О сексизме в отечественной науке и граблях

Nov 08, 2023 20:16

Сегодня я натолкнулся в Сети на незаконченную брошюру Dissertacija_Sut_Struktura_CHto_delat_Kak.doc неизвестного автора, предположительно, профессора МГУ. Судя по имени файла, заголовок брошюры должен быть: Диссертация -- суть, структура, что делать и как. Файл находится тут: https://distant.msu.ru/mod/resource/view.php?id=14187&forceview=1 . Это методические рекомендации для соискателей учёных степеней на 50 страницах.

На четвёртой странице я нашёл такой пассаж:



Вас не смущает выделенное жёлтым цветом? До 2000 года, пока я не оказался в Канаде, меня не смущало. Мужчинам положено доминировать в технических науках -- тогда считал я. И так продолжает считать почти четверть века позже не известный мне профессор МГУ.

Это моё отношение к "женскому" вопросу в технических науках меня дважды подвело, когда я работал в университетах в Канаде и США.

Первый раз это произошло, когда в феврале 2000 мне довелось проходить собеседование на предмет устройства на работу в маленький канадский исследовательский университет по специальности АйТи. Будучи тогда фактически безработным, я очень волновался и старался понравиться отборочной комиссии. Всё шло хорошо, но в конце собеседования дама, вице-президент университета по учебной работе, спросила, что, по моему мнению, следует сделать для привлечения большего числа женщин в индустрию АйТи. Вопрос мне показался диким. С какого бодуна в этой отрасли нужно увеличивать процент женщин? -- подумал я. И ответил, что способа предложить не могу и дал понять, что не вижу в этом необходимости. На этом собеседование закончилось. При дальнейшем разборе полётов, как позже выяснилось, среди старших членов отборочной комиссии возник спор касательно моего ответа на последний вопрос. Большинство поддержало мою кандидатуру, но вице-президентка (так её назову) на меня "нарисовала зуб". При оформлении на работу начальница отдела кадров мне сказала, что у руководства вуза имеется сомнение, смогу ли я со своим культурным бэкграундом вписаться в их коллектив и лишь настойчивая поддержка со стороны вице-президента по научной работе сыграло решающую роль в мою пользу. Так я получил свой первый контракт на работу сроком на один год. В дальнейшем вице-президентка меня гнобила при удобном случае и контракт мне продлевала только на один год, тогда как большинство моих коллег имело трёхлетние контракты. Я чудом удержался на второй и потом на третий год в этом вузе. В середине третьего года наш вуз расформировали и более половины преподавателей перевели в большой университет, заключив со всеми новые трёхлетние контракты на переходный период (а остальным выплатили зарплату за три месяца и пожелали дальнейших успехов). По случаю завершения этого драматического этапа в наших карьерах, мы, сотрудники ликвидированного вуза, собрались в большом пивбаре, чтобы отметить это событие. В середине застолья в бар пришла вице-президентка и стала по очереди подходить к моим коллегам и о чём-то с ними беседовать. Подошла она ко мне и спросила, как мои дела. Я ей ответил, что получил трёхлетий контракт -- как все остальные. Вице-президентка ничего не ответила, а на её лице я увидел злобное выражение. И лишь сейчас я понимаю, что эта неприязнь была вызвана тем, что когда-то я походя сказал, что много женщин в АйТи иметь не нужно. Но тогда я этого ещё не понял и считал, что главной причиной недовольства вице-президентки было то, что она осталась безработной. В то время ей было 58 лет -- возраст ещё не пенсионный. Впрочем, академическую пенсию она тогда уже заработала.

Попутно замечу, что в то время в Северной Америке в академической среде живо обсуждалась проблема привлечения школьниц и студенток к изучению дисциплин STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics), о чём до попадания в эту среду я никогда не слышал. Этим и объясняется тот каверзный вопрос, который мне был задан на собеседовании. Меня тестировали на предмет того, насколько я смогу вписаться в этот тренд. Должен сказать, что сейчас я смог бы не просто ответить на этот вопрос, но и произнести на эту тему речь минут на двадцать. Но тогда моё мнение совпадало с тем, что выделено жёлтым цветом на скриншоте.

Второй раз я наступил на грабли в 2007 году, уже работая в американском университете. Среди учебных дисциплин я преподавал два курса программирования, которые студенты брали во втором и третьем семестре. И вот в один прекрасный день ко мне на консультацию явилась студентка, которая брала мой второй курс программирования. Сама она работала мелким клерком в больнице по соседству с нашим кампусом и в университете брала курсы с пониженным темпом. Студентка мне сказала, что она испытывает большие трудности с моим курсом, хотя полтора года назад первый курс программирования ей дался сравнительно легко. Немного поговорив с ней, я понял, что учебная программа Business Information Technology, в которой я преподавал, навряд ли ей подходит для карьеры и поэтому брать мой курс программирования ей не стоит. Тем более, что в течение первых трёх недель студенты имеют право бросить курс, не теряя при этом денег, уплаченных за этот курс. Поэтому я сказал студентке, что ей имеет смысл выбрать специализацию полегче. И чтобы её убедить заметил, что в АйТи женщин мало именно потому, что по ряду причин им труднее осваивать эту специальность (имея в виду социальную роль женщины, но явно этого не сказал). Так что не беда, если она бросит АйТи, тем более что она ещё толком не определилась с выбором своей карьеры. На том мы расстались. Как оказалось, студентка оскорбилась и пожаловалась декану, что я предложил ей бросить мой курс потому что она женщина. В Америке это называется сексизмом и может повлечь большие неприятности, вплоть до увольнения. Тогда я с трудом отмазался от такого обвинения. На моё счастье обиженная студентка не пошла дальше декана. Иначе мне было бы несдобровать. В возрасте 61 год найти себе приличную работу было бы невозможно.

Вот такие грабли лежат в университетах в америках-канадах. Но, судя по брошюре, с которой я начал свой рассказ, в ведущем российском университете гендерное неравенство в области STEM не замечают. Более того, считают его в порядке вещей. Как и 23 года назад, я не считаю эту проблему острой. Но всё же.

Добавлено 14-Nov-2023

Приведенные ниже результаты опроса 23 806 российских АйТишников в 2022-2021 дают представление о гендерном неравенстве в России в этой отрасли. Женщин менее одной трети. И, как я считаю, не потому, что они глупее мужчин, а потому, что не хотят на себя взваливать эту тяжёлую ношу. Сокращение численности АйТишников после 35-40 лет -- хорошо известное явление. По достижении этого зрелого возраста многие переходят на руководящую работу или уходят в другую отрасль, не выдерживая бешеной гонки с целью освоения всё новых технологий, которые появляются постоянно.



https://habr.com/ru/specials/773642/

профессор, университет, преподаватель

Previous post Next post
Up