Альтернатива и реальность

Mar 19, 2023 19:45


Одной из проблем японского флота на начало войны за Великую Восточную Азию было отсутствие образцов радиолокационных станций пригодных к установке на корабли. При этом нельзя сказать, что японцы о них "просто не подумали"(тм) или подумали, но не сочли необходимыми. И подумали и сочли
и соответствующие исследования были начаты своевременно, но относительно слабая научно-техническая база Япониии и хроническое безденежье просто не позволяли вести все перспективные разработки опережающими темпами.

И вот когда-то уже давно, решив в очередной раз поальтернативничать за Императорский флот, я задумался над вопросом можно ли было как-то обойти эту проблему не прибегая к читерству? То есть не ускоряя волевым решением морского министра-попаданца разработки в области радиолокации заблаговременно ещё до войны? А действуя по принципу: "Используй то, что под рукою и не ищи себе другое".
Оказалось, что такое решение есть. Было известно, что к началу войны японский флот завершил разработку и начал серийное производство наземных РЛС ОВЦ, сперва в стационарном (№ 1-1), а потом и в мобильном (№ 1-2) вариантах. И тут я подумал, а почему бы такую РЛС не поставить на корабль? Поставить как есть. То есть не приспосабливать её к кораблю (это было бы нарушением принципа), а просто в сборе. Стояла на берегу - постоит на палубе, какая разница.
Идея мне понравилась и я стал её прорабатывать. Было понятно, что наземная станция "как есть" потребует для своего размещения определённую свободную, ничем не занятую и ни для чего не использующуюся площадь палубы. И где же такой корабль взять? На корабле все площади под что-то предназначены.
Но в японском флоте было два корабля (к тому же весьма мною любимых) идеально подходящих для подобного трюка. Гидроавианосцы "Читосэ" и "Чиёда" с их просторными навесными платформами (которые просто напрашивалось утыкать ещё и зенитными автоматами). То есть мы берём мобильную станцию № 1-2, снимаем её с трейлера и монтируем её опорно-поворотное основание на навесной платформе гидроавианосца. Подключаем к корабельной электрической и телефонной сети и вуаля. Выглядеть это должно было примерно так:


Это было тем более хорошо, что я в любом случае планировал ввести эту пару в состав Кидо бутай с апреля 1942 г. (по завершению операций первой фазы) (проект Большое Кидо бутай). Их авиагруппы должны были усилить возможности соединения по ведению воздушной разведки, а также его ПЛО и ПВО. Оснастив же "Читосэ" и "Чиёда" ещё и РЛС я обеспечивал Кидо бутай радиолокационным наблюдением за воздушной обстановкой. Две станции обеспечивали минимальное резервирование (на переходе морем они бы работали посменно, для сбережения матчасти и возможности ППО/ППР, а в бою работали бы обе вместе). Сплошные плюсы. А там бы подоспели специализированные корабельные РЛС.
В общем, я погордился своей креативностью и отложил это дело в дальний уголок памяти.

А при чём тут реальность спросите вы? А вот. Занялся я тут авианосцами типа "Тайё" и вот дохожу до модернизаций в ходе службы. Давно было известно, что в ходе войны на АВ типа "Тайё" установили РЛС № 2-1. И фотография "Тайё" с РЛС, датированная 1943 годом, имеется. Всё ожидаемо, рутинно.


АВ "Тайё"

Это был первый образец корабельной радиолокационной станции ОВЦ/ОНЦ японского флота [1]. Самая первая станция была установлена, для испытаний, на ЛК "Исэ" в мае 1942 г., а с июля того же года началась её установка на различные корабли флота. Станция была достаточно габаритной и тяжёлой, так что устанавливалась лишь на крупные корабли - линкоры, авианосцы, крейсера и эсминцы типа "Акидзуки". Станция имела несколько модификаций, несколько различающихся внутренним устройством и антеннами. Что касается монтажа станций на кораблях, то там тоже были варианты. Для авианосцев (прежде всего "гладкопалубных") был разработан оригинальный вариант монтажа - радиолокационная рубка с антенной целиком утапливалась в колодец под полётной палубой, закрывающийся сдвижной крышкой. При необходимости ввода станции в работу крышка отодвигалась и станция поднималась на уровень полётной палубы. Соответственно, от "Тайё" ожидалось именно это. Но вот дохожу я до воспоминаний бывших членов экипажа "Тайё" и оказалось, что его РЛС была вообще... выкатной. В буквальном смысле. Станция была смонтирована на платформе на катках/колёсиках и хранилась в авиационном ангаре. При необходимости открыть радиотехническое наблюдение станцию закатывали на платформу носового самолётоподъёмника и поднимали на полётную палубу. Если "Тайё" шёл в эскорте, то на день станцию убирали в ангар, чтобы не мешать взлётно-посадочным операциям, а поднимали на палубу только ночью. Неудобно, конечно, но учитывая то обстоятельство, что "Тайё" действовал в основном в тех районах где вероятность внезапного налёта воздушного противника была исчезающе мала - приемлемо. Основным же противником были американские подводные лодки и возможность обнаружить ночью ПЛ в надводном положении и уклониться от нежелательной встречи была далеко не лишней. Если же авианосец просто перевозил авиацию, когда самолёты грузят не только в ангар, но и на полётную палубу, что автоматом исключает взлётно-посадочные операции, то станцию могла находится на полётке всё время перехода. Вот это поворот! - подумал я. И решил повнимательнее присмотреться к той самой фотографии... и, оба-на! Тут дело в том, что на выдвижной РЛС № 2-1 антенна монтировалась на крыше рубки. Есть и фотографии и чертежи, так что эта конструкция хорошо известна.


АВ "Читосэ"




АВ Дзюнъё

Но увеличиваем фрагмент фотографии "Тайё" и видим, что антенна смонтирована не на крыше поста (аппаратной кабины если по-сухопутному), а на боковой стенке:


И где-то мы такое уже видели. Ну вот здесь, например.


Ну, и открываем документацию на № 1-2 и вот она в двух проекциях:




Такие вот дела - всё украдено до нас

Я изобрёл велосипед, а люди прошлого тоже умели креативить, просто мы мало об этом знаем

P.S. Такая же станция стояла ещё на АВ "Унъё", а дальше будем смотреть.
_______________________________
[1] Собственно эта станция и была создана на базе станций № 1-1 и № 1-2. Все эти станции - родные "сёстры".
Как после войны писали американцы о РЛС № 1-2: "This equipment was very similar to and uses a number of units common to the Type 2, Mark 2, model 1, a shipboard radar".

авианосцы разные, война на Тихом океане

Previous post Next post
Up