Картинная галерея в Большом Павловском дворце появилась в период расширения дворца и превращения его в императорскую резиденцию.
В 1797-1799 годах В.Бренна надстроил этаж над южной галереей Камерона и создал «новую циркульную галерею», которая задумана как Картинная галерея с двухсторонним освещением. К галерее, со стороны фасада, пристроен деревянный балкон с трельяжными арками.
Созданная как парадный приемный зал, галерея являлась и своеобразной пинакотекой дворца, демонстрируя гостям художественные вкусы его владельцев. Собирание коллекций и устройство домашних «музеумов» было весьма характерно для XVIII века, особенно для представителей императорского дома и высокопоставленной русской знати. Светло-зеленые стены не имеют отделки, чтобы не отвлекать взгляд зрителя от картин, которые заполняют простенки. Развеска картин - чисто декоративная, подчинена строгой симметрии и гармоничному сочетанию картин друг с другом.
Живописный эффект усиливается декоративной росписью плафона, где помещены три композиции: «Триумф Аполлона или Аврора» - в центре (свободная копия росписи плафона в римском дворце Роспильози работы Гвидо Рени). Росписи были выполнены придворным художником Я.Меттенлейтером.
«Суд Париса» - справа
«Три грации» - слева
В Картинной галерее всегда размещалось около 100 произведений западноевропейской живописи XVII-XVIII веков. Наибольшее значение для павловского собрания живописи имело путешествие Павла Петровича и Марии Федоровны в Европу, где они не только покупали картины, но и делали заказы в мастерских современных художников.
Таким образом, в Картинной галерее можно видеть произведения самых модных художников того времени: две парные картины А.Кауффманн «Отравленная Элеонора» и «Спасенная Элеонора» и ее же работы «Смерть Леонардо да Винчи», две парные картины Г.Робера - «Пейзаж с рекой» и «Пейзаж с водопадом», а также «Квадратный дом в Ниме», картину П.Баттони «Блудный сын», «Аллегорию живописи» А.Р.Менгса.
После вступления Павла I на престол часть картин, прежде всего большого формата, была перевезена из Эрмитажа в 1796 году.
Непременной принадлежностью любой коллекции являются произведения голландской школы XVII века. В галерее имеется превосходный натюрморт «Завтрак» П.Класса, изысканно написанный натюрморт П. Ван дер Босса «Кухонная утварь», две картины О.М. Ван Скрика «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика», два пейзажа с коровами Д. ван Бергена, наполненные южным солнцем итальянские пейзажи Я.Бота и А. Ван Эмонта, очаровательный портрет мальчика с птичкой А.Баккера.
Из произведений фламандской школы особый интерес представляют «Оплакивание Христа» мастерской П.-П.Рубенса и «Изгнание Илиодора из храма» ученика Рубенса Б.Флемаля. Прелестью местного колорита отличается картина П.Боута «Пейзаж с конькобежцами».
Итальянская школа живописи XVII века представлена яркими произведениями художников разных направлений. Особо следует отметить две парные картины А.Турки «Вакх и Ариадна» и «Пан и нимфа Сиринга», а также «Отдых на пути в Египет» М.Понцоне, «Аполлон и Галатея» П. де Маттейса, «Отречение апостола Петра» школы Гверчино.
Вдоль стен - гарнитур мебели резного золоченого дерева и золоченые консоли со столешницами из цветных камней (Россия, кон. XVIII века).
На фоне окон - декоративные вазы из различных видов цветного камня: калканской и ревневской яшмы, коргонского порфира, на двух консолях - две вазы-чаши из уральского орлеца (родонита). Все они изготовлены в конце XVIII-начале XIX века на Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской шлифовальных фабриках.
Значительное место в убранстве галереи занимает французская бронза XVIII века. Большой художественный интерес представляют стоящие против окон две пары канделябров в виде античных треножников (мастерская П.Гутьера), а также часы и канделябры (на большой резной консоли), выполненные по моделям известного скульптора Э.М.Фальконе. По сторонам от консоли - две парные вазы Императорского фарфорового завода, получившие название «Сплетницы» (1808 г.). Две парные люстры золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из голубого смальтового стекла выполнены в 1790-х годах в мастерской И.Цеха.
Первый каталог живописи по желанию императрицы Марии Федоровны был составлен в 1826 году Павлом Меттенлейтером, сыном придворного живописца Якоба Меттенлейтера. В 1841 году по распоряжению Великой княгини Елены Павловны, супруги Великого князя Михаила Павловича, получившего Павловск в наследство от матери Марии Федоровны, был составлен основательный каталог картин Павловского дворца статс-секретарем Академии художеств Василием Григоровичем. При Великом князе Константине Николаевиче в 1872 году Картинная галерея стала составной частью открытого во дворце Музеума.
Начало здесь:
Большой Павловский дворец в городе Павловске