже своих родственников, то Серсея, которая в книге была как раз такой поехавшей нахуй злодейкой без каких либо положительных черт и полным набором всех возможных пороков, то в сериале она вместе Джейме испытывает чувства вины, понимает какой её сын неуправляемый мудак, сочувствует Сансе и вообще пытается максимально расположить себя к зрителю, при этоми изредка возвращаясь к оригинальному книжному злодейскому тексту и производя в эти моменты очень непоследовательное впечатление. Эта же проблема у Старков.
Вообще я люблю Старков, они один из моих любимых домов, мне нравятся все персонажи Старки, включая Кейтлин, которую большинство считает унылой. Я вообще всегда сопереживал хорошим парням и стойкие и честные герои мне роднее хитрых и умных. И расширение сюжетной линии Робба я считаю хорошей идеей. За неимением своих глав, в книге от так и висел где-то на периферии, практически не попадая в фокус повествования и при этом оставаясь одним из центральных и наиболее важных сюжетных персонажей. Но расширение это пошло как-то странно, бабу из Вестерлингов зачем-то заменили на совершенно лишнюю наглую эмигрантку-специалистку по ампутации, а у самого Робба наблюдается рандомность образа, как и в случае с Серсеей, когда книжный характер сталкивается с прописанным для сериала сюжетом. Подаваясь как истинный сын своего отца и образец чести и северного хардкора, он действует по принципу "запру мамку в тюрячке и назло ей пойду ебаться", при том, что сериальный Робб куда старше книжного Робба-подростка, который следовал заветам отца и слово старался не нарушать, да и Вестерлингшу взял в жены, чтобы честь её не опорочить и бастардов не плодить, а не потому что внучка Чарли Чаплина вообще норм телочка. А этот ещё и женился на ней зачем-то под сенью Семерых, хотя самому ему, как северянину и истинному сыну Неда Старка полагается быть последователем Старых Богов, а она вообще иностранка из земель с чужими обычаями. В общем, охуительные истории. Хорошо хоть сам Робб удался лицом и образ сурового и решительного воина-северянина ему весьма подходит.
А вот отмежевавшийся от Старков Теон Перевертыш внезапно очень хорош. Если Станнис - мой любимый герой, Тайвин - объективно самый сильный актер сериала, но Теон - персонаж, чья сюжетная ветка во втором сезоне получилась наиболее интересной и насыщенной на драму и душевные метания. Причем книжный Теон никогда не был мне особенно интересен - предатель из него не важнецкий, внутренний мир его описан скучно и без надрыва и вообще он терялся на фоне описания других железнорожденный. В сериале же очень удачно заострили внимание на его комплексам и желании доказать окружающим, что он настоящий пацан, желании показать, что он чего-то стоит, желании, которое ведет его от фейла к фейлу. И наоборот - если Теон не был интересен мне в книге и внезапно заинтересовал в сериале - то железнорожденные, про которых мне было читать действительно интересно и чьи острова были одной из наиболее любимый мной частей сеттинга, в сериале смотрятся весьма серо. Игра Престолов хороша подходом к деталям, создатели сериала и костюмеры провели отличную работу, в результате чего разные культуры действительно визуально отличаются между собой, когда ты видишь ланнистеров в их военной форме ты знаешь, что это ланнистеры, когда видишь старков - знаешь что это старки. Баратеоны и аррены так же хорошо узнаваемы, а вот железнорожденные выглядят как обычные статисты, да ещё и сильно похожие на Старков. Без каких-либо выделяющих их фишек. А ведь я представлял их натуральными викингами, чтобы были бороды, топоры, драккары и, как в Скайриме, кровь и гром и победа на морях,
если вы понимаете, о чем я.
Зато как в Скайриме (ну и сами знаете где ещё) сделали белых ходоков.
Сделали прямо как по ГОСТу северной фентезийной нежити и сделали хорошо, внушительно. Вообще бюджет, по сравнению с первым сезоном, видимо, заметно возрос. Лютоволки больше не собачки - появляться в кадре они, правда, стали не часто и вместо того, чтобы быть животными-компаньонами живут своей жизнью, но когда появляются очень даже внушают. Тоже самое с драконами Дейнерис, да, большую часть сезона она томятся в плену, но сделаны все равно на совесть. Но главное визуальное достоинство здесь это не спецэффекты, а охуительный подбор локаций для съемок. Изображающая Застенье Исландия смотрится просто идеально, даже без какой-либо компьютерной обработки это выглядит как реликтовые земли из другой эпохи - суровые скалы, простирающиеся на километры ледяные шлейфы и заснеженные поля. Ирландия, в которой была отснята большая часть прочих локаций отлично отражает сам дух сеттинга и его густую и гнетущую атмосферу, где мрачные серые тона как бы говорят нам, что зима уже близко и она будет долгой.
И если где-то может быть лето и близко, то у Ночных Дозорных зима уже началась, ибо они вступили в свой 10 месячный дозор в ожидании следующего сезона.