Плодотворно сотрудничал с И. Н. Кнебелем и другой молодой художник - Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973), обладавший, быть может, менее ярким, чем Нарбут, но глубоко лирическим характером дарования. В настоящее время трудно определить, кто рекомендовал Митрохина - выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества - издателю как иллюстратора детских книг. Скорее всего Кнебель был хорошо знаком с графическими работами художника, нередко печатавшимися в столичных журналах: «Весы», «Зритель», «Сатирикон», «Аполлон» и др.; знал оформленные им для издательств И. Д. Сытина и А. Д. Ступина детские книги; видел его работы на выставках в Петербурге и Москве. Издателю импонировала графическая манера художника, развивавшего в своем творчестве традиции выдающихся мастеров «Мира искусства».
Первые рисунки по заказу И. Н. Кнебеля (обложку, фронтиспис, иллюстрации, заставки, концовки и буквицы к книге «Басни» И. И. Хемницера) Митрохин сделал в 1911 году. В этом издании, увидевшем свет в следующем году, ему наконец удалось осуществить свою давнюю мечту о полном художественном оформлении детской книги. «Вступив на новый путь,- как справедливо отмечает автор монографии о Митрохине Ю. А. Русаков,- молодой художник как бы бросил вызов на „творческое соревнование" крупнейшим русским графикам, до него пробовавшим свои силы в этом жанре» (43).
К концу 1913 года в издательстве Кнебеля вышла целая серия детских книжек Митрохина, в работе над которыми вполне определились его литературные и художественные симпатии. В ряду лучших книг серии можно назвать старую арабскую сказку «Маленький Мук» в пересказе В. Гауфа. Как и в самой сказке, в силуэтных рисунках Митрохина органично сочетаются необычайные фантастические сюжеты с документально точными бытовыми деталями, что придает по-восточному причудливо расцвеченным иллюстрациям особый, сказочный колорит. В книге весьма ощутимо влияние графики знаменитого английского художника конца прошлого века Обри Бердсли. Показательна в этом смысле страничная иллюстрация, изображающая Маленького Мука, кормящего кошку. Здесь игра черных и белых силуэтов особенно выразительна и напоминает о графических приемах Бердсли.
В стиле искусства европейского средневековья оформлены Митрохиным две следующие книжки «Подарочной серии» - «Кубок» и «Роланд-оруженосец» В. А. Жуковского. Пожалуй, именно в них художник достигает наивысшей гармонии
между всеми графическими элементами издания. Особенно удачной представляется обложка к балладе «Кубок», поражающая тонким сочетанием строгой, уравновешенной рамки обложки с оригинальными рисованными шрифтами и многоцветной орнаментальной виньеткой с овальным «портретом» пажа. В иллюстрациях черные силуэтные заливки нередко соседствуют с легкими перовыми рисунками, а в виньетках и концовках весьма ощутимы элементы западной геральдической орнаментики. Палитра художника при этом достаточно лаконична: в ней преобладают черный и белый цвета.
В том же году по заказу Кнебеля Митрохин оформил сказку Р. Густафсона «Баржа». В стилистике всего изобразительного ряда книги хорошо прослеживается влияние японской гравюры, что проявилось и в композиционном построении рисунков, и в приемах введения локального цвета. Здесь, как и в предыдущей книге, художнику особенно удалось оформление обложки, графические элементы которой удачно уравновешиваются чистым, свободным от рисунка и шрифтов полем.
Опираясь на лучшие образцы книжного искусства прошлых веков, увлекаясь лубком или японской гравюрой, росписью изразцов и резьбой пряничных досок или западным средневековым искусством, Митрохин, по словам его биографа, все же сумел создать «глубоко индивидуальную орнаментально-декоративную графику, имеющую ярко выраженную национальную окраску» (44). В Митрохине (внуке типографа из г. Ейска), как и в Нарбуте, Кнебель ценил стремление непосредственно участвовать в самом процессе создания книги, то есть работать рука об руку с наборщиками и печатниками. Важность таких творческих контактов подчеркивал и современник Митрохина, известный гравер И. Н. Павлов: «Если бы предприниматели умели сразу же окружить художника соответствующим вниманием и дать ему все возможности для работы, то художественная сторона полиграфической культуры поднялась бы у нас на большую высоту. Общение рабочих с художниками дает чрезвычайно много обеим сторонам; отделять технику от искусства в печатной продукции нельзя. Задачи художественной печати настолько сложны и ответственны, что требуют серьезной подготовки кадров, их культуры и взаимодействия всех работников» (45). Митрохин был частым гостем в петербургской типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, а также в московской литографии Ф. Г. Кейтеля, внимательно наблюдая за печатанием своих книжек. Это, без сомнения, способствовало высокому полиграфическому уровню его изданий.
