1915г. "Вездеход", или - Что изобрёл Пороховщиков?

Sep 14, 2021 15:47







Боёвки сегодня не будет.
Будет немного истории малых танков-танкеток и тому подобных бронепехотинцев.

18 мая 1915 года, на пригородном Рижском шоссе, стояла необычная машина, вокруг которой суетились несколько рабочих, во главе с растрёпанным молодым человеком в кожаном кепи и авиационных - или мотоциклетных, что одно и тоже - очках. Поодаль, на обочине, стоял офицер, задумчиво ковырявший носком сапога траву...
Машина представляла собой механическую платформу, опиравшуюся впереди на небольшие колёсики, под днищем машины была видна сплошная резиновая лента, которая, собственно и приводила в движение сей агрегат.
Именно эта деталь и стала причиной остановки. Соскользнув с ведущего барабана в сторону, резина заклинила всю ходовую часть машины. В результате чего, случилась вынужденная остановка.



Подождав немного, и видя что попытки вправить движитель в предназначенное ему русло, не привели к успеху, офицер махнул рукой и предложил прекратить балаган.
Молодой человек в кепи, засуетился пуще прежнего, доказывая, что «вот-вот» и «сеймомент всё будет сделано-с»! в конце концов, дальнейшие испытания были перенесены на «после исправления неисправностей».

Необычная машина и молодец в кепи - вездеход «Вездеходъ», и его создатель Александр Пороховщиков. А в тексте вверху, единственное подлинное фото. И схема, предположительно сделанная самим Пороховщиковым - то, как должна была быть пулемётная башня.
История аппарата началась зимой 1914-15 годов, когда молодой - 33 года - и настырный «изобретатель», взял в осаду военное ведомство России, с предложением создать быстроходный аппарат для доставки донесений, который сможет передвигаться по снегу и пахоте, с как по ровной асфальтовой дороге. Соглашение, автомобиль «Форд-Т» - «для опытов» - и **дцать тысяч рублей с 25 мастеровыми, были оперативно выделены конструктору. В итоге, к вышеназваной дате, А.Пороховщиков, встроил раму автомобиля с мотором и задним мостом, в специально изготовленную раму, которая покоилась на 3-х пустотелых барабанах, плюс еще один такой же, в передней части машины, приподнятый над дорогой, и на двух «рулевых» колесах. На барабаны была натянута резино-полотнянная лента. Которая должна была снизить давление машины на грунт. В результате чего, аппарат принимал свойства вездехода. Каковым именем, аппарат и был поименован. Впоследствии,
Вездеход, показав на ровном и гладком шоссе скорость в 25 верст, отказался передвигаться по болотистой местности. При этом, выявились проблемы с управляемостью - категорически не слушался руля, и с надежностью - постоянно терял движитель. В июле, Пороховщиков подготовил аппарат к показу, заявив что большинство недостатков было исправлено.
Но машина упорно не желала ехать по болоту. Интерес к ней, у военных, быстро угас. Но Пороховщиков не сдавался, и совершил новый финт ушами = «изобрел» железную броню, из двух слоёв железа и амортизирующего слоя «редких морских водорослей».
В качестве лаборатории, был использован всё тот-же ФОРД-Т.
Но это уже другая история.



Бронеавтомобиль системы Порховщикова.

Разумеется,  в реальности, никаким «танком» и тем более «отцом танка», не были ни сам вездеход-«Вездеход» и ни его создатель = Пороховщиков.
Легенда о «отцовстве», была озвучена самим создателем «вездехода», уже в советское время. году в 24-25, когда А.А.Пороховщиков, открыл собственное инженерное бюро, которое всеми силами изобретало «инженерные сооружения» и самолёты. Примерно тогда же, и начала ходить схема «Вездехода» с кривовато пририсованной «типа пулемётной башней». Впоследствии, чрезмерно назойливого изобретателя и инженера, «немного репрессировали». И в 1940м,, слегка расстреляли...



Что характерно, в книге «Современные средства броневых войск», издательства 1933 года. Ни о ААПороховщикове, ни о его «танке», нет ни слова ни полслова. Зато есть бронемашина Менделеева.
Так что же изобрел Пороховщиков на самом деле?
Полугусеничный снегоход, с резинотканевой лентой вместо гусеницы. При этом, даже схема «полугусеничника» была известна до «Вездехода».



1907 год. Полугусеничный грузовик Бемонда. СаСШ.



1909г, машина компании Linn. СаСШ.

