Московский государственный музей Сергея Есенина - музей, посвящённый жизни и творчеству поэта Сергея Есенина. Литературно-мемориальная экспозиция музея в Большом Строченовском переулке была создана группой энтузиастов-профессионалов на общественных началах и при огромном стечении народа подарена городу. Этот дом в Замоскворечье является единственным официальным адресом С.А. Есенина в Москве, где около 30 лет жил его отец и единственным местом, где поэт с 1911 по 1918 годы не только жил, но и был прописан.
Дом был возведён в 1891 году по проекту архитектора М. Медведева как купеческое общежитие для приказчиков, конторщиков и мастеровых. Отец поэта Александр Есенин занимал три комнаты квартиры № 6, расположенной на первом этаже. Сергей Есенин переехал в Москву в 1911 году, когда отец устроил его на работу в мясную лавку в качестве помощника. Проработав в магазине год, поэт перешёл на работу в типографию Ивана Сытина и покинув квартиру отца.
Здание сильно пострадало во время пожара 1992 году, полностью уничтожившего деревянную постройку. Через два года московские власти приняли решение построить новое здание - точную копию сгоревшего дома.
В 1995 году, к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина, была открыта первая в Москве экспозиция, посвященная творческому наследию поэта, а в 1996 году музей получил статус государственного.
Экспозиционное пространство Мемориального дома занимает первый этаж дома.
Центром экспозиции является реконструкция жилой комнаты отца поэта, Александра Никитича, а главное - его знаменитого сына, Сергея Есенина. Справа от сундука стоит саквояж, с которым Есенин приехал покорять Москву.
В красном углу находится подлинная икона Казанской Божией Матери, принадлежащими поэту. Эту родовую икону передала в дар музею племянница поэта Светлана Петровна Есенина.
На столе, на мемориальном подносе, самовар. Когда Есенин писал стихи, самовар кипел не переставая.
На краю стола рукопись стихотворения «Поэт», созданного в этом доме, и как бы еще не высохшее перо.
В углу висят мемориальные часы. Их Александр Никитич Есенин получил в подарок от купца Крылова на 30-летие безупречной службы приказчиком.
В углу этажерка с книгами
На этажерке хранится библиотека поэта с сочинениями Гавриила Державина, Семёна Надсона, Виссариона Белинского, Василия Чешихина (псевдоним - Ч. Ветринский), а также Ивана Никитина.
Здесь же стоит бюст А.С.Пушкина
Под окном сундук, украшенный накладными пластинами с чеканкой.
В комнате стоит старинный буфет, фасад которого декорирована рядами крупных бусин.
На его открытой полке выставлены атрибуты чайной (и не только) церемонии: предметы столового сервиза, графин, сахарница, молочник и пивная бутылка конца XX века.
На буфете стоят фарфоровые вазы
На стеклянной стене портрет Сергея Есенина. Именно так он выглядел когда поехал покорять Петербург
Вдоль стены стоит кованая кровать, укрытая лоскутным одеялом.
В комнатке много текстиля. Друзья поэта вспоминали, что Сергей Александрович очень любил домашний уют.
На кровати лежит думка - маленькая подушечка, цветы на наволочку для которой вышила Татьяна Федоровна Есенина, мать поэта.
Многие личные вещи поэта были утеряны, поэтому организаторы составили экспозицию из аутентичных предметов начала XX века.
Сергей Есенин - самый читаемый, по официальному признанию ЮНЕСКО, поэт в мире. Его стихи переведены на 100 иностранных языков.
В литературно-мемориальной части экспозиции акцент сделан на московском периоде жизни и творчества поэта. В экспозиции прослеживается весь его творческий путь.
Здесь можно увидеть, рукописи и прижизненные публикации Есенина, фотографии поэта и его окружения.
Заглавный стенд экспозиции - триптих, в котором рассказывается о начале творческого пути поэта.
Справа несколько детских журналов - "Млечный путь", "Проталинка" и журнал "Мирок", в котором в январе 1914 года впервые было напечатано стихотворение Есенина "Белая береза".
В его центральной части находятся рисунок Владимира Юнгера, каким он увидел поэта в 1915 году в своей мастерской в Петербурге, а вокруг рукописи со стихами Сергея Есенина многие из которых войдут в самый первый поэтический сборник "Радуница".
Внизу можно увидеть тетрадку, в которую Есенин записывал свои первые стихи. На ней стоит дата 1911-1912 год
Стихотворение Есенина, напечатанное в газете "Биржевые ведомости", которое он прочитал при первом посещении собрания литературно-музыкального кружка, которое впоследствии станет одной из визитной карточкой поэта. Впоследствии его приняли в этот кружок и через некоторое время он его возглавил.
Газета "Путь Правды" в одном из номеров которых было напечатано стихотворение Сергея Есенина "Кузнец" в котором он кузнеца сравнивал с поэтом.
Стенд, который рассказывает о первом пребывании Есенина в Петербурге (Петрограде).
Среди раритетных документов - сохранившаяся записка Есенина к Александру Блоку, с отзывом Блока о поэте, а также книга которую подарил Блок Есенину с дарственной надписью.
Этот стенд посвящен Сергею Есенину и Айседоре Дункан и их заграничному турне.
Здесь представлены два сборника "Москва кабацкая" и "Любовь хулигана" написанные после поездки.
В центре Портрет Сергея Есенина, который в 1923 году в Париже нарисовал Борис Григорьев, когда Есенин его посещал.
Сохранился документ, в котором Есенин и Дункан обращается к Генеральному консулу Максиму Литвинову, который работал в Министерстве иностранных дел, который способствовал их перемещению из одной страны в другую.
Заграничный паспорт Сергея Есенина.
Стенд посвященный поэтическому движению Имаженисты, с которым сотрудничал Сергей Есенин. Здесь можно увидеть фотографию Августы Миклашевской, которой Есенин посвятил целый цикл стихотворений, включающий в себя семь стихотворений, которые здесь представлены.
Триптих, в котором рассказывается о последнем периоде в жизни и творчестве, том времени, когда Сергей Есенин стал мастером, признанным поэтом. Про его поездку в Баку и создание цикла "Персидские мотивы"
Портрет Есенина, написанный художником Юрием Анненковым в 1923 году, фотографии Есенина с родными и близкими а также с известными в то время людьми.
Заявление в Союз Писателей и членский билет Сергея Есенина
Рукописи стихов Сергея Есенина
В экспозиции посвященной Сергею Есению гармонично присутствуют подлинные иконы, как признание божественного начала его творчеству:
Рождество Христово
Сошествие святого Духа
Огненное восхождение Ильи Пророка.
Эта икона, расположенная между двух витрин, отражает непростую историю в нашей стране связанную с верой. В годы борьбы с религией эту икону сначала пытались разрубить топором, а потом сжечь. Но несмотря на все это она сохранилась. По мнению создателей музея хоть она и не связана напрямую с поэтом, эта икона как бы вступает в диалог с творчеством Сергея Есенина и с его стихотворением "Не жалею не зову не плачу..."
Небольшое видео из Московского государственного музея Сергея Есенина
Click to view