В течение трех с лишним лет тесного содружества Митрохина с Кнебелем (1911 -1914) ими подготовлено для издания 12 детских книжек, 9 из которых были успешно выпущены в «Подарочной серии», а три - «За синей далью» В. Стражева, «Мена» Г.-Х. Андерсена и сказка «Золотая рыбка» (по независящим от Кнебеля обстоятельствам) так и не увидели света (46).
Современники высоко оценили серию митрохинских книжек, изданных Кнебелем. Один из видных деятелей «Мира искусства» Д. В. Философов утверждал: «Всякий, хоть немного знакомый с иллюстрационной работой, с техникой печатания в красках, поймет, сколько старания и любви вложено в эти яркие, пестрые книжки (...) Кто знал Митрохина несколько лет тому назад? Думаю, никто... А теперь в нашу художественную жизнь властно вошел талантливый, серьезный рисовальщик, упорно работающий, с каждым годом достигающий новой ступени совершенства» (47).
Обложка И. Мозалевского
Обложка Р. О`Коннель
Обложка М. Лебедевой
Обложка А. Вестфален
Обложка М. Чемберс
Обложка В. Тиморева
Постепенно за И. Н. Кнебелем утвердилась слава одного из самых культурных и профессиональных издателей, выпускавших на европейском уровне не только издания по изобразительному искусству и наглядные пособия, но и детские книги. К нему потянулись молодые петербургские художники, близкие к мирискусникам. В свою очередь, Кнебель также отдавал им предпочтение перед маститыми, отбивавшимися от многочисленных заказов графиками. Помимо явной симпатии к молодой, необузданной фантазии художников, начинавших свой путь в искусстве, в этом была и определенная экономическая заинтересованность издателя. Как правило, молодежь не требовала больших гонораров и была рада уже тому, что Кнебель, предлагая им сотрудничество, гарантировал свободу их творчества и наиболее близкое к оригиналу воспроизведение работ в печати. Так, хорошо зная об этой экономической стороне вопроса, известный московский искусствовед С. Глаголь (псевд. С. С. Голоушева) писал своему товарищу, художнику В. И. Соколову: «„Грибочки" у Кнебеля [имеются в виду оригиналы иллюстраций Соколова к детской книжке.- Л. Ю.], - хочет издавать. Если не будет стоить бешеных денег - издаст, и издаст со вкусом» (48).
В 1912 - начале 1914 года к работе над книжками «Подарочной серии» Кнебелем были привлечены выпускники и ученики Школы Общества поощрения художеств, находившиеся под сильным влиянием творчества мирискусников. А. X. Вестфален (1881 - 1942) оформила для серии сказку Ф. Гофмана «Снежная принцесса» и «Сказку о царевиче-лягушке»; М. В. Лебедева (1895-1942) - русскую народную сказку «Фролка-сидень»; И. И. Мозалевский (1890-1975) - «Холодное сердце» В. Гауфа; Р. Р. О'Коннель (1891-?) - французскую сказку «Синяя борода»; В. П. Тиморев (1870-1942) - четыре книжки «Басен И. А. Крылова»; М. Я. Чемберс (1874-1962) -сборник «Стишки». Для всех этих художников характерна примерно одна степень графического мастерства, близкая к первым нарбутовским и митрохинским книжкам. Однако подняться на уровень лучших достижений книжной иллюстрации они так и не смогли. И все же Кнебель достаточно высоко оценивал графические работы этих петербургских художников, о чем можно судить хотя бы по тому, что многие из их книжек были отпечатаны «по высшему разряду», то есть в самой «дорогой» столичной типографии, принадлежавшей Товариществу Р. Голике и А. Вильборг (49).
