Храм Николая Чудотворца с.Оськино
Владислав и Станислав Манютины
ОН БЫЛ МОНАХОМ С АФОНА. И ОН ПРЕДСКАЗАЛ, ЧТО "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СО СВЯТОГО МЕСТА ПРИДЕТ К ВАМ!"
(Продолжение)
Теперь настало время упомянуть об одном замечательном пророчестве блаженного Максимушки, связанном с Никольским храмом в с.Оськино, где настоятелем вот уже 49 лет является архимандрит Адриан (Шитов), благочинный Барышской епархии.
НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ с. ОСЬКИНО.
Без преувеличения, с первой минуты встречи эта церковь притягивает сердце своей величественной статью и размерами. Когда стоишь у подножия колокольни и смотришь на ее макушку, то кажется, что плывут не облака, а - сама церковь поднимается в небо. Это волнительное чувство и не передать.
Здесь два храма - зимний и летний, соединенные между собой. Церковь деревянная, по проекту имитирует каменный храм. Он очень большой - вмещает до 2000 человек.
Внутри - красота. Очень впечатляет убранство храма, роспись, намоленность икон. И - Дух.
Люди, приезжающие в Оськино, часто задают вопрос: «Зачем маленькому селу такой большой храм?» Его размеры - это тоже пример дара предвидения старца Максима, который благословил строить здесь большой храм, объясняя это так: «Совсем скоро многие православные из соседних губерний слетятся в Оськино, как пчелы. Святитель Николай со Святого места придет к вам!" Рассказывают, как блаженный буквально бегал по территории и все заменял, замерял, а людям казалось: уж слишком большие замеры делал Максимушка. Но Христа ради юродивому виднее...
И, действительно, в советское время, когда храмы были закрыты, разрушены или использовались не по назначению, эта церковь осталась не оскверненной. Она тоже закрывалась, но в 1945 году было дано разрешение службы в ней проводить и верующие со всех окрестных мест сюда стекались. А это и Ульяновская, и Пензенская области, и Мордовия с Чувашией. И далее. Вот тогда-то и были востребованы такие размеры.
ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ
Вот и найдена та духовная нить, которая крепко связывает блаженного Максимушку Пятинского, Никольский храм с.Оськино, его настоятеля архимандрита Адриана (Шитова) и храм Живоначальной Троицы в с.Пятино, где подвизался блж.Максимушка. Помните его пророчество о том, что тело его будет обретено нетленным, а Троицкий храм будет восстановлен. Вот этим Богоугодным делом занялся именно о.Адриан, со своими помощниками и благодетелями.
Итак, 26 июня 2011 года, с разрешения прокуратуры, могила, в которой захоронен старец Максим Пятинский, была вскрыта.
Рассказывают, что не обошлось без искушений. При вскрытии могилы старца понаехала молодежь на мотоциклах, не совсем трезвого вида, и начали они ездить кругами вокруг могилы. Шумели, выкрикивали, что у них крадут святого. Оказывается, они каждый раз, как сильно разболится с похмелья голова, приезжали к нему за помощью. Приложат к голове горсть земли - и боль как рукой снимает. Вот ведь, блж.Максимушка жалел их, помогал...
КАКИМ БЫЛ ОБРАЗ СТАРЦА?
С момента обретения мощей начались труды по увековечиванию памяти подвижника, серьезное исследование сохранившихся архивов. По крупицам собирали информацию о жизни старца. Но, к сожалению, данных и в архивах оказалось очень мало. К тому же, не осталось ни одной его фотографии.
И вот пример доброго сотрудничества на общее благо, когда церковь и современная наука сошлись, что называется, "на одном поле". Чтобы восстановить прижизненный образ старца, о.Адриан с помощниками обратились за помощью в Управление Министерства внутренних дел по Ульяновской области. Для проведения специальной экспертизы передали в органы останки старца. Кропотливая работа по восстановлению портрета Максима Пятинского по его останкам велась несколько недель, нужно было получить более детальное изображение, чтобы впоследствии написать икону, если канонизация, по милости Божией, состоится.
Результаты экспертизы порадовали всех: было точно определено, как выглядел старец Максим Пятинский. Также был установлен его приблизительный возраст - 50-75 лет. По воссозданному изображению, по благословению о.Адриана, был написан образ. Эту работу выполнила уже известная в митрополии иконописец Ольга Соколова, с молитвой на устах, постоянно обращаясь за помощью к самому блаженному Максиму. С иконы на нас смотрит святой жизни старец с ясными лучистыми глазами. Светлый прямой взгляд, добрый, слегка печальный. Смотрит в самую душу, любя её и жалея. И одновременно - испытуя. Когда о.Адриан увидел образ старца на иконе, он твёрдо сказал: "Да, именно таким он и был!" Сердцем почувствовал.
* * *
Теперь, когда мы знаем приблизительный возраст старца Максима, мы можем вернуться к вопросу о годах его праведной кончины. Выше мы писали, что незадолго до Великой Отечественной войны блж.Максимушка умер - на это время указывает, например, Таисия Любимова из с.Пятино. Вторая версия, вспомним, не ранее 1929 года По экспертизе, старцу было 50-75 лет. В 30-х годах ему вролне могло быть 75 (1859-1936) или чуть больше годов (экспертиза определила "приблизительный возраст").
А теперь интересный факт. В одном из домов среди кипы семейных старых фотографий о.Адриан с помощниками увидели фото, которое было подписано: афонский монах. Лик слегка затерт, но черты угадываются. Кто-то предположил: это не старец ли наш Максим? Батюшка долго всматривался, наверное, молился. "Именно таким он и был," - сказал наконец. Но фото не было подписано, что это старец Максим... И что удивительно, облик на фотографии совпал с тем, что дала потом экспертиза. Значит, он всё-таки был на Афоне?... [1] И на Афоне был пострижен в монашество, вериги тоже косвенно это подтверждают. Вернулся в родные края (а дома уже нет), вырыл пещерку (один, или кто-то помог). Потом ему подарили домик в родном Тияпино. А затем пришёл в Пятино (именно пятинцы отметили, что в село пришёл монах), где ещё не был разрушен храм, где теплилась церковная жизнь...
Вспомнились еще слова из краеведческой статьи Сергея Алеферчука об истории Никольского храма в с.Оськино: "...А строить-то хотели сначала маленькую церквушку (1909г.), так как деревня была небольшая. Но здесь жил старец, он был монахом с Афона. И решительно настаивал, что нужно строить храм очень большой. Старец даже сам сделал разметку храма". [2]
(Продолжение следует)
Simbpr.: [Составлено на приходе Свято-Никольского храма с.Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Инзы, настоятель - архим.Адриан (Шитов)]
Автор фото:inza.ulregion.ru
При использовании материала ссылка на составителей жизнеописания обязательна.
Для писем читателей: lesta73@bk.ru
_______
[1] С разных сайтов об афонских подворьях в России. В царское время были Свято-Афонские подворья: в Одессе, Москве и Киеве. До 1922(23) года через Одесское подворье монахи помогали богомольцам попасть в Иерусалим и на греческий Афон. Например, так Антоний Ундоровский отправлялся пешком в Иерусалим... Потом и Одесское подворье закрыли. Но оставались еще монастыри и скиты Абхазии, Нового Афона и другие. Старец Максим вполне мог этими путями воспользоваться.
[2]
https://ortriwar.moy.su/index/pravoslavnye_khramy_inzenskogo_rajona/0-4