Пока ЖЖ работает, а я еще тут, хочу рассказать вам, что посмотрела вчера художественный фильм "Щелкунчик и крысиный король", режиссера Андрея нашего Кончаловского, который посмотреть мне горячо рекомендовала Элка. Плюс, решив предварительно немного почитать о фильме, я наткнулась на неожиданное количество каких-то совершенно истеричных негативных отзывов о нем, отчего мой дух противоречия оживился и велел назло врагам на радость бедной маме немедленно выяснить что же такое этот крысиный король. Этот же дух решительно диктует написать свои впечатления от просмотра. И да, я конечно тормоз потому как осознаю, что судя по обилию отзывов в сети и не только в ней, я посмотрела этот фильм последняя. Ну как обычно, в общем. Но дело не в этом.
Дело в том, что мне фильм понравился.
Во-первых, я смеялась. Местами ржала. Да, как по мне, несмотря на некоторое количество достаточно тяжелых сцен, фильм смешной. И да, это таки феерия. Рождественская, натурально. Авторская феерия, потому что, опять же по моему мнению и не не взирая на масштабность проекта, привлечение известных американских актеров и серьезные бюджеты, Кончаловский по-прежнему снимает авторское кино.
Во-вторых, музыка Чайковского, даже в иногда немыслимой для советского ребенка джазовой аранжировке, даже приглушенная немного нелепыми рифмами и все "отно-си-тель-но", все равно остается музыкой Чайковского. Как ни крути. Плюс красивая картинка. Не знаю, я не смотрела это в 3D, но визуальный ряд, особенно в некоторых сценах, весьма внушает. Плюс великолепная игра этой девочки Эль Фэннинг, исполнительницы роли Мэри.
Ну и в-третьих, сюжет, точнее невероятно-неожиданное прочтение сказки Гофмана, да и традиционного балета в том числе. Сюжет предполагался вкратце такой: "Вена, 1920-е годы. Девятилетняя Мэри живет в доме, который полон прекрасных вещей и одиночества. Накануне Рождества к Мэри приходит ее дядюшка Альберт и дарит ей деревянную куклу - Щелкунчика. Воображение Мэри оживляет куклу, и она попадает в волшебный мир детских грез. Но не все так безоблачно. Армия фантастических крыс во главе которой стоят коварный крысиный король и его мать, собираются поработить человечество и создать Крысиный мир. Щелкунчик начинает решительно действовать и собирает свою армию на борьбу с крысиным королем. Несмотря на волшебство Феи, крысам удается захватить Щелкунчика и превратить его в обыкновенную деревянную куклу при помощи заклинания. Теперь Мэри, Макс и их отважные друзья-игрушки должны помочь Щелкунчику. Друзей ждут суровые испытания и необыкновенные приключения..." и в конце добро традиционно победит зло..
Однако, официальный синопсис аж никак не отражает того, что вы видите на экране. На деле, с первых же секунд картины, зритель сталкивается с различного рода аллюзиями - культурными и кинематографическими, смысловые слои громоздятся один на другой, местами изрядно перегружая сюжет. Слишком много, очевидно, режиссер хотел сказать этим фильмом, отсюда и ощущение перегруженности.
Тут и Альберт Эйнштейн, в роли чокнутого дядюшки Мэри, в игровой форме обучающий детей теории относительности. Тут вам и Зигмунд Фрейд, куда ж без него, и комплекс Наполеона.
Тут и до отвращения смешной крысиный король, которого озвучивал Филлип Киркоров и озвучивал, как я понимаю не случайно. Сразу несколько смысловых пластов, как по мне.
Аллюзия на Третий Рейх, блестящая, лежащая на поверхности и являющаяся лейтмотивом картины. Пугающая, временами, своей правдивостью. Сказочно-прекрасная, конфетно-пряничная Вена, с ее балами, катками, вальсами и оперными ариями, беспечно не замечающая реальной опасности надвигающейся на нее изнутри. Дальше все известно, конечно. Цветущий мир, захваченный крысами в фашистской форме, король-садист, стены кабинета которого украшают реальные фотографии детей из концлагерей, жонглирование оторванной головой,"фабрика дыма" - безжалостная и жестокая, отнюдь не сказочная отсылка к прошлому. Все это уже было, и все это может повториться.