Свой вклад в создание книг «Подарочной серии» внесли также московские графики, выпускники Строгановского училища или Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди них П. С. Афанасьев (1866-1960) -автор рисунков к сказкам «Морозко» и «Про мать старушку, сына Лаврушку»; А. С. Глаголева (1873-1944), оформившая две арабские сказки - «Говорящая птица» и «Синдбад-Мореход»; И. С. Ефимов (1878-1959), проиллюстрировавший басню И. А. Крылова «Волк и журавль»; М. Н. Яковлев (1880-1942), сделавший цикл иллюстраций к сказке «Коза-дереза», и другие. Для одних московских художников характерен свой собственный стиль оформления книжки-тетрадки, лишенный каких бы то ни было влияний со стороны; на творчестве же других не могло не сказаться воздействие петербургской школы, переживавшей «книжный ренессанс». Так, А. Г. Якимченко (1878-1929) - выпускник Строгановского училища, успешно сотрудничавший в журнале «Весы», совершенно по-разному подошел к иллюстрированию двух кнебелевских книжек: «Кочеток и курочка» (1910) и «Никита-Кожемяка» (1911). В этих работах, разделенных всего одним годом, хорошо заметна разница между живописной московской и линейно-графической петербургской манерой оформления детских книг. Определенную роль здесь могли сыграть и советы издателя. Вторая книга оказалась несомненно удачнее первой: в ней художник сумел полнее раскрыть свой незаурядный декоративный дар.
Обложка М. Яковлева
Обложка И. Ефимова
Обложки А. Якимченко
Наиболее интересным из московских художников, сотрудничавшим с Кнебелем в «Подарочной серии», был Н. П. Ульянов (1875-1949) - ученик В. А. Серова, член «Союза русских художников» и «Мира искусства». Тяготея к живописной манере оформления, он сумел талантливо трансформировать свои художественные поиски в иллюстрациях к ск
азкам, вышедшим в 1914 году: «Аладин и волшебная лампа» и к «Сказке о разноцветных рыбах», которая характеризовалась рецензентами как «одна из самых прекрасных детских иллюстрированных книжек по живописности, простоте и красоте. Рисунки все прекрасно нарисованы, цельны, строги, близки к тексту. В них нет ничего лишнего» (50).
Обложка Н. Ульянова
Обложка А. Кравченко
Обложка В. Вермеля
Обложка П. Афанасьева
Последняя книжка «Подарочной серии» увидела свет в 1918 году. Это была оформленная и проиллюстрированная А. И. Кравченко (1889- 1940) - недавним выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества - индейская сказка «Приключения Чиба» в пересказе Г. Кеннеди. В этой работе особенно заметно пристрастие московского художника к живописи.
«Приключения Чиба», как и предыдущая книжка «Коза-дереза» с иллюстрациями М. Н. Яковлева, были отпечатаны в собственной типолитографии И. Н. Кнебеля, приобретенной им на паях в 1917 году (51). Остальные книжки московских художников печатались либо в литографии Ф. Г. Кейтеля, либо в «скоропечатне» Товарищества А. А. Левенсон - лучших полиграфических заведениях Москвы, специализировавшихся на художественной печати.
В целом «Подарочная серия» кнебелевских детских книжек, созданная плеядой молодых петербургских и московских художников в 1910-е годы, еще раз подтвердила слова А. Н. Бенуа о том, что в начале XX века наступило время «возрождения (если не зарождения) русской книги» (52). Не случайно одно из своих «Художественных писем», периодически печатавшихся в столичной газете «Речь», Бенуа специально посвятил общекультурной ценности книжек «Подарочной серии» Кнебеля. Он утверждал, что их появление «можно считать за „событие" - пожалуй, даже за событие более важное, нежели наши выставки, о которых так много говорят, или наши „значительные" художественные книги, которые принято издавать с роскошью. Мне даже думается, что предо мной могучее культурное средство, которому предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все те потоки строго научных слов о воспитании, что изливаются на страницах толстых журналов и в повседневной прессе» (53).
Вклад кнебелевской «Подарочной серии» в отечественное художественно-издательское дело особенно наглядно проявился на Международной выставке печатного дела и графики, открывшейся в Лейпциге в мае 1914 года. Она была наиболее представительной из всех ранее проводившихся книжных выставок, а потому устроители русского отдела постарались отобрать для своей экспозиции все лучшее, что было тогда в книжном деле России. Из 200 представленных там книг - 31 были изданы Кнебелем, в их числе - 27 детских книжек-тетрадок «Подарочной серии» (54).
Предваряя в каталоге раздел выставки «Современная иллюстрированная книга», С. К. Маковский, один из ее организаторов, с гордостью писал, что издания, «выпускаемые ныне наиболее просвещенными из наших издателей и типографов, отличаются особым вкусом, изысканностью и своеобразием» (55). Это высказывание целиком относится и к лучшим кнебелев-ским детским книжкам.
После Октябрьской революции И. Н. Кнебель активно включился в создание новой социалистической системы книгоиздания. Вот как вспоминает об этом времени его дочь, М. И. Кнебель: «Отец работал с утра до вечера (...) Он жил полной, напряженной творческой жизнью, чувствуя, что его силы, знания и опыт нужны (...), он был тем честным специалистом, в которых нуждалось молодое Советское государство, тем интеллигентом, который через любовь к своей профессии понял масштабы и цель нового, народного хозяйства» (56).
