Ганкина Э.З. Книга о природе. ...Устинов...

Mar 27, 2010 08:56


       Развитие чувства декоративности не только не противоречило лич­ной склонности Митурича к романтизации природы, но стало для него средством соединения познавательного начала детской книги с началом художест­венным. Были, однако, и другие пути подхода к действительности. Несколько иначе видел окружа­ющее Николай Устинов. Этот молодой мастер привлекает мно­гих своим неспешным, довери­тельно-проникновенным лири­ческим взглядом на природу. Иллюстрируя отдельные расска­зы Снегирева („Лесник Тилан",1969; „Черничное варенье", 1970) или книжки Соколова-Микитова („Карачаровский домик", 1967; „Ласточки и стрижи", 1968), ху­дожник словно наслаждается сочной синевой неба, выписывая жар осенней листвы или бархат зеленых трав, не изменяя, а толь­ко как бы слегка усиливая в ри­сунках звучание цвета. В преде­лах этих естественных цветовых характеристик он добивается от зрителя ощущения ясности, кра­соты и гармонии природы, кото­рыми сам любуется. Но и он, так же как Митурич, не прибегает ни к передаче воздушной перспекти­вы, ни к эффектам освещения и глубины.
        Однако своеобразная безвоздушность и плоскостность пейзажей Устинова имеют не графическую, а живописную природу. Отказы­ваясь от реальной среды, он су­жает и уплощает пространство рисунка, корректируя его не бе­лым фоном, а внутренними отно­шениями цветовых планов. Там, где Митурич мог бы широким мазком легко коснуться листа и точно рассчитанным цветным си­луэтом создать острое впечатле­ние лесной дали, снежной рав­нины с быстрым следом оленя, Устинов углубляется в ювелир­ную расшифровку кистью каж­дого куска зелени, венчика цветка в соотношениях с небом и травой, каждой фигурки и лица, не дро­бит их, а тонкой проработкой концентрирует цвет и форму. Различие приемов у обоих заранее определено характером видения. Устинов выступает всюду как ли­рический созерцатель, расширяя сюжетный круг иллюстраций, ум­ножая их темы. Здесь можно найти в миниатюре не только законченный ландшафт - кар­тину с образом тайги, но и совре­менный городской пейзаж, напри­мер, Москву, с ее пестрой геоме­трией строек („Слон" Г. Снегире­ва, 1970). Художнику одинаково важно все - и русский лес, и человек, живущий в ладу или, наоборот, в борьбе с пустыней, и современные дети-то бедовые и бесстрашные перед дикой при­родой („Черничное варенье", 1970), то присмиревшие в соб­ственных переживаниях окружа­ющей их извечной красоты („Ла­сточки и стрижи", 1968). Скорее всего именно поэтому сюжеты и образы Устинова, хотя они и порождены детской лите­ратурой, так близки к сюжетно-образной проблематике совре­менной жанровой картины, пор­трета, пейзажа, в которых наб­людается тот же интерес к вну­треннему миру современника, к его отношениям с жизнью. Характерно при этом, что сам Устинов - график. Он не работает в станковой живописи, а с первых шагов в искусстве отдает­ся детской книге. Отчего бы не предположить, что в бесповоротном решении моло­дого художника сделать работу для детей своим жизненным приз­ванием немалую роль сыграло духовное влияние искусства осно­вателей жанра детской книги? Тем более, что в ранних иллю­страциях Устинова можно уви­деть нечто неуловимо напоми­нающее то общее настроение ранних акварельных пейзажей Тырсы, то по-чарушински заост­ренный абрис зверя, то характер­ную линию курдовского рисунка. К тому же соприкосновение с традицией носит здесь совсем не музейно-изыскательский харак­тер. Сам Курдов в это время активно работает и в детской иллюстрации, и в станковой гра­фике, новые варианты перовых рисунков и цветных иллюстра­ций художника к „Лесной газете" В. Бианки („Детская литература", 1969) несут на себе отчетливые приметы того качественного от­ношения к пространству и к цвету, какое свойственно, например, его серии литографий „На целине" (1959-1967) или аквирелям „В астраханском заповеднике" (1969). Все это делает вероятным и более глубокие аналогии между искусством молодых и творчест­вом мастеров первого поколения: так же как они, Устинов целиком приходит в детскую книгу тогда, когда в ней с тем же успехом, что в станковой пластике, можно вы­разить себя, свой сегодняшний взгляд на мир.

(из книги: Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. - М., 1977. - С. 67-69.)

искусствовед Ганкина Э.З., художник Устинов Н., К_Н_И_Ж_Н_А_Я Г_Р_А_Ф_И_К_А

Previous post Next post
Up