Кроме того, сцена, где крысиный король в парике под Энди Уорхолла, используя словечки вроде "галимый музон", поет голосом Фили и кривляется перед полчищем крыс, просто не нуждается в комментариях. У меня эта сцена стойко проассоциировалась с церемонией вручения премии "Золотой граммофон", да простят меня поклонники этой премии.
Да и не только аллюзию на Третий Рейх, Холокост и всю эту фашисткую нечисть подразумевал режиссер, по моему мнению. Весь этот смысловой пласт, как я понимаю, является и точным отражением нынешней ситуации в России. По крайней мере, по рассказам российских гостей и некоторым выпускам новостей, складывается именно такое впечатление.
Кроме того, кинематографические паралелли с Алисой, Хрониками Нарнии.
Еще один пласт - тема взросления главной героини, девочки Мэри. Сложные отношения с родителями, зарождающаяся женственность в сновидениях и фантазиях, первая детская любовь к изнеженному слабому мальчику, маменькиному сынку, принцу, которого девочке приходится постоянно опекать, спасать, вытаскивать из передряг, тоже очень убедительно и прозрачно.Тема ее брата Макса, истеричного маленького мальчика, что вредничает, ломает игрушки и легко подпадает под "очарование" крысиного короля. Зависть, ревность, агрессия, насилие - крыса есть в каждом из нас, и это тоже очень четко показано в фильме.
Тема самого Щелкунчика, который в образе куклы мерзок и ничем не напоминает ту куклу из советского мультфильма, да и голосок явно подгулял. И в своем истинном обличии - мягкого, лиричного, спокойного, симпатичного мальчугана, ничего общего не имеющего с кривляющейся деревяшкой.
Ну и конечно же добро побеждает зло в конце. Все, как и положено.
Можно ли назвать это детской сказкой? Не знаю. Мне этот фильм показался скорее взрослым, авторским кино в формате детской сказки, точно выдержанной в стиле Гофмана, местами мрачном и зловещем. Глубоко философским, ироничным, по-взрослому зрелищным. Но.
Мои дети, одиннадцатилетний сын и восьмилетняя дочь, посмотрели этот фильм, я бы даже с сказала с удовольствием. Даже попросили записать картину на диск, что бы пересматривать, а мои дети если просят записать или купить им диск с каим-то фильмом - значит пересматривать точно будут, проверено.
Симону, конечно же, заворожила девочка Мэри, елка и танец снежинок. Над крысиным королем она в голос хохотала, в некоторых местах ей было скучно, но в целом фильм отторжения, какого-то страха, испуга, явно негативной реакции у нее не вызвал. Марк, ну мужик, ясный перец, был в восторге от картинки, от всей этой техники, летающих крыс, войнушки и всего прочего. Аллюзию на Холокост он, к слову, тоже углядел моментально. Посерьезнел. Но страха, ужаса, негатива и у него не было. Нормально, в общем.
Мне потому слегка непонятно, я после просмотра еще раз перечитала некоторые "мамские" отзывы на фильм, в которых люди верещат, что их детям показали ужас-ужас-ужас, и как режиссер вообще мог и бедные наши детки, и все такое. Массовый психоз какой-то. Очень хотелось спросить этих женщин: ваши дети не знают о фашизме? Об ужасах Второй Мировой? О Холокосте? Так расскажите им, фигле. И посмотрите какие мультики смотрят ваши дети. По сравнению с этими мультиками и всем, что льется на наших детей с экранов телевизоров, компьютеров, кинотеатров, "Щелкунчик..." Кончаловского - просто "Колобок". Кстати, тот же "Колобок" тоже достаточно жестокая сказка и без хеппи-энда, к тому же.
Ладно, меня уже несет невесть куда, надо заканчивать. А фильм хороший. Стоит посмотреть. Я, во всяком случае, не жалею.