По поручению Госиздата И. Н. Кнебель в 1921 -1922 годах переиздавал детские книги с иллюстрациями лучших дореволюционных художников-графиков. Вновь увидели свет многие книги «Подарочной серии», напоминавшие о недавнем чрезвычайно плодотворном периоде становления отечественной детской книги. Выходили они не только в Госиздате, но и в новом советском издательстве «Новая деревня», к которому перешла бывшая кнебелевская типография. Используя сохранившиеся в ней литографские камни с иллюстрациями, издательство время от времени допечатывало тиражи детских книг, но уже под своей маркой.
В 1922 году в журнале «Среди коллекционеров» появилась заметка о выходе детской книги в издательстве «Эпоха», сделанной «по типу прежних кнебелевских изданий» (выделено мной.- Л. Ю.). Прочтя это, И. Н. Кнебель мог быть вполне удовлетворен тем, что дело, которому он отдал 25 лет своей жизни, не прошло бесследно. Детскими книгами, завершившими самостоятельную издательскую деятельность Кнебеля, стали две сказки в стихах А. В. Михайловского: «Кошкин дом» с иллюстрациями В. Б. Логинова и «Феденька» с иллюстрациями В. С. Вермеля, вышедшие в 1924 году.
В последние годы жизни (1925-1926) И. Н. Кнебель возглавлял издательский отдел Государственной Третьяковской галереи, продолжая заботиться о достойном исполнении вверенных ему изданий.
...Прошли десятилетия. Сменилось уже несколько поколений читателей детских кнебелевских книжек, а они продолжают бережно храниться в семьях книголюбов как дань памяти тем далеким годам, когда были впервые прочитаны. «Мне много раз доводилось встречать эти книги у друзей и знакомых,- вспоминал народный художник СССР Ю. И. Пименов,- были они и у меня, и каждый раз я с радостью открывал эти, почти не пожелтевшие, плотные листы с прекрасными цветными иллюстрациями...» (57). И тем не менее кнебелевские издания не избежали общей участи детских книжек-тетрадок: от многократного пользования в неопытных, еще неумелых детских руках они со временем утратили свой первоначальный вид, а то и просто распались по листочкам, навсегда исчезнув из читательского обращения. К этому следует добавить, что тираж кнебелевских изданий несоизмерим с тиражом любой современной дошкольной книжки, а потому за прошедшие годы, вобравшие в себя две революции и три войны, уцелело весьма незначительное количество экземпляров детских книжек, изданных И. Н. Кнебелем. Они осели, по большей части, в крупнейших книгохранилищах. Отдельные экземпляры время от времени можно встретить в букинистических магазинах.
В «идеальном» состоянии они чрезвычайно редки и находятся в основном в коллекциях московских и ленинградских библиофилов. Часть их сохранилась в семье внука издателя, Н. Л. Макаровского. Издательство «Книга» выражает свою признательность отделу редких книг Библиотеки им. В. И. Ленина и Н. Л. Макаровскому за предоставленные ими для воспроизведения кнебелевские издания.
При выборе лучших книжек из «Подарочной серии» мы руководствовались прежде всего тем, что эти издания определили вершинные достижения И. Н. Кнебеля как издателя детских книг: все они стали общепризнанными, классическими образцами отечественного книжного искусства начала XX века.
В настоящую подборку включены следующие издания И. Н. Кнебеля (в порядке их выхода в свет):
1. Деревянный орел: Сказка/Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1909 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: цв. ил.
2. Теремок. Мизгирь: Сказки/Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1910 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг). - 12 с: цв. ил.
3. Жуковский В. А. Как мыши кота хоронили/Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1910 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: цв. ил.
4. Пляши Матвей, не жалей лаптей / Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1910 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: цв. ил.
5. Крылов И. А. Три басни [Лжец; Крестьянин и смерть; Фортуна и нищий]/Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1911 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: ил.
6. Крылов И. А. Басни [Стрекоза и муравей; Лисица и виноград; Кукушка и петух] /Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1912 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: цв. ил.
7. Андерсен Г.-Х. Соловей/Худож. Г. И. Нарбут.- М., 1912 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: цв. ил.
8. Гауф В. Корабль-призрак/Худож. Д. И. Митрохин.- М., 1913 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг). -12 с: цв. ил.
9. Гауф В. Маленький Мук/Худож. Д. И. Митрохин.- М., 1913 (М.: литогр. Ф. Г. Кейтель).- 12 с: цв. ил.
