Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917. История в картинках. Серийное производство.

Sep 14, 2021 08:26







FT17 первой серии. С литыми башней, подбашенной деталью и хвостовым отсеком.

Начало статьи здесь.

Прототипы танка Рено ФТ, испытания которых были завершены в январе 1917 года, должны были открыть дорогу для заказа серии танков в 150 машин. Но неудачное применение танков СенШамон и Шнейдер, подвесило изготовление серии на тонком волоске. Артиллеристы во французском Генштабе, отдавали предпочтение тракторам для перемещения пушек. И производство танков, они воспринимали как безсмысленные игрушки предназначенные для растраты казённых средств. До конца апреля, бюрократические битвы закончились увеличением заказа на танки Рено, до 1150 штук. Повторные испытания, показали превосходство Рено над более крупными и неповоротливыми М-16 и СА-1.



Схема-разрез танка ФТ-17 первой серии.

Окончательно, сопротивление "артиллеристов" было добито предложением, размещать в башне Рено, 37мм штурмовую пушку. Которая широко использовалась пехотой в атаке и обороне. После этого, количество заказанных танков стремительно выросло сначала до 2500, затем до 3500 штук. В конце 1917 года, заказ вырос до 7820 штук.
Поставки танков начались только в марте 1918 года.
В процессе подготовки серии, пришлось отказаться от литых деталей. И лишь первые 150 танков имели литые башню, подбашенную деталь и хвостовой отсек. Столь массовое литьё брони, не удалось организовать в сжатые сроки.
Удалось наладить только производство литых башен. Которые наравне с клёпанными ставились на серийные машины.





Пушечный и пулемётный варианты танка с клёпанной башней.



Пушка Пюто 37мм. Основное предназначение - уничтожение живой силы врага картечью и шрапнелью, и уничтожение гранатами пулемётных, пушечных и минометных точек по "заказу" своей пехоты. Борьба с танками не предусматривалась.
Главное и единственное предназначение танка Рено - сопровождение в бою и поддержка своей пехоты. Равно как уничтожение пехоты врага и борьба с лёгкими полевыми укреплениями и огневыми точками.





Танки с литой башней.
До конца 1й мировой войны, заводы Франции, в основном Рено, успели произвести примерно 3180 танков. Ещё около 800 штук, было изготовлено после перемирия.
Первое боевое применение Рено, было достаточно обнадеживающим. У командования уже был кое-какой опыт планирования танковых атак. Да и новые машины, оказались удачнее предыдущих "опытов". Малые габариты Рено, и высокая маневренность - не путать с танками в "танчиках" )) - делали их трудной мишенью. Да и специализированной противотанковой артиллерии ещё не изобрели.
Примечательный бой состоялся у восточной опушки леса Рец на фронте Фавероль - Кореи, утром 3 июня. Один взвод 307-й роты «Рено» провел контратаку на Фавероль против частей германской «ударной» 28-й резервной дивизии. Два танка почти сразу были остановлены минометным огнем, остальные три продолжили атаку. Два «Рено», прорвавшихся в глубь немецких позиций, попали в окружение. Против них немцы бросили пехотный полк и два батальона дивизионного резерва. Только объединенными усилиями пяти батальонов удалось вывести оба танка из строя и взять в плен их экипажи. Однако танки обеспечили продвижение своей пехоты до дороге на Троен.
"Рено" FT-17 оказался не только самым массовым, но и самым "воюющим" танком Первой Мировой войны. В течении шести месяцев 1918 года - между 31 мая и 11 ноября, FT-17 имели 3 292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно, причем на долю артогня пришлось 356 единиц.



Тем не менее, как и любая машина, Рено ФТ имел и свои недостатки. В первую очередь - малые габариты. Которые с другой стороны были спасением.
Машина просто падала в воронки и канавы на поле боя, опрокидывалась на косогорах. Застревала в оврагах. Тяжолый гусеничный движитель имел ничтожную живучесть, и к полю боя, танк доставляли в кузове тяжолых грузовиков или на прицепном трейлере.



Опытный танк Рено, в ходе опыта по транспортировке.



Транспортировка танков "Рено ФТ-17" грузовиком "Рено ФУ 7,5Т"

Рено ФТ, с окончанием Великой войны, активно продавался и поставлялся разным государствам. Часто дело ограничивалось маленькой, ознакомительной партией. Но иногда поставки превышали сотни единиц.



Бельгийский Рено. поставлено 54 штуки.



12 Литовских Рено с пулемётом MG-08 столько же Рено получила Эстония.



Один из 75 "румынских" Рено.

11 танков Рено числились в армии Греции на начало войны с Италией в 1940м году. Греди дали жара италианам, так что пришлось вмешаться вермахту...



Один из 10 Рено в Испанской армии. Принявший участие в Гражданской войне 36-39 года.



"Финский Рено".

В 1919 году, 32 танка получила Финляндия. Многие из них дожили до "Зимней войны 39-40гг.
"Финский" Рено в музее.



Несколько танков получил Афганистан. один из них видели в Кабуле в 2010м году.



36 Рено купил правитель Манчьжурии в 1925 году. Впоследствии эти танки перешли в новое государство МанчжоуГо.



Больше всех, танков Рено ФТ получила Польша. Первая партия в 120 машин была поставлена в 1919-20м годах. Позже, в конце 20-х, была получена дополнительная партия в 30 танков.



Польский «Рено» CWS с мелкозвенчатой гусеницей. Польская попытка модернизации в 30е годы.



Польские Рено ФТ, которыми были перекрыты ворота Брест-Литовской крепости.



Несколько десятков танков Рено, получили Белые армии в разных уголках Росийской Гражданской войны. Варианты установки вооружения танков «Рено» FT из состава 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона НРА ДВР: 1 - 37-мм пушка; 2 - 8-мм пулемет Гочкис образца 1909 года с дополнительной броневой защитой; 3 - 8-мм пулемет Гочкис образца 1909 года, 4, 5 - 7,62-мм пулемет Максима с различными вариантами дополнительных броневых кожухов (рис. П. Шиткина).

Рено ФТ, первая мировая, танк, 1916г

Previous post Next post
Up