Недавно в Страсбурге прошел интересный вечер канадского инди: В первой части выступали Diamond Rings во главе с исключитеельно неприятным гнусавым юношей, похожим на докризисную версию Патрика Вульфа; играли невнятные каверы и скучные однообразные умц-умц с синтезаторами, мы пропустили первую половину - и не пожалели. В самом конце играли мрачные Junior Boys тоже из Торонто: это незатейливая смесь из громких синтезаторов, рыхлого бита и надоеливого баритона солиста. Очень однообразная музыка, прекрасно отражающая современное состояние электро-попа, когда все друг на друга похожи тягой к ретро-синтам, вокодеру, клетчатым рубашкам и рей-бэнам.
В середине же выступала Кати Стелманис: неловкая и задорная канадка с итальянскими и латышскими корнями, ради которой мы, собственно, и пришли. В этом году она наконец выпустила отличный EP в качестве фронт-вумен группы Austra - и это очень увлекательная вещь. По владению голосом (у нее, кажется, классическое музыкальное образование), своеобразной пластике на сцене она временами напоминает свою более известную и удачливую коллегу - Флоренс Уэлш из Florence and the Machine. Отличается в корне суть: если у Флоренс это современно аранжированный помпезный поп, то у Austra - мечтательный электро-фолк, с упругими басами, звонким голосом и красивыми мелодиями. На концерте вообще здорово - в Lose it есть и замечательный бридж, на который накладывается в финале основная линия, и танцы бэк-вокалисток в фольклорных нарядах и кивок в сторону "Волшебной флейты", и шаманские раскачивания руками, в общем, полный набор. А в Shoot the Water появляется даже кабаре-рояльчик и ксилофон. В одном из интервью Кати Стелманис заявила, что считает инди-рок самым скучным и асексуальным изобретением на свете, и что хочет таким образом, дать жару. Пусть музыка недалеко ушла от собственно инди, и пусть клавишник с длинными кудрями и оленьим взором в рамке из страз воплощает что угодно, но не сексуальность, сама Стелманис "с девочками" (ох, какая там барабанщица!) очень-очень крута. Вот любимая песня.
Ну а вчера по работе смотрел бельгийский цирк. Я, наверное, слишком рано привык к тому, что две буковки BE в афише - это знак ГОСТа. Труппа Feria Musica из Брюсселя показывала немного занудную музыкально-цирковую постановку Infundibulum. На сцене присутствует огромный деревянный обрез желоба, подвешенный под наклоном, по которому ходят и на который бросаются с трапеций артисты. Еще: дрессированная собачка, веселый жонглер, куча тряпок, чтобы мягко падать, воздушная акробатика на канатах, украшенных рубашками и, о ужас, ближе к концу десятиминутный монтаж брусьев-качелей с помощью всех техников театра, на который как-то даже неудобно смотреть - как будто подглядываешь за кулисы. Ну и еще музыкальная группа, играющая на непонятных инструментах бойкий джаз-рок аккомпанемент. В общем, все любопытно, но не более того. Цирк может быть умным и тонким зрелищем, близким к театру, и рассказывать посредством своего пластического языка гораздо больше, чем обычная гимнастика и акропатика. А может быть современным подобием гладиаторского боя, где артист играет "я сейчас рискую жизнью" и идет по канату над пропастью, исполняет десять сальто и приземляется на пирамиду из горящих стульев и так далее и так далее, то есть провоцирует зрителя на восхищенный страх и финальное "о май гад". Так вот увиденное вчера даже по второй шкале где-то недалеко от нуля - восторженно охали только дети, на которых эту нудное действо и было рассчитано.