Свято-Успенский девичий монастырь располагается в Старой Ладоге на берегу реки Волхов севернее каменной крепости - первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов. Время основания монастыря нельзя определить с точностью. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги (Новгородская летопись), сохранившаяся и ныне действующая, соборная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это один из древнейших монастырей Северо-Запада России. а датой его рождения принято считать 1156 год.
В 1611-1617 годах монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги. После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря - каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина - последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях.
В 1922 году монастырь упразднили. В 2002 году древняя обитель была возвращена РПЦ. В 2003 году была организована сестринская община. В настоящее время монастырь действует, восстановление продолжается. Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года. Все здания монастырского комплекса - памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Центральной достопримечательностью Успенского монастыря является Успенский храм. Эта самая северная из церквей домонгольского периода Древней Руси была построена примерно в 1156 году на земле, бывшей когда-то во владении святой преподобной Анны Новгородской. По одной из легенд, именно по ее воле и был основан Свято-Успенский монастырь. Здание собора полностью сохранилось. Оно имеет длину 18 метров, ширину - 14 метров, а высоту - более 19 метров. Собор мог вместить не один десяток посетителей. Стены храма расписаны, однако роспись сохранилась плохо. Реставраторами найдены обломки фресок не только в самом соборе, но и на территории обители. Сегодня обнаружено около 13000 фрагментов стенописи. Успенский собор построили новгородские мастера, которые создали архитектурный шедевр, объединивший вокруг себя все строения Успенского монастыря. Она изначально была построена, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви.
Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах.
Полумесяц в основании накупольного креста называется цата - символ Господа Иисуса Христа, как царя и первосвященника. Крест с полумесяцем на куполе храма напоминает верующим, что этот храм принадлежит «Царю царствующих и Господу господствующих».
У язычников полумесяц символизировал солнце. Он издревле являлся и государственным знаком Византии, символизировал царскую власть. Только после падения Константинополя в 1453 году, когда он был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи.
Кресты с изображением цаты украшали еще древние православные храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Цату часто изображают на иконах Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы, где она является символом Христа.
Еще одно значение полумесяца, которое пришло от первых христиан, полумесяц у Креста есть якорь - надежда на спасение души, а Крест - Церковь - корабль спасения.
Есть у цаты на кресте и третье толкование: перевернутый полумесяц это Вифлеемская люлька в которой лежал младенец Иисус. Также существует мнение, что полумесяц похож на евхаристическую чашу, в которой находится Тело Христово, на церковный корабль и на купель для обряда крещения.
Есть еще толкование: полумесяц - Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя - символ таинства Евхаристии.
В христианстве крест стал означать Иисуса, а лунный серп - Богородицу.
Данный символ не имеет никакого отношения к мусульманскому полумесяцу и тем более не символизирует победу над мусульманами, как ошибочно думают некоторые.
В январе 2014 года была восстановлена могила настоятельницы Успенского монастыря схиигумении Евпраксии
Иконостас Успенского храма
Крестовоздвиженская церковь в старорусском стиле был построена в 1861-1862 годах на территории Свято-Успенского девичьего монастыря вместе с больничным корпусом. Архитектором выступил Алексей Горностаев, построивший множество храмов и часовен.
В советское время церковь была закрыта. Здание было изуродовано. Был уничтожен шатер, завершавший церковь. Внутреннее пространство церкви было разделено на два этажа, один из которого использовался как спортзал.
Церковь вновь начала действовать в возрожденном монастыре, причем примерно до 2013 года она была здесь единственным действующим храмом. Церковь располагалась на первом этаже разделенного пространства, никакой старой отделки на стенах не было видно. Около 2014 года началась реставрация церкви.
К 2015 году восстановлен шатер.
В церкви хранятся частицы мощей святых.
Чтимые святыни монастыря - частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, великомученицы Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в Староладожском Свято-Успенском девичьем монастыре икона явления великомученицы Варвары схиигумении монастыря Евпраксии.
Реставрация интерьера продолжается.
Иконостас домовой церкви Воздвижения Креста Господня.
История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. В 1718 году сюда из Суздальского Покровского монастыря была переведена монахиня Елена, которая ранее была известна под именем Евдокии Федоровны Лопухиной, ставшей супругой царя Петра. Монахиня Елена проявила себя с лучшей стороны, снискав уважение и сочувствие. В монастыре сохранились остатки липовой аллеи, которую она высадила. Жила она в небольшой бревенчатой келии - в отдалении от основных построек монастыря. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней.
К юго-востоку от Успенской церкви стояли рядом друг с другом две деревянные часовни-сени - одна над поклонным крестом, другая над колодцем. Их облик хорошо известен по старым фотографиям. В советское время обе часовни исчезли, от часовни над крестом сохранились остатки фундамента.
Колодец просуществовал до 60-х годов, а потом был запущен. В 2008 году его начали копать заново. К 2009 году колодец был готов и над ним была заново отстроена часовня, в целом повторяющая прежнюю, но отличающаяся от нее в. Позже колодец был освящен в честь св. великомученицы Варвары. К настоящему времени часовня благоустроена, она увита вьющимися растениями, а рядом сделан небольшой цветник.
В 1823 - 1825 годах были построены западные Святые врата Успенского монастыря. Это была первая каменная постройка в монастыре после Успенской церкви. Изнутри к воротам примыкают два домика; в северном была сторожка, а в южном - часовня. В наше время в северном домике располагается иконная лавка, а в южном вновь устроена часовня
Хозяйственные постройки монастыря
Поклонный крест перед жилым корпусом Староладожского Свято-Успенского женского монастыря, установлен в 2013 году .
Поклонный крест около церкви Успения Пречистой Божией Матери
Звонница Староладожского Свято-Успенского девичья монастыря