10. Густафсон Р. Баржа/Худож. Д. И. Митрохин.- М., 1913 (М.: литогр. Ф. Г. Кейтель).- 12 с: цв. ил.
11. Густафсон Р. Жизнь Альмансора/Худож. Д. И. Митрохин.- М., 1913 (Спб.: тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг).- 12 с: цв. ил.12. Сказка о разноцветных рыбах/Худож. Н. П. Ульянов.- М., 1914 (М.: литогр. Ф. Г. Кейтель).- 12 с: цв. ил.
Факсимильное издание лучших кнебелевских детских книг позволит восполнить пробелы, имеющиеся в фондах памятников печати крупных столичных и областных книгохранилищ. Кроме того, оно познакомит книголюбов, современных художников и любителей иллюстрированных изданий с творчеством крупных мастеров графического искусства начала XX века, наконец,- подарит нашим детям радость общения с замечательными книжками И. Н. Кнебеля, уже сослужившими добрую службу не одному поколению маленьких читателей.
ПРИМЕЧАНИЯ
43. Русаков Ю. А. Дмитрий Исидорович Митрохин. Л.; М., 1966. С. 24.
44. Там же. С. 26.
45. Павлов И. Н. Моя жизнь и встречи. М., 1949. С. 216-217.
46. Оригиналы иллюстраций к этим книгам, видимо, погибли во время упоминавшегося погрома издательства И. Н. Кнебеля в мае 1915 г.
47. Философов Д. В. Красивые книжки // Речь. 1915. 19 янв.
48. ОР ГТГ, ф. 70, ед. хр. 43, л. 1.
49. Акционерное товарищество Р. Голике и А. Вильборг было основано в 1903 г. в Петербурге путем объединения типолитографии Р. Р. Голике с фототипией и цинкографией А. И. Вильборга. Товарищество специализировалось на выпуске высоко художественных, библиофильских изданий, требовавших изготовления репродукций повышенного качества, а следовательно,- владения самой совершенной техникой их воспроизведения. До революции Товарищество считалось лучшим частным полиграфическим предприятием России. В 1918 г. оно было национализировано, а в 1922 г. типография стала носить имя Ивана Федорова. В настоящее время ленинградская типография № 3 им. Ивана Федорова по праву занимает одно из ведущих мест среди современных полиграфических предприятий страны.
Здесь следует также отметить, что около половины всех книг «Подарочной серии» были отпечатаны в типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, что, безусловно, обеспечило высокое качество их полиграфического исполнения.
50. Новости дет. лит. 1915. № 5. С. 21.
51. Чтобы поправить пошатнувшееся после погрома 1915 г. материальное положение, И. Н. Кнебель совместно с В. А. Альтшулером и Б. Н. Бухгеймом организовали«Т-во на паях издательского и печатного дела И. Кнебель в Москве», утвержденное в июне 1917 г. Полиграфической базой нового Товарищества стала приобретенная ими типолитография Торгового дома «А. В. Крылов и К°». В ней, на более низкосортной бумаге, были отпечатаны 2-м или 3-м изданием многие книжки «Подарочной серии».
52. Бенуа А. Н. Русская школа живописи. Спб., 1904. С. 92.
53. Бенуа А. Н. Новые детские книжки//Речь. 1913. 3 мая.
54. См.: Каталог русского отдела Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге. - Спб., 1914.- С. 168-180. В число экспонированных на выставке изданий И. Н. Кнебеля вошли детские книги с иллюстрациями А. X. Вестфален, А. С. Глаголевой, Д. И. Митрохина, Г. И. Нарбута, Р. Р. О'Коннель, Е. Д. Поленовой, Н. П. Ульянова, М. Я. Чемберс и А. Г. Якимченко.
55. Маковский С. К. Современная иллюстрированная книга // Каталог русского отдела Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге. С. 167.
56. Кнебель М. И. Вся жизнь.- М., 1967.- С. 27.
57. Пименов Ю. И. «Москва стала его домом» // Дет. лит. 1974. № 9. С. 77.
(из книги: Издательство И.Н. Кнебель и художники детской книги: Из истории создания "Подарочной серии": Приложение к факсимильному изданию / Вступ. ст. и сост. Л.И. Юниверг. - М.: Книга, 1989. - 44 с. - для всех 4 постов.
Текст брошюры приведен полностью. Оттуда же взяты иллюстрации.)
http://stream.ifolder.ru/16955708 - ссылка на архив с отсканированными страницами брошюры и распознанным текстом.