На прошлой неделе я перенес множественные психические травмы вследствие многократного посещения эльзасских рождественских рынков в связи с приездом мамы. Культурная программа визита этим чистилищем не ограничилась: мы сходили на "Ходорковского", съездили в "милую деревушку", прошлись по музеям, краеведческому, средних веков и изобразительных искусств, и уже в самом конце я сводил маму на работу в театр, где мы вместе увидели, что такое контемпорари смешанный с традиционным словацким танцем.
Journey Home - это несколько обезоруживающее зрелище. Семеро мужчин в шароварах и широких рубахах, но без традиционных мотивов, из которых шестеро танцоры, а седьмой - скрипач, в течение часа разыгрывали структурно оформленные сценки, в которых хореографический почерк каждого так или иначе приукрашивался чем-то словацко-славянским: народная песня, мелодия на скрипке, брейк-данс переходящий в гопак, задорный свист. Все эти юноши начали свою карьеру в традиционном танце, но потом переехали в Бельгию, где каждый выбрал свою творческую траекторию, следуя за тем или иным фламандским хореографом. Теперь они собрались вместе и уже в своем втором спектакле разыгрывают такое вот "путешествие домой". Хотя, как мне кажется, их путешествие как раз направлено в совсем другую сторону. Это скорее уход в новую реальность, прощание с прошлым, с народным танцем, как иконка, которую кладут на дорогу, как семейное фото - что-то очень яркое, красивое, источник воспоминаний, эмоций, но чужому человеку-зрителю не совсем нужное. Красочные вкрапления чего-то "народного" будоражат зал, но это как красные тряпочки: скелет спектакля построен на рахнообразном но не очень оригинальном контемпорари, где каждый танцор представляет свой почерк, свою двигательную схему. Один двигается как парализованный, другой как аутист (тут можно вспомнить исследования французских и бельгийских хореографов в области моторики пациентов психиатрических больниц), третий - почти классический танцор, что-то между Форсайтом и Роббинсом, еще один исполняет заумный брейк, скрипач исполняет что-то отдаленно напоминающее не то Бреговича, не то Лайко, но и его сонаты то и дело прерываются оглушительным шорохом электро.
Еще интересна структура: есть увертюра, в которой строго по-оперному дается мелодия, и каждый персонаж демонстрирует свой почерк, свою линию. Затем прерываемые интермедиями короткие сценки, которые позволяют зрителю предложить разные варианты нарративного прочтения. В конце - хоровое пение и резкий обрыв ровно на середине красивого трио - затем поочередно гаснут цветные прожекторы, ребята сидят на стульях в глубине сцены, а скрипичная мелодия тоже словно падает в тишину - просто и очень эффектно. Еще есть очень красивая хореографическая сценка - такой простой пацанской дружбы между умственно отсталым мальчиком и дворовым хулиганом - почти как у Стейнбека в Of Mice and Men - хотя может быть это мое субъективное видение и не более того. В целом получилось немного грустное ностальгическое представление, не предлагающее, тем не менее, ни общих идей, ни каких-то новых смыслов и форм.