ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СТАРЦА МАКСИМА ПЯТИНСКОГО, ИНЗЕНСКОГО. Часть 4

Oct 04, 2019 00:09

Владислав и Станислав Манютины

"ВДРУГ НОЧЬЮ СТАЛО СВЕТЛО, КАК ДНЁМ, ДА ТАК, ЧТО ХОТЬ ГАЗЕТУ ЧИТАЙ!"

(Продолжение)

Махров Алексей Викторович, житель с.Пятино, когда-то изучавший историю своего края и храма, поведал:

- До революции служил в храме Живоначальной Троицы отец Иоанн. Он приехал в Пятино с женой и восемью детьми из Пензы в 1910 году (*). Недалеко от храма приобрели дом, работали по хозяйству сами, чем снискали уважение прихожан. По благословению родителей, сыновья Геннадий и Порфирий поступили вскоре в Симбирскую духовную семинарию.

Семейную идиллию разрушила революция. 1 июня 1918 года исполком Карсунского совета объявил уезд на военном положении - началось наступление белочехов. 4 июля была создана местная ЧК, которой среди прочих дел поручили эвакуировать в Алатырь имеющиеся в уезде ценности. По сёлам отправились красноармейские отряды забирать из храма дорогостоящую утварь. В Пятине командированная ЧК группа обнаружила, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли. Один из крестьян выдал отца Иоанна. Кто-то якобы предупредил его о готовящейся реквизиции, и Ягод(з)инский спрятал святыни. Обыскали весь храм и дом настоятеля, но ничего не нашли. На допросе отец Иоанн, несмотря на угрозы, молчал. Священника расстреляли. Отцу Иоанну шёл тогда 60-й год. [1]

В книге прот.Алексия Скалы "Церковь в узах" (Ульяновск, 2007г., с.80) есть такая запись: "В рапорте на имя архиепископа Симбирского Тихона благочинный 4-го округа Карсунского уезда сообщал [в том числе] о расстреле настоятеля храма с.Пятино отца Иоанна (Николаевича) Ягодинского (без "з"). Престарелый батюшка (по рапорту благочинного) был расстрелян карательным отрядом красноармейцев по подозрению в пособничестве восставшим крестьянам во время "чапанного" бунта. Никаких доказательств вины о.Иоанна, а тем паче каких-либо документов о его осуждении, нет и быть не могло. Священник был убит без всякого суда и следствия. О.Иоанн был расстрелян в марте 1919 года.

Не совсем ясное разногласие: где была произведена неверная запись и по какой причине?

После ухода чекистов крестьяне схоронили своего любимого батюшку в ограде храма. Однако церковь не была закрыта и службы не прекращались.

И вот в начале тридцатых годов, утверждают некоторые жители с.Пятино, у храма появился "странный монах из соседнего села Тияпино. У него рядом в холмах была пещера, жить в доме монах отказывался". Это, конечно, и был наш Максимушка...

Махров Виктор Серафимович родился и вырос в селе Пятино и работал председателем сельского совета. Много помнит о церкви из своей жизни, а многое из рассказов земляков-старожилов. Он помогал краеведческому отряду "Поиск" из начальной школы с.Аргаш в собирании материалов по истории родного края. Познакомил их с ровестницей тех давних времен - Таисией Любимовой. Записано в 2010 году:

... Покосившаяся избушка девяностолетней Таисии Любимовой ближе всех к Пятинскому храму. Еще девочкой бегала в него на службы и была очевидицей поругания святыни:

- Последним в середине тридцатых годов в Троицкой служил отец Сергей Жаринов. Когда храм закрыли, его выгнали, и батюшка с тремя дочерьми полгода жил у меня. Все надеялся, что храм снова откроют. Не дождался и уехал к себе на родину в с.Палатово.

Колокола и иконы в Инзу увезли, а в церкви амбар сделали. Больше всех горевал тияпинский монах-отшельник Максимушка. Жил он в то время в келье-землянке. Многим тогда помог Максимушка.

Перепуганные люди больше не ходили в церковь, и только Максимушка молился перед "амбаром". К монаху стали приходить со всей округи люди с просьбой помолиться за них и узнать будущее, ведь Максимушка был прозорлив, люди это поняли, так как слова его сбывались, а помощь была явной...

* * *
Что касается церкви, с этого момента было положено начало её медленного разрушения. Этого величественного, богатырского сложения здания, красота и мощь которого никогда и никого не оставляли равнодушным. И лишь позже, в 1990 году «Церковь Живоначальной Троицы» будет занесена в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры как объект культурного наследия регионального значения. А на тот момент ей был указан путь в забвение.

* * *
Незадолго до Великой Отечественной войны бл.Максимушка умер. На это время указывает, например, Таисия Любимова из Пятино. Вторая версия, официальная - середина 20-х годов. С поправкой теперь: в 1929 году он исцелил девочку. Может все же СЕРЕДИНА, только 30-х годов? Но вернёмся к этому вопросу чуть позже.

* * *
Старец Максим завещал похоронить его в ограде Троицкого храма.
Он предсказал час своей кончины: "Вот, Марья, скоро обуешь лапотки". Зашел к знакомой семье и сказал: "Вот я буду умирать, вам голубь будет в три окна стукать. Догадайтесь, идите ко мне".

У отца Адриана в памяти есть много рассказов о бл.Максимушке, услышанных им в разное время от пожилых своих прихожанок. Например, как незадолго до кончины старца его родной брат привозил к нему фельдшера. Причина его приезда нам по прошествии лет не известна. Но известно, что фельдшер рассказывал: "Едва выехал из села на подводе, как вдруг - ночью - стало светло, как днём, да так, что можно было даже газету читать!"

Этот факт подтверждали практически все опрашиваемые: и современники старца, и те, кто слышал об этом от родных. Свет шёл с неба, и фельдшер сказал своему провожатому «Ну, вот и старец Максим преставился». Будто старец его об этом чуде предупредил...

(Продолжение следует)

Simbpr.: [Составлено на приходе Свято-Никольского храма с.Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Инзы, настоятель - архим.Адриан (Шитов)]

При использовании материала ссылка на составителей жизнеописания обязательна.

Для писем читателей: lesta73@bk.ru

_______
[1] https://argach.ucoz.ru/index/issledovatelskaja_rabota/0-15

(*) Иоанн Николаевич Ягодинский расстрелян 17 марта 1919 года. Приехал в с.Пятино из с.Киржеманы (Симбирской губернии, ныне принадлежит к Мордовии). Со времени поступления в приход состоял заведующим Мамыровской церковно-приходской школой, а с 15 марта 1911 г. - также и законоучителем при Пятинском земском училище. Женат, имел семерых детей. О. Иоанн, по свидетельству дочери Нины Ивановны Дмитровой, расстрелян сотрудниками местного ОГПУ во время изъятия церковных ценностей из церкви с. Пятина. ("Симбирская Голгофа", прот. В.Дмитриев.)
_______

старец Максим Пятинский

Previous post Next post
Up