Эта история началась с рыжей женщины. С медитативной вкрадчивостью кобры она наклонилась ко мне, качнула лунным бедром и сделала предложение, от которого я не смогла отказаться.
Священная всадница ипотечной статистики с нашего нишевого «недвижимого» сайта подсунула мне набор открыток фотографа Козловского 1988 года с видами нашего стольного града Челябинска: «Давай сделаем так же, только как сейчас». За всей суетой мы даже не подсчитали «разницу во времени». В конце концов оказалось, четвертак - 24 года.
Советский Челябинск vs Светлое будущее 2011.
У меня как у начинающего комбинатора в голове и без того бродили «что-то новое», «что-то старое» и «что-то еще», но согнать их вместе и объединить кольцом всевластья не удавалось. Подставился случай.
К осознанию едабельности идеи добавилось противненькое мыслеброжение: треть открыток - фото памятников. «Чего ему сделается? Он же памятник!» - мямлил внутренний голос. Но тут зарыта прелестная инсинуация. Ее еще зовут гнилой подоплекой. Мол, что изменилось в столице Южного Урала за 25 лет? А что если вообще ничего? По-моему, хуже всего, когда мучительно пытаешься отыскать 10 отличий, и понимаешь, что над тобой подшутили.
Ситуацию спас памятник Первопроходцу. Он оказался слаб идейно. То есть гипсом. Первым делом у бедняги отвалилась рука, которой, как ни странно, он никуда не указывал. Шел он, по всей видимости, не вслед за партией, а сам по себе. То есть стоял на набережной в легком диссидентском ореоле. Трещина пошла вверх по позвоночнику и для верности Первопроходца заменили на человека политически более устойчивого - Прокофьева сидящего. К сожалению, пришлось удалить пару коммерческих объявлений из кадра. Серая краска бетонного заборчика скрывает предложение о продаже соли и спайса. Для исторической справедливости нужно было оставить, конечно. Реалия. А куда деваться?
Помимо собственно технической реализации, проект оказался забавен бюрократическим изюмом. Сколько я отправила писем общим содержанием «Пустите нас на крышу, прыгать не будем, мы Вконтакте состоим в группе «Непробиваемые адекваты». А если ебнемся - сами виноваты, честное слово», я уже и не вспомню.
Где-то месяц с отрывом от производства мы лазили по челябинским крышам, беспокоили суровых пенсионеров и пресс-секретарей в смутной надежде, что результат окажется интересен хоть кому-то. Тяжелее всего было проникнуть в «Дом на Площади». Тот, в окна которого уже несколько десятков лет пытливо заглядывает Владимир Ильич. Выход на крышу оказался исключительно приспособлен для суицидальных подростков как пандус для инвалидов. Так что мы слезно ломились в элитные квартиры под видом сотрудников нашего замечательного сайта. Двери в итоге нам распахнул пенсионер крепкой советской закалки: не проверил документы, как у верных тимуровцев, за что Николаю Ивановичу большое фотографическое спасибо.
Потоптали мы самые разные крыши, а кое-какие и не потоптали. Бывало, что мы получали ответы «Вы знаете, ХХ не нравится, что вы будете ходить по нашей крыше. - Почему? - Видите ли, ХХ весьма щепетилен».
Если говорить об ожиданиях, то да, они остались далеко позади. Новый год - как раз то самое время - когда всем захотелось высказаться. И даже мандарин во рту не помешал. Народ лопал салаты, фыркал на ипотечные мыльные пузыри, выдавал ругательную симфонию на Lada Granta и попутно схлестнулся с
нашими фотоизысканиями.
Я вновь почувствовала себя пятилетним ребенком, которого тискают и треплют за щечки, охая-ахая «как же ты выросла, малышка». По-моему, за год это почти единственный проект, которому не шпарили задницу отборной критикой. А в конечном итоге - там есть, по чему пройтись. Правда коллективный разум таки суммировал: зеленый Челябинск канул в Лету. А мы катимся в ад, и весьма удачно 2012 на подходе.