Наследники «Вагнера»

Sep 02, 2023 12:01

СМИ обсуждают «наследство Пригожина»: активы, пассивы, устоит ли «бизнес-империя»… Хотя терминология, пожалуй, не вполне соответствует -  вот прямо-таки  «империя»? А если убрать из фундамента государственные контракты, много ли «этажей» останется?  Впрочем, на сей счёт пусть родственники размышляют, однако есть один актив (крупный, но не материальный), касающийся и посторонних.

Какая судьба ждёт теперь бренд «Вагнер»? Бренд, напомню, это и символ, и имидж, и ещё целый комплекс представлений, эмоций и ассоциаций. Сразу оговорим тему - к музыке имеющей отношение опосредованно. Ведь тот композитор складывал не только звуки, но и буквы, чем и полюбился потом определённым потомкам с определённым складом ума.

Между прочим, некоторое литературное достояние Вагнера признано судом РФ "экстремистским" и внесено в соответствующий реестр. Цитирую, в частности, решение Вельского районного суда Архангельской области: «В брошюре «Еврейство в музыке» с указанием автора Рихарда Вагнера присутствует признак экстремизма - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни». О, как!

Впрочем, разговор не о частностях. Наиболее рьяные популяризаторы в РФ "Вагнера" (на уровне букв, ибо в филармониях или на симфонических симпозиумах  замечены не были, что как бы намекает, почему именно "Вагнер") - мертвы. И, казалось бы, в рамках имопртозамещения вполне можно один бренд зачеркнуть. Заменить, допустим, на другой, тем более в государстве, где регулярно напоминают о "денацификации". Например, "Чайковский", если уж такая традиция возникла называть ЧВКистов "оркестром" и "музыкантами". Заодно аббревиатура зазвучит новой расшифровкой: "Чайковская военная компания"

Хотя в разрезе "защиты традиционных ценностей" Чайковский, наверно, сомнителен - он тоже после себя не только ноты оставил, но письма, и дневники - а от них до "пропаганды ЛГБТ" совсем близко. То ли дело -  консервативный Вагнер, последователь идей Гобино, среди которых были и такие: "Славяне - это стоячее болото". Есть у Вагнера и про героизм  - почти так и называется «Героизм и христианство», где встречаются разные слова, в том числе: «Высшие расы пострадали от потери своей чистоты, вынужденные смешиваться с низшими».

Естественно,  в современную эпоху Вагнера надо слушать, а не читать. Его «Полёт валькирий» широкоизвестен, но это лишь начало третьего действия оперы «Валькирия» - одной из четырёх, составляющих цикл «Кольцо нибелунга», общее исполнение которого занимает более 15 часов. Нигде не упоминается, что среди вещей, оставшихся после гибели руководства «Вагнера» найдены флешки с многочасовыми записями музыки Вагнера. Зато уже имеется короткая песня Вики Цыгановой с зажигательным припевом:

Так давай, Вагнер, играй
Оркестрантов своих поднимай
Поднимай лёгким взмахом смычка
Наша русское ЧВК.

Очень не тривиальным в данной песне предполагается путь «русской ЧВК» - «во Вальхаллу их путь в ярком свете», да ещё «под крики Химер». Могут возразить, что «метафора», мол, «аллегория» или прочая «образность». Согласен, бренд для того и нужен, чтоб навевать (напевать?) представления, эмоции и ассоциации. Это ведь, смотря какой бренд! Если немного перефразировать другую песенку из мультфильма советского периода: "В нашей жизни, как в аптеке - всё имеет суть и вес, имя вы не зря даёте, как себя вы назовёте, так потом и приплывёте..."

Резюме для особ особо одарённых, которые способны усмотреть «умаление величия»: бывает, что имидж долго формируют, но случается, что и быстро расформировывают («ребрендинг»). Обычно после существенных изменений в компании. Позывы позывного «Вагнер» не слишком уместны для нашего места, Вальхалла - в другой стороне. А вот в консерватории - пожалуйста, ради Бога!

бренд, ЧВК Вагнер, общество, музыка, политика, Россия

Previous post Next post
Up