Mar 27, 2010 08:56
Развитие чувства декоративности не только не противоречило личной склонности Митурича к романтизации природы, но стало для него средством соединения познавательного начала детской книги с началом художественным. Были, однако, и другие пути подхода к действительности. Несколько иначе видел окружающее Николай Устинов. Этот молодой мастер привлекает многих своим неспешным, доверительно-проникновенным лирическим взглядом на природу. Иллюстрируя отдельные рассказы Снегирева („Лесник Тилан",1969; „Черничное варенье", 1970) или книжки Соколова-Микитова („Карачаровский домик", 1967; „Ласточки и стрижи", 1968), художник словно наслаждается сочной синевой неба, выписывая жар осенней листвы или бархат зеленых трав, не изменяя, а только как бы слегка усиливая в рисунках звучание цвета. В пределах этих естественных цветовых характеристик он добивается от зрителя ощущения ясности, красоты и гармонии природы, которыми сам любуется. Но и он, так же как Митурич, не прибегает ни к передаче воздушной перспективы, ни к эффектам освещения и глубины.
Однако своеобразная безвоздушность и плоскостность пейзажей Устинова имеют не графическую, а живописную природу. Отказываясь от реальной среды, он сужает и уплощает пространство рисунка, корректируя его не белым фоном, а внутренними отношениями цветовых планов. Там, где Митурич мог бы широким мазком легко коснуться листа и точно рассчитанным цветным силуэтом создать острое впечатление лесной дали, снежной равнины с быстрым следом оленя, Устинов углубляется в ювелирную расшифровку кистью каждого куска зелени, венчика цветка в соотношениях с небом и травой, каждой фигурки и лица, не дробит их, а тонкой проработкой концентрирует цвет и форму. Различие приемов у обоих заранее определено характером видения. Устинов выступает всюду как лирический созерцатель, расширяя сюжетный круг иллюстраций, умножая их темы. Здесь можно найти в миниатюре не только законченный ландшафт - картину с образом тайги, но и современный городской пейзаж, например, Москву, с ее пестрой геометрией строек („Слон" Г. Снегирева, 1970). Художнику одинаково важно все - и русский лес, и человек, живущий в ладу или, наоборот, в борьбе с пустыней, и современные дети-то бедовые и бесстрашные перед дикой природой („Черничное варенье", 1970), то присмиревшие в собственных переживаниях окружающей их извечной красоты („Ласточки и стрижи", 1968). Скорее всего именно поэтому сюжеты и образы Устинова, хотя они и порождены детской литературой, так близки к сюжетно-образной проблематике современной жанровой картины, портрета, пейзажа, в которых наблюдается тот же интерес к внутреннему миру современника, к его отношениям с жизнью. Характерно при этом, что сам Устинов - график. Он не работает в станковой живописи, а с первых шагов в искусстве отдается детской книге. Отчего бы не предположить, что в бесповоротном решении молодого художника сделать работу для детей своим жизненным призванием немалую роль сыграло духовное влияние искусства основателей жанра детской книги? Тем более, что в ранних иллюстрациях Устинова можно увидеть нечто неуловимо напоминающее то общее настроение ранних акварельных пейзажей Тырсы, то по-чарушински заостренный абрис зверя, то характерную линию курдовского рисунка. К тому же соприкосновение с традицией носит здесь совсем не музейно-изыскательский характер. Сам Курдов в это время активно работает и в детской иллюстрации, и в станковой графике, новые варианты перовых рисунков и цветных иллюстраций художника к „Лесной газете" В. Бианки („Детская литература", 1969) несут на себе отчетливые приметы того качественного отношения к пространству и к цвету, какое свойственно, например, его серии литографий „На целине" (1959-1967) или аквирелям „В астраханском заповеднике" (1969). Все это делает вероятным и более глубокие аналогии между искусством молодых и творчеством мастеров первого поколения: так же как они, Устинов целиком приходит в детскую книгу тогда, когда в ней с тем же успехом, что в станковой пластике, можно выразить себя, свой сегодняшний взгляд на мир.
(из книги: Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. - М., 1977. - С. 67-69.)
искусствовед Ганкина Э.З.,
художник Устинов Н.,
К_Н_И_Ж_Н_А_Я Г_Р_А_Ф_И_К_А