Владислав и Станислав Манютины
"ПЕРЕЗАХОРОНЯТ МЕНЯ ДВАЖДЫ, А ТЕЛО МОЕ БУДЕТ ОБРЕТЕНО НЕТЛЕННЫМ"
(Продолжение)
Другой рассказ, ныне почившей Семеновой Евдокии Ильиничны, жительницы села Пятино: "Был у старца хороший друг, который работал лесником
и проживал в лесу за несколько десятков километров от села Тияпино, по прямой. И когда удавалось друзьям встретиться, они подолгу разговаривали и поддерживали друг друга в тяжёлые моменты своей жизни. Как-то, уезжая от старца после очередной дружеской беседы, Максим Яковлевич ему и говорит:
- Не увидимся мы с тобой больше, друг мой, умру я скоро.
- Жалко мне, Максим Яковлевич, что из-за того, что далеко живу, не узнаю я, когда ты преставишься, не сообщат мне, да и попрощаться я с тобой не смогу, - ответил с грустью лесник.
- А когда я умру, ты узнаешь, - ответил ему старец.
И, действительно, как-то, когда было уже темно, вышел лесник из своего дома, который в глухом лесу находился, и увидел, что над черными верхушками деревьев, в направлении, где находится село Тияпино, столп света стоит. И в этот момент проговорил лесник: «Умер мой друг Максим Яковлевич, преставился старец, сдержал он своё слово, узнал я о его кончине»...
Вот и р.Б.Павел из с.Оськино, хороший знакомый Максима Яковлевича (о нем мы упоминали выше) также однажды ночью вышел на улицу и увидел в ночном небе, в стороне где находится село Тияпино, столп света. Так Павел понял, что старец почил.
Знаменательно, что для всех людей, знавших старца, этот свет был воспринят как знак его кончины, а ни что-то другое. Они понимали, что жизнь такого светлого человека и закончится на земле должна СВЕТОМ.
Эти описания ясно говорят о том, что старец предчувствовал свою кончину и какой она будет, тоже знал.
Воистину, то была праведная кончина. То Ангелы принимали святую душу ...
Этим (2019г.) летом о.Адриан нашёл у себя старые поминальные записки, где есть память Максимушки 17 декабря. "Дело было зимой, но никто не мерз", - словно о чуде, рассказывают односельчане старца Максима. (*)
Может возникнуть небольшая заминка: но он ведь говорил: "Вот, Марья, скоро обуешь лапотки", а ведь это обувь - как по теплу идти? Да только, может, зима была теплая? Или так Максимушка "устроил", ради народа, что и в лапотках идти не холодно. Господь устроил, по святым старца молитвам...
17 ДЕКАБРЯ - день памяти блж.старца Максима, указано в записках. Этого дня не забудешь - Максимушку народ любил. И любит.
Дом старца Максима, к сожалению, разобрали. Но много людей продолжало приходить и даже приезжать издалека на то место, где стоял этот домик.
Но особо почитали все же не само место, а дубок, который рос тут и под которым старец любил сидеть и принимать паломников. Дело в том, что при жизни отец Максим часто повторял: «Кто к моему дубу подойдет (и прислонится - уточняли другие), исцелен будет». Может быть, поэтому до сих пор так тяжело переживают жители села, чтящие память о старце, уничтожение этого дуба. Рассказывают, что дубок стал "больно хороший", народ к нему шел и шел, а его две женщины, которым "надоело шествие рядом с их домами", взяли и срезали. И обе ослепли в наказание.
Было бы чудесно и утешительном для нас, если бы из старого корня спиленного когда-то Максимушкиного дуба пошёл молодой росточек. Как от мамврийского дуба, который уже считали погибшим, пошёл новый росток - на радость всем христианам...
***
Ходили слухи, что старца Максима убили. Забегая вперед, скажем, что когда поднимали мощи, на затылочной части черепа была обнаружена вмятина, как от удара обухом топора или прикладом автомата, как если бы он стоял на коленях, а удар был нанесен сверху. Это указывает на факт убийства. Но многие также утверждают, что Максимушка умер от болезни по старости, они, якобы, заходили к нему, видели: он болел. Просто старец мог ничего им не сказать, люди и так жили в страхе, это очевидно. А рана оказалась смертельной, родной брат, как мы писали выше, вызывал фельдшера. И Максимушка продержался некоторое время из последних сил, и истаял...
МОГИЛА ПРАВЕДНИКА
Гроб старца Максима несли люди на руках до с.Пятино. Народ пришел из всех окрестных сел. А те, кто нес гроб, говорили: "Как и ни несли! Вот идем - какая-то свобода". То есть, легко.
Похоронили Максимушку, как он и завещал, рядом с огромным полуразрушенным Троицким храмом в селе Пятино, у восточной стены.
Потянулись к последнему приюту старца люди. Брали с могильного холмика щепоть земли. Утверждали - исцеляет она разные недуги. И до сих пор приезжает сюда духовенство из Самары и увозят с его могилы землю.
Он также оставил пророчество, что перезахоронят его дважды, что тело его будет обретено нетленным.
Есть несколько тому свидетельств.
Евдокия Ильинична Семёнова (о ней мы рассказывали чуть выше) вспоминала:. её мать Павла Федосеевна (1882г. -1957г.), была на похоронах Максима Яковлевича и присутствовала при вскрытии его могилы. Вскрывали его могилу для того, чтобы сделать внутри склеп (деревянный сруб). Когда же вскрыли, то от могилы пошло необыкновенное благоухание и все стремились подойти поближе. Стечение народа было большое. Вскрывали могилу при местном священнике, который тут же совершил панихиду. Но в каком году это было?..
Еще есть свидетельство, что в 1940-м году мародёры разворошили графский склеп бывших хозяев с.Пятино, ограбили, всё раскидали. И вокруг все изрыли, может, и на могилу старца наткнулись. Но "тронуть Максимушкин погост у злодеев рука не поднялась..." - говорит очевидец сего Махров Виктор Серафимович из Пятино. Думается, не из благочестия, а испугались - нетленные мощи увидав.
Современные же "почитатели" духовных святынь, нынешние кладоискатели (целые армии чёрных копателей) тоже "отличились": в поисках легендарных церковных ценностей изрыли не только всю территорию храма, но и подняли пол в храме. Разворошив могилы, нарвались на нетленные мощи монаха и в ужасе бежали прочь. Потом, рассказывают, приехали священнослужители из Самарской области (наверное, родом из этих мест), собрали разбросанные кости отца Иоанна, захоронили их рядом с Максимушкой, поставили надгробие и крест. Также с восточной стороны Троицкого храма.
90-летняя Таисия Любимова говорила, что какой-то сердобольный молодой человек прибирался на могиле. Думается, копатели не однажды наведывались сюда. Документально эти свидетельства и факты не подтвердишь, все остается в человеческой памяти.
* * *
(Продолжение следует)
Simbpr.: [Составлено на приходе Свято-Никольского храма с.Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Инзы, настоятель - архим.Адриан (Шитов)]
При использовании материала ссылка на составителей жизнеописания обязательна.
________
(*) По материалам: Матлин М.Г. Отец Максим // Духовная культура русских Среднего Поволжья: Материалы полевых исследований. Вып. 3. - Ульяновск, 2001. - С. 8-19.
Для писем читателей: lesta73@bk.ru
Дорогие о Господе читатели! Просим вас присылать известные вам новые свидетельства из жизни старца, в добавление к материалу.