Наконец-то нить рассказа привела нас к порогу буквы Т! И, согласно алфавиту, первая остановка на этом отрезке маршрута такова, что я передоверила описание её знатоку и ценителю всякой техники, с которым мы не только гуляли вместе по интересным дорогам, но и живем много-много лет дружно и мирно - итак, слово папе Мише!
После осмотра достопримечательностей Сомюра наша экспедиция разделилась. Девчата [это мы с Мариной - А.Н.] отправились в монастырь Фонтевро (в последующих постах, соответственно на букву Ф, вы узнаете, чем он их манил и что они там увидели), нас же с сыном привлекал музей бронетехники, один из самых больших таких музеев в мире.
Мы знали, что открыт он был в 1977 году, когда французские военные собрали достаточно большое количестве старых танков и решили не пускать их на металлолом, а оставить для истории. С тех пор в музее накопилось множество экспонатов (называют цифры от 850 до 2000), но большая часть их хранится в запасниках, а для обозрения выставлено около 800 - и не только танков, но и бронемашин, автомобилей, мотоциклов и даже велосипедов в рабочем состоянии, а также макетов и моделек.
Понятно, что тут нас ждет много интересного. И интересное показалось нам с первых же шагов, когда мы приехали городским транспортом, зашли в ворота и увидели автостоянку, на которой среди обычных Рено и Пежо стоял танк. Ну, на легковушках приехали сотрудники музея, а на танке - не иначе как директор!
Мы были готовы сфотографировать всё, что увидим. Однако в залах музея было столько всего, что у нас глаза разбежались. Мы снимали и танки в разных ракурсах, и интересные детали, но смогли зафиксировать лишь малую часть. А когда, вернувшись домой, стали разбирать добычу, то вконец запутались в сотнях фотографий. Но кое-как все-таки во многом разобрались, и кое-что, совсем немногое, я могу тут выложить. Просим прощения, если в пост вкрались ошибки.
Начнем с французской техники - её в экспозиции больше всего.
CA-1 Шнейдер - пехотный танк времён Первой мировой войны. Первый французский и один из первых в мире серийных танков, на шасси трактора «Холт». «CA-1 Шнейдер» являлся скорее САУ класса штурмовых орудий, нежели полноценным танком. Он принимал участие в боевых действиях 1916-17 гг., но показал себя достаточно неудачной машиной. Так, выступ на лобовой детали корпуса, который изначально был разработан для снятия колючей проволоки, на практике приводил к опрокидыванию танка. Чтобы увеличить запас хода, на танки снаружи помещали бидоны с горючим, малейшее попадание в которые заставляло их воспламеняться. Их производство завершили в августе 1918, всего построено 400 штук, из которых по сей день сохранился только один, который мы и сфотографировали в сомюрском музее.
Сен-Шамон - танк того же периода, один из первых в мире. Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года. Имел плоскую крышу, цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Был вооружён одной пушкой 75 мм. Бронирование - 17 мм. Экипаж - 8 человек.
FT (1917) - первый серийный лёгкий танк. Первый танк, имевший башню кругового вращения, а также классическую компоновку (отделение управления - впереди, боевое - в центре и моторное - сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Эти танки имелись на вооружении армий более 20 стран, в частности принимали участие в Гражданской войне в России.
Somua S35 - средний танк, разработан в 1934-35 гг. в качестве основного танка бронетанковых частей (в составе кавалерии!), серийное производство началось с 1938 года и продолжалось вплоть до поражения Франции в июне 1940 года. Всего было выпущено 427 таких машин. После поражения Франции и подписания перемирия 297 танков S35 были захвачены Германией. В вермахте они использовались вплоть до 1944 г., в основном на второстепенных театрах военных действий и в качестве учебно-тренировочных машин. S35 оценивался многими историками как один из лучших танков в мире к началу Второй мировой войны, а также наиболее удачный французский танк того периода.
AMR 33 - лёгкий танк, модель 1933. Был создан фирмой «Рено» в качестве пулемётной разведывательной машины для кавалерийских подразделений, в 1933-34 гг. было выпущено 123 танка этого типа, включая прототипы. При их использовании была отмечена высокая частота отказов подвески, и дальнейшие заказы на эту модель не производились. Всё же AMR 33 послужили французским войскам во Второй мировой войне, в том числе в боях лета 1940 года. После капитуляции Франции большая часть этих танков была захвачена германскими войсками и использовалась ими.
