Я живу в Москве уже более полутора лет в довольно благополучном районе между станциями метро Аэропорт и Сокол. Школа, которую посещает мой внук, тоже благополучная. Углублённое изучение иностранных языков (в программе есть английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки -- ученики выбирают для изучения из них два). Есть спортивный, кадетский и ещё несколько профилей дополнительного образования. На ритуальные мероприятия приходят и выступают с дежурными речами знаменитости -- космонавты, выдающиеся спортсмены, известные артисты и прочие селебрити. Огромный контраст со средней школой в каком-нибудь российском Усть-Гадюкинске.
Школу, где учится мой внук, возглавляет очень яркая дама с политическими амбициями. Руководит вверенной ей школой умело, держит весь коллектив в ежовых рукавицах На недавних муниципальных выборах стала депутатом местного органа власти. Молодец. Впрочем, ей нелегко. Немалая часть учеников на занятия прибывают на дорогих иномарках (мой внук приезжает на самокате). Иных его одноклассников доставляют в школу и отвозят домой на майбахах (нет, не родители, а их наёмные водители). С такими родителями директрисе и учителям приходится играть в политику.
Я пару раз слушал яркие публичные выступления директрисы, в которых она с гордостью сообщала высокие проценты выпускников школы, поступивших в вузы. Как будто это единственный критерий оценки качества её работы. Действительно ли единственный?
Засомневавшись, я обратил внимание на название школы - ГБУ Образования. То есть Г-государственное. А в чём заинтересовано государство - подумал я, как системный аналитик. И вот какие сделал выводы.
1. Российскому государству нужны патриоты. Потому, г-жа директриса, прошу сообщить публике:
- какой процент выпускников школы за последние 10 лет отметились в толпе беженцев на пресловутом пограничном пункте пропуска Верхний Ларс в ноябре 2022 года;
- какой процент выпускников школы за последние 5 лет поступили на военную службу добровольно, по контракту.
2. Государству нужны законопослушные граждане. Поэтому, г-жа директриса, сообщите публике, какой процент выпускников школы за последние 5 лет были осуждены за уголовные преступления.
И лишь после это докладывайте о проценте поступивших в вузы. И сравните с другими школами в нашем районе. По всем показателям.
Хотел бы знать, оценивают ли российские государственные органы работу общеобразовательных школ по этим критериям. Подозреваю, что нет и навряд ли они знают, как измерять эффективность воспитательной работы и патриотического воспитания в частности. Я пытаюсь им подсказать, как это делать.
А вы, государственные органы, извольте собирать достоверную статистику для измерения этих критериев и сообщайте эту информацию не только каждому ГБУО, но и всей публике. То есть над этим должно работать не профильное Министерство образования, а всё правительство.
Скажем, у ФСИН и пограничной службы есть своя статистика, но она недоступна ни публике, ни школам, где воспитывали граждан, отличившихся плохим законопослушанием и недостаточной восторженностью политикой государства. Школы не получают необходимой им обратной связи. Поэтому я не виню г-жу директрису. Г-да ковбои, не стреляйте в пианиста. Он играет как умеет.
В общем, у меня назревает новая сверхценная идея. Активно продвигать её я не собираюсь, но буду следить и надеюсь на то, что государство и общество её реализуют ещё при моей жизни.