И даже резинотканевая лента - не приоритет Пороховщикова. А француза Кегресса.



1911, полугусеничный автомобиль Кегресса. Франция-Россия.

При этом, показанные машины, хоть и с трудом, могли передвигаться вне дорог, а часто и по болоту. Безусловный приоритет «вездехода» = небольшой снего-болотоход, дешовый в изготовлении и простой по конструкции. К тому же, такая машина, легко обходила патент фирмы «Холт»(в будущем «Катерпиллер»), на гусеничный движитель. И можно было строить «Вездеходы» не отстегивая патентодержателю полновесные золотые червонцы.



В 1979 году, в то время очень популярный, и безусловно уважаемый журнал, «Техника Молодёжи», открыл небывалую до тех пор рубрику - «Наш Танковый Музей». Само содержание цикла статей, открывало изумленным подросткам, мир танков, где существовали не только Т-34 и КВ, но и панцеры всех классов, «тигры-Пантеры-Маусы», наряду с Паттонами, Черчиллями, Матильдами и Валентинами.



Цикл этих статей, открывался, альт.стори, в советском стиле. Не секрет, что Царская Россия, не имела своих танков, а первый советский танк = копия французского «РеноФТ» появился только в 1920м, году, что очень сильно огорчало патриотов. Но под давлением официозной пропаганды (россия родина слонов) , удалось найти удачный «выход».
Был выдуман, «дедушка всех на свете танков». Вездеход «Вездеход» Пороховщикова. А дальнейшая пропаганда, за последующие 70 лет, превратила эту выдумку в догму. Спорить с которой просто бесполезно.



Но вернемся к нашим...«Вездеходам».
Первая статья в «НТМ», показывала некий мифический танк, каковой, по мнению автора и художника, мог родиться из «Вездехода», в результате одевания в броню, и вооружения в пулемёт. Масса машины, заявлялалсь в 4 тонны. Что является «танкеточным» весом. Но двигатель в 20 л.с. Даже такую небольшую машину, врядли уже мог сдвинуть с места. При этом, габариты танка, были совсем «не детские».
Длина - 3.6 метра, при ширине в 2 метра.
Для танкетки, это слишком много. Например 7 тонный РеноФТ, был на полметра длиннее = 4.1 метра без «хвоста», и на полметра уже - 1.7 метра шириной, по гусеницам. Приводил в движение танк Рено, 39 сильный мотор. При этом «черепашка» ползала на смешных 8-9 километрах в час.



Безусловно, неудачные решения художника, тем не менее породили целый пласт альт.стори, на тему  = как оно могло бы быть, если бы было на самом деле. Машинке пририсовывали ещё гусениц, ещё брони, ещё моторов и экипажа. Но...
Все эти экзерцисы, не могли быть по одной единственной, и чрезвычайно простой причине = Росийская Империя, просто не имела материальной базы, для создания полноценного танка своими силами.
Тем не менее, моделисты-стендовики, очень любят строить масштабные модели «Вездехода». С такой модели и была начата эта статья.
Разумеется - модель великолепна. Так как построена талантливым мастером.
Александром Рогозиным.



Более реальная, и вполне реализуемая альтернатива. Такой вариант бронирования и компоновки, «Вездехода» появился совсем недавно.



Впервые я его увидел, в ЖЖ Вячеслава Кондратьева. https://vikond65.livejournal.com/793748.html
Машина, вполне умещается в размерах первоначального вездехода «Вехдехода». Водитель остаётся на своем месте, рядом с ним, располагается пулемёт и его оператор.



В этом виде, прикрытый броней в 4.5 - 6 миллиметров, «Вездеход» имеет массу около 3х тонн. И вполне может ползать на скорости до 20 километров. На большее, 22.5 сильный фордовский моторчик, не вытягивает.



К сожалению, этот вариант, типичный случай «послезнания». В реальном, 1915 году, неадекватное поведение изобретателя - склоки и перепалки с заказчиком, отказ возвращать неистраченные деньги, потраченные на ресторанных шлюх, задержка у себя «по личным нуждам» казённого автомобиля, вызвали стойкое неприятие у военных приёмщиков.
Лишь после ноября 1917 года, когда все таланты, и просто умные, бежали от пролетарского террора. Личности, подобные Пороховщикову, авнтюристы и горлопаны всплыли на поверхность, и развернулись в полную ширь.



первая мировая, танк, Россия, 1915г, танкетка

Previous post Next post
Up