FCM 36 - Лёгкий танк, разработан в 1934 г. для сопровождения пехоты. В массовое производство не пошёл, было выпущено всего 100 единиц, с мая 1938 по март 1939 года. В кампании 1940 г. FCM 36 использовались ограниченно, после капитуляции Франции 37 танков были захвачены германскими войсками.
Panhard EBR - разведывательный бронеавтомобиль послевоенного поколения. Серийное производство Panhard EBR началось в 1950 г. и продолжалось до 1970-х гг., всего было выпущено около 1200 машин этого типа в нескольких версиях; EBR 75 FL 11 Panhard - модель 1951 года (с башней «тип 11» и 75-мм орудием SA 49). Во Франции они с вооружения сняты, но сохраняются в армиях некоторых южных стран, где участвуют в военных конфликтах.
Рanhard AMD 178B. После окончания Второй мировой войны во Франции было решено возобновить производство хорошо зарекомендовавшего себя бронеавтомобиля Panhard AMD 178, но уже с новой башней, 47-мм орудием и спаренным пулемётом. Работы по данной башне велись ещё до войны, но из-за поражения Франции были прерваны. Новый образец получил название Panhard AMD 178В. Выпущенные машины принимали участие в боевых действиях в Индокитае, Северной Африке и на Ближнем Востоке.
АМХ-13 F3 - лёгкий танк. Разработан в 1946-49 гг. и, неоднократно модернизируясь, производился серийно во Франции с 1952 по 1964 год. Один из наиболее распространённых лёгких танков в мире, AMX-13 поставлялся в 25 других стран. Участвовал во вьетнамской, индо-пакистанских, арабо-израильских и других войнах.
(155-мм гаубица)
(105-мм гаубица)
Послужил базой для САУ 105-мм и 155-мм гаубиц , самоходной спаренной 30-мм зенитной установки, саперного танка, мостоукладчика и других специализированных машин.
(Спаренная зенитная установка)
(Инженерный танк)
(Это - мостоукладчик.)
Сотрудники музея постарались собрать максимальное количество модификаций, и это им удалось. Но мест в экспозиции для них не нашлось, и пришлось им ютиться снаружи, под снегом и дождем.
АМX 30 C2 - основной боевой танк вооружённых сил Франции (с 1966 года), отличающийся от ОБТ ведущих стран мира сравнительно невысокой защищённостью, но значительной подвижностью и высокой манёвренностью. Имеет оптический прицел-дальномер. С пушкой AMX спарен пулемёт калибра 12,7 мм. Серийный выпуск АМХ-30 начат в 1966 году, прекращен в 1986 г. Последний танк модели AMX-30 был собран во Франции в 1993 году.
АМХ-30 Roland. На основе шасси АМХ-30 был установлен франко-германский ЗРК «Roland», предназначенный для непосредственного прикрытия наземных войск, для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах, в условиях интенсивного радиопротиводействия. Серийное производство ЗРК началось в 1977 году. Комплекс широко поставлялся на экспорт и в различных вариантах находится на вооружении армий Франции, Германии, Аргентины, Бразилии, Нигерии, Катара, Испании и других стран. Всего было выпущено более 650 комплексов различных модификаций и 25 тыс. ракет к ним.
AMX-30 Pluton - AUF1 30 На шасси АМХ-30 выпускались 155-мм самоходная артиллерийская установка, зенитная самоходная установка, самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» (AMX-30 Pluton). Принят на вооружение французских вооруженных сил в 1974 г.
AMX-56 Leclerc - основной боевой танк. Создан для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 году. По состоянию на 2010 г. дальнейшее производство «Леклерка» не ведётся. На 2011 год 354 таких танка состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии ОАЭ. Особенностью танка Леклерк является высокая насыщенность рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров и применение автомата заряжания, что позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить массу брони.
ERC 90 - боевая разведывательная машина. Существует несколько модификаций. Во французскую армию поставки ERC 90 начались в 1982 году. Одна из модификаций способна преодолевать водные преграды вплавь, оснащается кондиционером-обогревателем.
(Продолжение следует!)